Лекция 11 (Тема 14) Диагностика девиантного поведения подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные принципы социально- педагогической диагностики Выполнила: Шутикова А.В. группа СП-34.
Advertisements

Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области Социальный педагог Самсонова В.Ю.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Психолого-педагогический мониторинг как важный компонент в создании благоприятных условий для развития и воспитания школьников.
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
Характеристика участия студентов в разных видах профессиональной деятельности учителя-логопеда учебно-воспитательная; диагностико-аналитическая; коррекционно-развивающая;
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Е.Н. СТЕПАНОВ, ПРОФЕССОР ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИПКРО ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ.
Презентация диагностических методик по психолого педагогическому практикуму студентки 231 группы Пискуновой Оксаны.
Транксрипт:

Лекция 11 (Тема 14) Диагностика девиантного поведения подростков

План лекции 1. Содержательные и методические критерии и показатели девиантного поведения. 2. Принципы диагностики девиантного поведения. 3. Методы изучения девиантного поведения ребенка. 4. Формы представления результатов диагностики девиантного поведения подростков.

1. Содержательные и методические критерии и показатели девиантного поведения Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения - широкое и узкое - одинаково употребляются в социологии.

В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства

В нормально развивающемся обществе % населения приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении. Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель.

2. Принципы диагностики девиантного поведения Принципы как наиболее общие требования принято конкретизировать в со­ответствующих правилах, носящих более частный характер предписаний к целесообразному характеру действий. Обобщение результатов исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет сформулировать следующие принципы (и соответствующие им правила) диагностической деятельности педагога.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Этот принцип предполагает выполнение следующих правил: адекватного отражения диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах (если диагностика предполагает измерение); соответствия методик возрастным и личностным особенностям испытуемого; научной обоснованности применяемы методов и результатов диагностики (верификацию данных); оптимизации форм и методов диагностики; сочетания качественных характеристик с количественными, гибкости и стабильности в диагностической деятельности, возможности перепроверки данных.

Принцип целостности в диагностике требует рассматривать объект как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов; при этом система методов должна раскрывать в единстве все определяющие стороны изучаемого феномена.

Он раскрывается в правилах сопоставления данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различны отношениях; комплексности и преемственности применяемых методов; выявления взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

Принцип процессуальности означает рассмотрение диагностируемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания (компонентного состава структуры) объекта, но закономерностей его изменения (в содержании, структуре и функциях) при организации учебно-воспитательного процесса.

Правила, детализирующие этот принцип, состоят в том, что бы не ограничиваться отдельными «срезами состояния», оценка ми без выявления закономерностей развития; выявлять основные причины развития или деструктивных тенденций в диагностируемом объекте; сочетать констатирующие методы с корректирующими; учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка; обеспечивает непрерывность его изучения и естественные условия педагогического процесса.

Принцип детерминизма предостерегает от приписывания оценочных суждений диагностируемому учащемуся или процессу обращает внимание педагога на выявление причинно-следственных связей в диагностируемом объекте, внутренних побудительных сил, которые проявляются в характерных действиях, поступках, отношениях человека.

Правила, относящиеся к этому принципу, предписывают судить о сознании и психике человека по характеру его деятельности поведения и отношений; учитывать единство эмоционального рационального в регулировании действий; обнаруживать не только взаимосвязи, но и взаимообусловленности явлений; использовать результаты диагностики для прогнозирования педагогических процессов и технологизации педагогической деятельности.

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативны анализа динамических тенденций становления.

Этот принцип детализируется в правилах анализа индивидуальных особенностей человека; учета его конкретной жизненной ситуации; различения общего и дифференцированного ходов.

Принцип компетентности означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Он раскрывается в правилах сотрудничества (согласие испытуемого на участие в диагностике); безопасности для испытуемого применяемых методик; доступности диагностических процедур и методов; обоснованности заключений; взвешенности и корректного использования диагностических сведений (разумной конфиденциальности и контролируемого сохранения сведений, предупреждения неадекватных последствий относительно испытуемого со стороны возможных пользователей диагностических данных).

3. Методы изучения девиантного поведения ребенка Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

Информационной является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность, и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.

Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг- тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга. Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.

Для работы с трудновоспитуемыми детьми с успехом используют патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда и другие. Действенным методом влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка к близким людям, является методика изучения социальной близости.

Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам. Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов.

4. Формы представления результатов диагностики девиантного поведения подростков В результате применения различных диагностических методик социальные педагог на их основе составляет следующие документы: Карта обследования жилищных условий трудного подростка. Психолого-педагогическая характеристика девиантного подростка. Карта обследования социальной среды девиантного подростка. Заключение по результатам социально- педагогической диагностики и др. документы

Литература Битянова, М. Диагностика в работе педагога-психолога // Педагогическая диагностика. – – 3.– С.14–18. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», – 288 с. Гайковая, О.Л. Педагогическая диагностика социально- нравственной устойчивости личности подростков / О.Л. Гайковая // Сацыяльна-педагагічная работа. – – 3. – С.80–89. Кулешов, Н.А Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А. Кулешов // Педагогическая диагностика. – – 6. – С. 97–109. Тригуб, Н.А. Диагностика и коррекционная работа в школе для детей со стойким девиантным поведением / Н.А. Тригуб // Педагогическая диагностика. – – 3. – С.128–158. Фёдоров, А.В. Школьники и насилие на экране : ситуативные тесты / А.В. Федоров // Педагогическая диагностика. – – 4. – С.131–157.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !