НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ (глаголы второго спряжения) Урок 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 4.
Advertisements

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ (глаголы первого спряжения) Урок 1.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОНЯТИЕ О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 3.
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю -Ешь -Ет -Ем -Ете -Ут -Ют -у -ю -Ишь.
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
Продолжим путешествие по частям речи. Познакомимся с глаголами, а конкретно со спряжениями глаголов. Внимательно посмотрите на доску:
Сформировать знания учащихся по теме «Глагол» Познакомить их с основными признаками. Научить различать спряжение, наклонение глагола.
Урок русского языка 4 класс Подготовила Учитель начальных классов МБОУ «Бехтеевская СОШ» Киданова Марина Николаевна.
Глагол Глагол Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"
Русский язык 4 класс тема: «Правописание безударных окончаний глаголов»
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Правильные действия – правильная буква. Цели урока: умение распознавать глаголы- исключения и правильно писать их окончания; умение распознавать глаголы-
Спряжение глагола Цель урока: Научиться определять спряжение Правильно писать безударные личные окончания глаголов.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; рассмотреть.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Транксрипт:

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ (глаголы второго спряжения) Урок 2

ПРАВИЛО 1: К глаголам второго спряжения относятся все глаголы на -ить: помнить, дружить. Но односложные глаголы на -ить относятся к первому спряжению: пить, лить, бить и др.

ПРАВИЛО 2: К глаголам второго спряжения относятся глаголы не на -ить, которые имеют ударение на окончаниях -ишь, -ит, - им, -ите, -ат (-ят): гореть – горю, горишь, горит, горим, горите, горят; лежать – лежу, лежишь, лежит, лежим, лежите, лежат.

ПРАВИЛО 3: К глаголам второго спряжения относятся следующие глаголы: Слышать – слышу, слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат Дышать – дышу, дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат Держать – держу, держишь, держит, держим, держите, держат Гнать – гоню, гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят Смотреть – смотрю, смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят Видеть (д - ж), вижу, видишь, видит, видим, видите, видят Ненавидеть (д - ж) ненавижу, ненавидишь, ненавидит, ненавидим, ненавидите, ненавидят Зависеть (с - ш) завишу, зависишь, зависит, зависим, зависите, зависят Обидеть (д - ж) обижу, обидишь, обидит, обидим, обидите, обидят Терпеть (п - пл) терплю, терпишь, терпит, терпим, терпите, терпят Вертеть (т - ч), верчу, вертишь, вертит, вертим, вертите, вертят

ПРАВИЛО 4: При спряжении некоторых глаголов второго спряжения в 1-м лице происходит чередование конечных согласных основы, например: т – ч (вертеть - верчу), д – ж (видеть - вижу), с – ш (зависеть - завишу), п – пл (терпеть - терплю).

КВАРТИРА (ТЕКСТ) У нас трёхко ́́ комнатная квартира. Все комнаты очень светлые. Особенно мне нравится столовая. Наша столовая большая. В центре стоит круглый стол, справа сервант, слева диван, тумбочка, на тумбочке - телевизор. У окна стоит журнальный столик, рядом два кресла. На стене висит картина. Вечером в столовой мы смотрим телевизор. Мать и отец сидят обычно на диване, а бабушка – в кресле. Моя комната маленькая. Там стоит письменный стол, кровать, шкаф, тумбочка. На стене висит зеркало и карта. На столе стоят лампа, компьютер, лежат карандаши, ручки, книги, бумага. За окном парк. Я люблю сидеть у окна и смотреть в парк.

Задание 1 Произнесите правильно: (Безударное [о] как [а]): Особенно, столовая, большая, стоит, тумбочка, телевизор, у окна, рядом, вечером, обычно, моя, кровать, зеркало, на столе, за окном. (Безударное [э] как [и э ]): Сервант, телевизор, на стене, семья, маленькая, лежат. (Твердое [ц]): центр

СЛОВА-АНТОНИМЫ большой маленький слева справа

ПО-РУССКИ ГОВОРЯТ ТАК: Мне нравитсяЯ люблю Мне нравится этот журнал. Мне нравится эта книга. Мне нравится это кресло. Я люблю читать. Я люблю писать. Я люблю переводить.

СИНОНИМЫ Мне нравится я люблю Трёхкокомнатная квартира квартира из трёх комнат

Задание 2 Укажите однокоренные слова. Письменный, … Найдите в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Образец. Кто? – Мы, … Что? – Комната, ….

СУФФИКС -ИК СТОЛСТОЛИК

Задание 3 Суффикс -ик имеет уменьшительное и ласкательное значение. Образуйте от существительных при помощи этого суффикса новые существительные. Стол – столик, дом – домик, двор - …, карандаш - …, корабль - …, куст - …, лист - …, мяч - …, нос - …, рот - …, словарь - ….

Задание 4 Образуйте от существительных при помощи суффикса -н- прилагательные. Прилагательные согласуйте с существительными из скобок. а) журнал (столик) – журнальный столик, футбол (команда), школа (словарик); б) автобус (остановка) – автобусная остановка, трамвай (остановка), район (поликлиника), чай (посуда).

Задание 5 Спишите. Употребите слова из скобок. 1. У нас (двухкомнатный) квартира. 2. Все комнаты (светлый). 3. (Мой) комната (большой). 4. Я люблю сидеть в (кресло) и смотреть телевизор. Прочитайте ещё раз текст (слайд 6) и ответьте на вопросы: Что стоит в столовой? Что стоит в маленькой комнате?

УПРАЖНЕНИЕ 1 Прочитайте, перепишите и выучите диалог. РАЗГОВОР - Здравствуйте, Фёдор Михайлович, к Вам можно? - Пожалуйста, Пётр Иванович, проходите. Раздевайтесь. - Простите, я только на одну минуту. Вы получаете журнал «Новое время»? - Да, получаю. - Дайте мне, пожалуйста, последний номер. Говорят, там есть интересная статья о космонавтах. - Пожалуйста, вот этот журнал. 1. Вы пришли в гости. Что надо сказать хозяевам? 2. К вам пришли гости. Что надо сказать тем, кто пришёл?

СЛОВА-АНТОНИМЫ последний первый

УПРАЖНЕНИЕ 2 Вместо точек употребите глаголы учить, ходить в форме настоящего времени. Я … стихи. Вы … стихи? Он … стихи. Ты … стихи? Мы … стихи. Они … стихи. Он … в кино. Мы … в кино. Я … в кино. Вы … в кино? Ты … в кино? Они … в кино.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Вместо точек употребите глаголы любить, помнить в форме настоящего времени. Я … читать. Ты … читать? Они … читать. Мы … читать. Вы … читать? Она … читать. Они …. эти слова. Ты … эти слова? Она … эти слова. Я … эти слова. Вы … эти слова? Мы … эти слова.

УПРАЖНЕНИЕ 4 Дайте ответы. В ответах употребите слова из скобок. 1. Что ты делаешь? (готовить обед) 2. Что делает этот мужчина? (косить траву) 3. Что делает эта женщина? (звонить по телефону) 4. Что делают эти дети? (учить стихи)

УПРАЖНЕНИЕ 5 Поставьте вопросы к глаголам. Образец. Я готовлю обед. – Что ты делаешь? Мы готовим обед – Что вы делаете? 1. Я готовлю завтрак. 2. Он учится в техникуме. 3. Пётр звонит по телефону. 4. Мы косим траву. 5. Они пилят дрова.

Составьте и запишите предложения Что делает этот мальчик?Что делают отец и сын?

Составьте и запишите предложение Что делает эта девушка?

УПРАЖНЕНИЕ 6 Дайте ответы. В ответах употребите глагол дежурить. 1. Что вы де ́́ лаете вечером? 2. Что делает вечером Юля? 3. Что делают вечером Виктор и Борис?

УПРАЖНЕНИЕ 7 Составьте и запишите предложения с глаголами варить, пилить, держать, кричать, видеть, гореть в форме настоящего времени. Образец. Сейчас моя мама варит суп.

УПРАЖНЕНИЕ 8 Вме ́́ сто точек напишите нужный глагол в форме настоящего времени. Слова для вставки: ехать, помнить, нравиться, говорить, спрашивать, заниматься. Образец. Они много …. – Они много занимаются. 1. Учащиеся … каждый день. 2. Они … на стадион. 3. Вы … этот текст? 4. Учитель … детей. 5. Ты … по-русски? 6. Мне … эта статья.

УПРАЖНЕНИЕ 9 Спишите. Поставьте ударение. Перескажите. ДОМА ИЛИ В ГОСТЯХ? Один известный профессор сидит в гостях. Уже поздно, а он не идёт домой. Профессор что-то весело говорит, смеётся. Потом тихо спрашивает жену: - Не пора ли спать? Но где положить гостей? Где взять подушки и одеяла для всех? Жена также тихо отвечает: - Мой дорогой, а почему ты не хочешь спать дома? Ведь сегодня не у нас гости, а мы сами в гостях.

УПРАЖНЕНИЕ 10 Расскажите, какая у вас квартира. Сколько в квартире комнат? Какая мебель стоит в вашей комнате?

Благодарю за внимание! Желаю успехов в овладении русским языком! Составила: Н.Н. Гордей