ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНИКИ КОЛЛАЖ В РАБОТЕ С ТЕМОЙ «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА» Демидова Татьяна кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сводная таблица архетипов. RUSSIA BAV 2004 – ALL ADULTS – UNIVERSE* ADJUSTED *Universe: juices, canned vegetables, ketchup, dairy 100% Gold Actilife Actimel.
Advertisements

Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Индивидуальное консультирование Психолог, психотерапевт Екатерина Кадетова.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Что такое идеальная семья? Семья это мини-общество, Семья это мини-общество, ячейка, с которой всё и начинается. Идеальная семья это семья, объединенная.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- КОРРЕГИРУЮЩАЯ функция: Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно- познавательной деятельности; Понимание образовательных.
Психологические принципы и подходы Главной целью моей работы является охрана психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному.
Возможности творческого самовыражения в боди-арт Урок изобразительного искусства или занятие дополнительного образования с применением элементов методики.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
презентация Здравствуй, песок
Общение как взаимодействие 10 класс профиль. План 1.Две стороны взаимодействия 2.Стратегия взаимодействия в процессе общения 3.Общение в юношеском возрасте.
Арт – технологии в образовательном процессе. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Н.Е.Ильин.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Психолог в школе. Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям: коррекционно-развивающая работа - арт- терапия (сказкотерапия,
Транксрипт:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНИКИ КОЛЛАЖ В РАБОТЕ С ТЕМОЙ «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА» Демидова Татьяна кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики художественного образования Херсонский государственный университет г. Херсон Украина

Практическим психологам необходимы методы, которые одновременно включают в себя диагностику; терапию (процесс, целью которого является нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности). Одной из эффективных техник современной Арт-терапии является коллаж наглядный; предоставляет возможности для диагностики; имеет терапевтический эффект.

Коллаж (франц.) collage наклеивание ( картинок; фотографий; деталей; надписей). Главное в коллаже это возможность человека выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание определенной темы. Изготовление коллажа структурирует экспрессивный процесс; стимулирует возникновение символов; способствует осознанию символов по заданной теме.

Чем ближе символ соответствует архетипу, тем более сильную, эмоционально выраженную реакцию вызывает он у автора. АРХЕТИП (греч. archetipos ) первичный образ, оригинал Архетипы - "образы коллективного бессознательного" (К. Юнг) Архетипы - древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов и самой культуры в целом, переходящие из поколения в поколение.

Целью работы с тематическим коллажем «Мужчина и Женщина» является поиск своего архетипа и своих паттернов поведения в отношениях с противоположным полом. Поиск источника проблемы связан с поиском своего архетипа в мифе, который может помочь объяснить то, что происходит в отношениях мужчины и женщины. Мы предлагаем исследование мужских и женских архетипов в коллаже на примере греческой мифологии, отраженной в книгах

После создания коллажа, где необходимо отразить отношения между мужчиной и женщиной, мы предлагаем найти свой архетип. Основой поиска своего архетипа являются сильные стороны богов/богинь, то есть те качества, которые личность признает в себе.

Сильные стороны (архетипы богов) 1.Умение использовать власть; умение плодотворно работать; решительность. 2.Верность; способность чувствовать. 3.Богатый внутренний мир; беспристрастность. 4.Умение ставить цели и достигать их; любовь к ясности и форме. 5.Способность схватывать идеи и передавать их; дружелюбие. 6.Единство эмоций и тела; эмоциональная выразительность. 7.Творческие способности; умение видеть и создавать красоту; умение работать руками. 8.Склонность к чувственному опыту; любовь к природе; страстная натура. Сильные стороны (архетипы богинь) 1.Способность ставить цели и достигать их; дружба с женщинами; независимость; автономия. 2.Способность мыслить; решать практические задачи; быть стратегом; создавать сильные союзы с мужчинами. 3.Способность наслаждаться одиночеством; ощущение духовного смысла. 4.Способность создавать пожизненные обязательства; верность. 5.Щедрость; способность относиться к другим по-матерински. 6.Восприимчивость; способность ценить воображение и сны; потенциальные психические способности. 7.Способность наслаждаться удовольствием и красотой; быть чувственной и творческой.

После того, как выбор одной из сильных сторон сделан, появляется возможность соотнесения ее с характеристиками архетипа по предлагаемым таблицам (для мужчин/женщин). Архетипические роли Важные отношения Слабые стороныСильные стороны ЗЕВС - бог неба, патриархальный бог, царь, создатель союзов Жена Гера, дети - сыновья и дочери Беспощадность; эмоциональная незрелость; самомнение Умение использовать власть; умение плодотворно работать; решительность ПОСЕЙДОН - бог моря, патриархальный бог, царь, эмоциональный мужчина Жена Амфитрита, враг Одиссей Разрушительная и нестабильная эмоциональность; заниженная самооценка Верность; способность чувствовать

Архетипические роли Важные отношения Слабые стороныСильные стороны ГЕРА - богиня брака и семьи, уязвимая богиня, жена, создательница обязательств Муж Зевс Ревность, ярость, мстительность, неспособность оставить разрушительные близкие отношения Способность создавать пожизненные обязательства; верность ДЕМЕТРА - богиня плодородия, уязвимая богиня, мать, воспитательница Дочь Персефона Депрессия, поощряющая зависимость, незапланированная беременность Щедрость; способность относиться к другим по-матерински ПЕРСЕФОНА - богиня подземного царства, уязвимая богиня, мамина дочка, восприимчивая женщин Мать Деметра, муж Гадес Депрессия, уход в нереальность, манипуляция Восприимчивость; способность ценить сны и воображение; потенциальные психические способности

Следующим этапом работы является совместный поиск проекции выбранного мифа в пространстве коллажа и осмыслением того, как выбранный архетип проявляется в жизни. Например: Деметра - архетип материнства. Богиня плодородия и земледелия, воспитательница и мать.

ТИПИЧНЫЕ ПАРЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН (архетип Деметры) Мужчина «сын» - возлюбленный Талантливый, восприимчивый человек, который ощущает себя непонятым другими, не ценящими его индивидуальность. Мужчина, ищущий женщину материнского типа хочет, чтобы она была заботливой, теплой, отзывчивой, следила за его питанием, покупала ему одежду и держала ее в порядке, направляла к врачу или дантисту, когда это ему необходимо, устраивала его социальную жизнь. Мужчина социофаг действует исходя из представления, что его потребности дают ему право получать. Он не способен к эмоциональной близости, пониманию, признательности. Мужчина «семейного типа» Мужчина «семейного типа» имеет сильное желание иметь семью. Этот тип мужчин «хороший папочка» для своих детей, но он также присматривает и за ней. Мужчина семейного типа помогает ей осуществить себя через рождение детей.

Работая с темой «Мужчина и женщина» в арт-терапевтической технике коллаж необходимо обратить внимание на следующие опорные элементы

расположение листа бумаги - основы для коллажа (горизонтально или вертикально); выбор изображений, размещение картинок, время создания, комментарии автора, его эмоциональные реакции

дистанция между картинками, наложение элементов один на один, заклеивание одной картинки другой; соотнесение символов с их пространственной организацией – с права налево, сверху вниз, центр композиции; выход за границы основы для коллажа; используемая символика

Возможности арт-техники коллаж Арт-техника коллаж является экологическим средством работы с личностью и имеет широкий диагностический потенциал, который основан на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». Знание архетипов богинь и богов позволяют женщинам и мужчинам разобраться в собственных проблемах, разочарованиях и источниках удовлетворенности. Предложенная схема анализа индивидуального тематического коллажа «Мужчина и женщина» в мифологическом измерении с использованием архетипов зарекомендовала себя как достаточно эффективная. По отзывам участников, анализ коллажей позволил им расширить понимание межличностных отношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с противоположным полом и возникающие при этом трудности.

Ценность психотерапевтической работы в арт-технике коллаж заключается в том, что человеку предоставляется возможность переделать то, что хочется изменить (переклеить по уже готовой поверхности). Новые модели поведения могут быть смоделированы в символической форме, прежде, чем они найдут свое выражение в реальном поведении и будут осмыслены. Восприятие и переработка символической информации имеют равную ценность и дополняют друг друга.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ