УРОК ПОВТОРЕНИЯ V класс
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология проблемного обучения Технология «Педагогика сотрудничества»
ПЛАН УРОКА: Постановка проблемы. Значение цивилизации Древнего Рима. Общая характеристика. Арка – универсальный элемент римской архитектуры. Обсуждение проблемного вопроса. Дворец Диоклетиана. Сплит. Хорватия.
«Бездумные, далекие от философии, лишенные искусства, с расовыми инстинктами, доходящими до зверств, бесцеремонно считающиеся лишь с реальными успехами, стоят они между эллинской культурой и пустотой». Освальд Шпенглер Не все можно понять пятикласснику в высказывании философа Шпенглера. Ясно одно: к цивилизации Древнего Рима он относится резко отрицательно.
Бесконечные войны, гладиаторские бои, массовое использование рабского труда, Нерон и Калигула… Зная историю Древнего Рима, с философом трудно не согласится. Поспорим?... PRO:CONTRA:....
Значение цивилизации Древнего Рима. Римское право: Тщательная разработка понятий. Защита личного достоинства. «Каждый считается невиновным, пока не доказано обратное». Законы о собственности. Латынь – язык науки. Крылатые выражения.
Современные европейские города. Париж. Лондон. Кельн. Марсель. Люди, вошедшие в мировую историю. Братья Гай и Тиберий Гракхи. Гай Юлий Цезарь.
Архитектура. Колизей. Пантеон. Изобретение бетона. Дворец Диоклетиана. Сплит.
Иераполис. Турция. Дворец Диоклетиана. Сплит.
Арка – дугообразное перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами.(столбами, колоннами, устоями моста). Иераполис. Турция. Арка - универсальный элемент римской архитектуры.
АРКА ТРИУМФАЛЬН АЯ АРКА МОСТАМФИТЕАТРВОДОПРОВОДУКРЕПЛЕНИЯ
Термы. Иераполис. Памуккале. Турция.
Триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г.н.э. строга и торжественна. Однопролетная мощная арка высотой 14,5 м. была задумана как постамент для статуи императора, которая не сохранилась. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени. Триумфальная арка Тита. Италия.
В Испании, близ португальской границы стоит мост Алькантара, построенный на рубеже III вв. архитектором Гаем Лацером. Недалеко от моста нашли надпись на мраморной плите: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим». Всего же в Европе сохранилось около трехсот римских мостов. Многие из них используются до сих пор. Мост через реку Тахо. Испания
Колизей (амфитеатр Флавиев). «Архитектор, строивший Колизей, рискнул быть простым.» Стендаль.
Вершиной римской архитектуры считают Колизей. В плане Колизей – эллипс, длинна 188 метров. Фасад – грандиозная трехъярусная аркада. Ее строгий ритм нигде не прерывается и не видоизменяется. Замечательно его композиционное единство и цельность.
Акведук был сооружен по приказу Марка Агриппы, сподвижником императора Августа, и введен в эксплуатацию в 19 г.н.э. Акведук выполнен из крупных каменных блоков, уложенных насухо (без связующего раствора). Акведук в Ниме исправно функционирует до настоящего времени. Акведук в Ниме. Южная Франция.
Ростокинский акведук. Россия.
Эти ворота, высота которых 29,3 метров были построены в 180 году н.э. без применения цемента. Во времена Древнего Рима они выполняли функцию городских ворот. Светлые песчаные квадратные камни весом до 6 тонн римляне распиливали с точностью до миллиметра бронзовыми пилами, которые приводились в движение мельничным колесом. Черные ворота в Трире. Германия.
Примером использования арочных конструкций послужили знаменитые сооружения древности. Дошедшие до наших дней, они привлекают миллионы туристов своим величием. Однако неприметные остатки великой цивилизации: фундаменты зданий, акведуки и колодцы, некрополи и дороги – могут дать нам не меньше аргументов для нашего спора.
За две тысячи лет не пересохли римские колодцы в засушливых предгорьях Балкан…. И в древнем резервуаре всегда можно найти воду для полива. Далмация. Хорватия.
Поведем итог: «Древний Рим оставил богатое культурное наследство, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, дорог, акведуков и мостов /…/ поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.» В.И. Кузищин
Сплит. Хорватия. Церковь св. Доната (IX в.) построена на фундаменте римского дворца. На титульном слайде – внутренний объем храма с остатками античных колонн.
Давайте вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока. Ваше мнение? PRO:CONTRA:....
ЛИТЕРАТУРА: История Древнего Рима. Под. Ред. В.И. Кузищина. М., Уроки античной культуры. Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. М., htmlhttp://sarmata.livejournal.com/ html Фото автора.
Виноградова Марина Викторовна учитель истории