Задание В5 по истории ЕГЭ – 2014 г.
Закрепощением или закрепощение Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян. Ответ: ___________________________.
классицизм
колхозы
разрядка
концессия
выкупные платежи
ленд-лиз
местничество
наркоматы
посад
черносошные
контрибуция
сепаратным
засечными
вотчина
Освобождениетруда
пожилое
ревизии
экстенсивный
отрезки
погост
вече Напишите пропущенное слово. «На __________________ сходились все свободные люди. Этот орган власти ведал вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждал законодательство. Он активно вторгался в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, он мог пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодно- му князю «от ворот поворот». Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей этого органа власти, так как в его распоряжении находилось народное ополчение основа военной организации Древнерусского государства». О т в е т : ____________________________
Аввакум Напишите пропущенное слово. «Протопопу предлагали место царева духовника, справщика книг, любую другую должность при условии его примирения с Церковью. Но как раз на последнее рассчитывать и не приходилось. Об этом свидетельствовала поданная протопопом царю обширная челобитная (так называемая первая, так как за ней последовали еще четыре). В этом послании ___________________ обвинял патриарха и в тяготах войны с Польшей, и в «моровом поветрии» 1654–1655 гг., и во многих других напастях. Выход, по мнению протопопа, один «отложить служебники новые и все его затейки дурные». О т в е т :.
Перов Напишите пропущенное в тексте имя автора картины. «В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе»,________________ написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине: монах и инвалид-солдат. Один разжиревший от праздной жизни, другой нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком-поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Сева- стопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу-свету». О т в е т : ___________________________
Керенский Прочтите отрывок из труда историка и напишите имя исторического деятеля, пропущенное в тексте. «Среди меньшевиков, эсеров и части большевиков преобладало мнение, что нужно поддерживать Временное правительство по- стольку, поскольку оно будет защищать и развивать завоевания реголюции, тем более что в составе кабинета князя Г. Е. Львова был и бывший лидер Трудовой группы IV Государственной Думы, а ныне эсер, адвокат _____________________________, блестящий демагогический талант которого покорял в то время сотни тысяч людей». О т в е т : _____________________________
Черномырдин Напишите имя государственного деятеля, пропущенное в тексте. «Он был прочно связан с прежней экономической элитой, но в то же время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин, «понял логику действий не со стороны, а изнутри». Назначение его премьером позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых ре- форматоров» в том, что они не знают реальной экономики, промышленности. ____________________ как представитель слоя «директоров- предпринимателей» был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованных в стабилизации». О т в е т : ___________________________________
Василий Темный Прочтите отрывок из летописи и напишите имя великого князя, о котором говорится в летописи. «Ратники Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского скоро пошли к монастырю (Троице-Сергиегому) … И взял великий князь икону со гроба святого Сергия и пошел к дверям южным (Троицкой церкви), отпер их и встретил князя Ивана в дверях тех, говоря: «Брате, цело- вали мы животворящий крест и сию икону в церкви сей живоначальной Троицы у сего гроба чудотворца Сергия, чтобы не замыш- лять никому из братьев никакого лиха. А ныне не ведаю, что будет со мною» … Иван вывел его из церкви и из монастыря, и посадил его в голые сани, и отъехал с ним к Москве… В среду на той же неделе ночью ослепили князя великого…» О т в е т : ____________________________________
Елизавета Прочтите фрагмент записок современника и напишите пропущенное в нём имя императрицы. «Императрица _________________ объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию». О т в е т : _________________________
Антанта Напишите название международного союза, пропущенное в тексте. «В конце августа 1907 г. в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и британским послом А. Никольсоном были подписаны три соглашения об Иране, о Тибете и об Афганистане. Если тибетский вопрос оказался сравнительно легким, то проблемы Ирана и Афганистана в англо- российских отношениях оказались запутанными и спорными. Англичане долгое время оставались неуступчивыми, и дело продвигалось медленно. В Иране позиции русских значительно укреплялись. Весь Иран был поделен на три зоны русскую, нейтральную (между русской и английской) и английскую. Британская зона прикрывала подходы от Ирана к афганской границе. Стороны обязывались не вмешиваться в чужие сферы влияния, а в пределах своей зоны получали возможность финансового контроля за деятельностью иранского правительства. Нейтральная зона становилась полем конкурентной борьбы России и Англии. Англо-российские соглашения стали одним из этапов, в ходе которых сложилась ___________________________». О т в е т : _________________________
Источники: Демоверсия 2014 г. по истории ЕГЭ Пономарев М. В. ЕГЭ История России : тематические тренировочные за- дания / М. В. Пономарев, В. А. Клоков. М. : Эксмо, с. (ЕГЭ. Тематические тренировочные задания).