«Старшие жанры» русского классицизма. Период зрелого классицизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
Advertisements

Основные литературные направления Урок литературы в 9 классе.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Автор Мартыненко О.В. Д.И.Фонвизин и его время Заочное путешествие.
Классицизм Понятие о классицизме Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре VII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Основные особенности: 1.«Раскол» русской культуры: культурный «раскол» между высшим и низшим сословиями идеологический «раскол» между образованным слоем.
З е м н а я о с ь У д е л ь н ы й в е с Р а в н о в е с и е т е л Кислота М а г н и т н а я с т р е л к а Квасцы В о з д у ш н ы й н а с о с.
Древнерусская литература X – XIII вв. Русская литература XVIII в. Русская классическая литература XIX в. XVII – начало XVIII в. Западно- европейский классицизм.
Из русской литературы XVIII века. Первая половина XVIII века Что знаю об этом периоде Соответствует/не соответствует (+/-) Сведения, не вошедшие в 1 графу.
Классицизм в русском (литературном) искусстве.
Проверочная работа по теме «Классицизм» для учащихся 9 класса.
Классицизм Классицизм – художественный метод в европейской культуре ХVII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам.
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.
Русская литература XVIII века – литература классицизма XVIII век век Просвещения век Просвещения век абсолютной монархии век Екатерины II.
Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века. Учитель русского языка и литературы.
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Транксрипт:

«Старшие жанры» русского классицизма. Период зрелого классицизма.

Формирование русского классицизма ( ) «Старшие» жанры русского классицизма Сатира в творчестве А. Д. Кантемира Приемы и способы эстетического распределения этически противоположных идей порока и добродетели Сатирическая установка отрицания, разоблачения и осмеяния бытописание и жизнеподобие национально-своеобразная разновидность сатирического смеха – «смех сквозь слезы» (О опасности сатирических сочинений. К музе своей) Знаю, что правду пишу и имен не значу, Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу. Но мы не можем удержаться От пения твоих похвал. Ужасный чудными делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни; Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Ода на день восшествия на всероссийский престол Сквозь все препятства он вознес её Величества Государыни Императрицы Главу, победами венчанну, Елисаветы Петровны 1747 года Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

Торжественная ода как ораторский жанр у М. В. Ломоносова В торжественной оде – общенационально-социальное проявление авторской личности, голос Ломоносова – это голос нации, собирательного россиянина. «Одический канон»: устойчивый метр и устойчивая строфика (10-стишные строфы с рифмовкой aБa БввГддГ). Эволюцией жанра торжественной оды: o Ломоносов программы общественного преобразования o Сумароков поучения и предостережения монархам, средство воспитания гражданского сознания дворянина, формирования общественного мнения; o Державин – широкое отражение жизни; смешение стилистических пластов Анакреонтическая и духовная оды лирические жанры формы проявления авторского личностного начала в них. «Ода, выбранная из Иова», «Размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» Разговора с Анакреоном

Конец 1760-х гг. – первая эпоха гласности – расцвет публицистических жанров и периодических изданий 1769–1774 гг.

Возникновение общественного мнения Развитие периодической печати Новое поколение писателей – интеллигенции Екатерина II, Ф. Эмин, Н. Новиков, Д. Фонвизин, И. Крылов 1759 – первые частные журналы (Трудолюбивая пчела Сумарокова) 1769 – Всякая всячина Екатерины II, Адская почта Эмина, Трутень Новикова (Пустомеля, Живописец, Кошелек; в Москве – Утренний свет) 1779 – Типографская и Переводческая компании 1783 – Указ о разрешении частных типографий и цезура 1788 – Друг честных людей, или Стародум Фонвизина 1789 – Почта духов… Крылова 1796 – Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг Журналистика – первая эпоха гласности

Зрелый классицизм и новые тенденции х гг. Самоосмысление литературы (сатира в улыбательном духе, без личностей и без упоминаний недостатков государственно- политического строя России сатира на личности и конкретные пороки общественной жизни). Утверждение рядом с «высокой» литературой (поэзией) публицистики («прозы» – злободневной и художественной). Тенденция перехода от единого миро образа к множественности точек зрения, от риторической упорядоченности к многоголосию тем, подходов и языков. Утверждаются соответствующие этому жанры: эпистолярные формы (письма и циклы писем языковые характеристики, диалогические и драматические элементы), путешествия, пародии официальных и бытовых документов. Связь с драматургией и сатирическим романом.

Кризис иерархической жанровой системы классицизма Драматургия Д. И. Фонвизина (Бригадир, 1766; Недоросль, 1787–82 ) «исправление нравов», нарушение единства тона, слово в комедиях Фонвизина. Лирика Г. Р. Державина и процесс перестройки русской лирической поэзии (скрещение высокого и низкого, активизация выражения авторского, личностного начала) тяготение к синтетическим жанровым структурам (ода и сатира в Фелице), сближение исторического события и частной жизни, новизна содержания и стиля, образ автора и образ героя в лирике Державина, автобиографизм поэзии Державина.