Педагогика Представление дисциплины. 2 Общие сведения по дисциплине Название педагогика Название педагогика Читается для специальностей социальная работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Advertisements

Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Коррекция поведенческих отклонений дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование, профиль: «Дошкольное образование»
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
ТЕМА 1 ЛЕКЦИЯ 1. «Теория и методика обучения физической культуре» (ТиМОФК) в структуре подготовки педагога физической культуры. 1.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Идеальная цель: подготовка детей с отклонениями в развитии к полноценной жизни, их социализация, к умению реализовывать в жизни свою индивидуальность.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ). В современных условиях особую важность приобретает подготовка высококвалифицированных педагогов- психологов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности Денисова Л.В. педагог-психолог МОУ.
Транксрипт:

Педагогика Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название педагогика Название педагогика Читается для специальностей социальная работа Читается для специальностей социальная работа Важность изучения дисциплины ситуация становления новой области науки и профессиональной деятельности - социальной работы предопределяет появление ряда проблем, наиболее важной из которых является подготовка специалиста, способного не только качественно выполнять свои обязанности, но и развивать и обновлять систему социальной помощи, защиты и поддержки населения в соответствии с достижениями мировой практики в этой области и отечественной культурно-педагогической традицией. Важность изучения дисциплины ситуация становления новой области науки и профессиональной деятельности - социальной работы предопределяет появление ряда проблем, наиболее важной из которых является подготовка специалиста, способного не только качественно выполнять свои обязанности, но и развивать и обновлять систему социальной помощи, защиты и поддержки населения в соответствии с достижениями мировой практики в этой области и отечественной культурно-педагогической традицией. Сфера профессионального использования: работа в учреждениях образования, учреждениях социальной защиты населения, учреждениях, относящихся к ведению МВД и Министерства юстиции, учреждениях комитетов по делам молодежи и т.д. Сфера профессионального использования: работа в учреждениях образования, учреждениях социальной защиты населения, учреждениях, относящихся к ведению МВД и Министерства юстиции, учреждениях комитетов по делам молодежи и т.д.

3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению теоретических основ и технологических аспектов педагогической деятельности, являющейся содержательным стержнем профессий типа «Человек –Человек». Поэтому курс «Педагогика» рассматривается нами как важнейшая часть профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является обеспечение усвоения теоретических основ современной педагогической науки, способов педагогических действий и опыта творческой деятельности, необходимых для эффективной организации деятельности специалистов по социальной работе, в особенности тех, кто сориентирован на работу в образовательных учреждениях, а также на работу с семьёй и детьми Основной целью дисциплины является обеспечение усвоения теоретических основ современной педагогической науки, способов педагогических действий и опыта творческой деятельности, необходимых для эффективной организации деятельности специалистов по социальной работе, в особенности тех, кто сориентирован на работу в образовательных учреждениях, а также на работу с семьёй и детьми Задачи: усвоение студентами теоретико-методологических основ педагогики; формирование у студентов ценностных представлений об обучении, воспитании, целостном педагогическом процессе, современных образовательных и воспитательных технологиях, базовой культуре личности, профессионально-педагогической культуре социального работника; усвоение знаний о специфике педагогического взаимодействия; целесообразного педагогического воздействия на личность и коллектив Задачи: усвоение студентами теоретико-методологических основ педагогики; формирование у студентов ценностных представлений об обучении, воспитании, целостном педагогическом процессе, современных образовательных и воспитательных технологиях, базовой культуре личности, профессионально-педагогической культуре социального работника; усвоение знаний о специфике педагогического взаимодействия; целесообразного педагогического воздействия на личность и коллектив

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов всего блока гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в частности, философии, психологии (общей, возрастной, социальной), социологии, истории, биологии, медицины и т.д. … Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов всего блока гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в частности, философии, психологии (общей, возрастной, социальной), социологии, истории, биологии, медицины и т.д. … В то же время дисциплина является одной из базовых для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока и блока специальных дисциплин, в первую очередь, курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы».…. В то же время дисциплина является одной из базовых для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока и блока специальных дисциплин, в первую очередь, курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы».….

6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основных философских концепций и категорий; основ социальной политики, ключевых категорий общей психологии (личность, деятельность, общение, познание, структура личности, направленность, мотивы, склонности, способности, интересы, взаимоотношения и т.д.), возрастной периодизации развития личности, понятий группы, коллектива, групповых и межличностных отношений, социологических категорий (социальная группа, социальный институт, социальная среда, социальная сфера, социальная система … Для успешного освоения курса требуется знание основных философских концепций и категорий; основ социальной политики, ключевых категорий общей психологии (личность, деятельность, общение, познание, структура личности, направленность, мотивы, склонности, способности, интересы, взаимоотношения и т.д.), возрастной периодизации развития личности, понятий группы, коллектива, групповых и межличностных отношений, социологических категорий (социальная группа, социальный институт, социальная среда, социальная сфера, социальная система …

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о теоретико-методологических и аксиологических основах педагогики; о теоретико-методологических и аксиологических основах педагогики; о специфике системы образования как социального института ; о специфике системы образования как социального института ; о структуре, закономерностях, принципах и методах организации целостного педагогического процесса о структуре, закономерностях, принципах и методах организации целостного педагогического процесса

8 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: основных категорий педагогики; основных категорий педагогики; компонентов содержания образования; принципов и критериев его отбора, основных тенденций его развития; компонентов содержания образования; принципов и критериев его отбора, основных тенденций его развития; содержания и основных направлений формирования базовой культуры личности; содержания и основных направлений формирования базовой культуры личности; ведущих характеристик и функций коллектива, основных этапов его развития; ведущих характеристик и функций коллектива, основных этапов его развития; методов, приёмов, средств организации и управления педагогическим процессом методов, приёмов, средств организации и управления педагогическим процессом

9 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: использовать педагогические принципы, подходы и методы в социальной работе; использовать педагогические принципы, подходы и методы в социальной работе; оказывать педагогически целесообразное воздействие на личность; оказывать педагогически целесообразное воздействие на личность; владеть технологиями педагогического общения, организации коллективной творческой деятельности, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода; владеть технологиями педагогического общения, организации коллективной творческой деятельности, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода; владеть основными элементами педагогической техники. владеть основными элементами педагогической техники.

10 Содержание лекционного курса Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Тема 2. Образование как социальный институт, общечеловеческая и индивидуальная ценность Тема 2. Образование как социальный институт, общечеловеческая и индивидуальная ценность Тема 3. Содержание образования Тема 3. Содержание образования Тема 4. Целостный педагогический процесс Тема 4. Целостный педагогический процесс Тема 5. Обучение в целостном педагогическом процессе Тема 5. Обучение в целостном педагогическом процессе Тема 6. Воспитание как социальный институт Тема 6. Воспитание как социальный институт Тема 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе Тема 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе Тема 8. Педагогические технологии в системе профессиональной педагогической деятельности Тема 8. Педагогические технологии в системе профессиональной педагогической деятельности Тема 9. Педагогическое воздействие Тема 9. Педагогическое воздействие Тема 10. Педагогическое общение Тема 10. Педагогическое общение Тема 11. Технология осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе Тема 11. Технология осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе Тема 12. Содержание, методы и формы педагогической деятельности в системе социальной работы Тема 12. Содержание, методы и формы педагогической деятельности в системе социальной работы Тема 13. Педагогическая культура социального работника Тема 13. Педагогическая культура социального работника …

11 Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Ее цель и задачи: сформировать представления о педагогике как самостоятельной отрасли науки и особом виде практической деятельности, ее объекте и предмете, основных функциях и закономерностях; познакомить с основными категориями педагогики; определить место педагогики в системе гуманитарного знания. Ее цель и задачи: сформировать представления о педагогике как самостоятельной отрасли науки и особом виде практической деятельности, ее объекте и предмете, основных функциях и закономерностях; познакомить с основными категориями педагогики; определить место педагогики в системе гуманитарного знания. Первая тема курса является вводной в курс «Педагогика» Первая тема курса является вводной в курс «Педагогика»

12 Взаимосвязь педагогики с другими дисциплинами ПЕДАГОГИКА Философия и социология Экономические науки Политология Исторические науки Психология Физиология Науки о трудовой деятельности Этнология Методологические основы педагогики Другие отрасли науки

13 Тема 2. Образование как социальный институт, общечеловеческая и индивидуальная ценность Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению сущностных характеристик, структуры и перспектив развития образования. Вторая тема курса целиком посвящена рассмотрению сущностных характеристик, структуры и перспектив развития образования.

14 Звенья образования Дошкольное ОбщееДополнительное Система повышения квалификации Среднее специальное Высшее профессионально е Послевузовско е Учреждения образования Детский сад Ясли Школа-гимназия Техникум Колледж Высшие учебные заведения

15 Тема 3. Содержание образования Опыт творческой деятельности Содержание образования Опыт эмоционально- волевого отношения к миру и другим людям Знания о природе, обществе, мышлении, способах деятель ности Система интеллектуаль ных и практических навыков и умений

16 Тема 4. Целостный педагогический процесс Сотрудничество учителей и учеников Процесс обучения Процесс воспитания Процесс развития Процесс формирования Система форм иметодов реализации Система условий протеканияпроцесс

17 Тема 5. Обучение в целостном педагогическом процессе Результат обучения Цельобучения

18 Тема 6. Воспитание как социальный институт Тема 6. Воспитание как социальный институт школа (разных типов и уровней); детские и юношеские общественно- политические и клубные организации; организации опеки и попечительства; организации опеки и попечительства; учреждения для детей с психосоматическими и социальными отклонениями и дефектами; учреждения для детей с психосоматическими и социальными отклонениями и дефектами; институты воспитания детей и молодежи институты воспитания детей и молодежи организации, занимающиеся профилактикой девиантного поведения, перевоспитанием и реабилитацией организации, занимающиеся профилактикой девиантного поведения, перевоспитанием и реабилитацией институты воспитания взрослых политические партии; политические партии; профессиональные союзы; профессиональные союзы; объединения по интересам; объединения по интересам; социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы; социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы; клубы; клубы; учреждения социальной реабилитации и призрения. учреждения социальной реабилитации и призрения.

19 Тема 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе Базовая культура личности как цель воспитания Содержание процесса воспитания Содержание процесса воспитания Особенности процесса воспитания Особенности процесса воспитания Принципы воспитания Принципы воспитания Структура процесса воспитания Структура процесса воспитания Воспитанный человек знает как надо поступать, привык так поступать, знает, почему поступает именно так, поступает так потому, что иначе не может.

20 Тема 8. Педагогические технологии в системе профессиональной педагогической деятельности Педагогическая техника Технология общения Технология требования Технология информационного воздействия Технология оценки Технология группового дела Технология целеполагания Технология анализа ситуации Технология разрешения конфликта Психологическая саморегуляция

21 Тема 9. Педагогическое воздействие

22 Тема 10. Педагогическое общение профессионально-педагогическое общение - система, приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств, а также целостная «трансляция» личности педагога воспитанникам

23 Педагогическое общение Функции педагогического общения: информационная информационная формирования личности формирования личности нормативная нормативная познавательная познавательная экспрессивная экспрессивная обмена ролями обмена ролями Стили педагогического общения: Общение-дистанция Общение-дистанция Общение–устрашение Общение–устрашение Общение-заигрывание Общение-заигрывание Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью Общение на основе дружеского расположения Общение на основе дружеского расположения

24 Тема 11. Технология осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе Основные вопросы темы: Основные вопросы темы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании 2. Воспитание и обучение детей с проблемами 2. Воспитание и обучение детей с проблемами 3. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения 3. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения Технологии компенсирующего обучения Технологии компенсирующего обучения Технология работы с проблемными детьми в массовой школе Технология работы с проблемными детьми в массовой школе Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития

25 Тема 12. Содержание, методы и формы педагогической деятельности в системе социальной работы Функции педагогической деятельности в социальной работе Функции педагогической деятельности в социальной работе Диагностическая Диагностическая Прогностическая Прогностическая Организующая Организующая Формирующая Формирующая Научающая Научающая Воспитывающая Воспитывающая Развивающая Развивающая Корректирующая Корректирующая Педагогические принципы социальной работы Педагогические принципы социальной работы Целенаправленность Целенаправленность Систематичность и последовательность Систематичность и последовательность Дифференциация и индивидуализация Дифференциация и индивидуализация Наглядность Наглядность Практическая направленность Практическая направленность Гуманизм Гуманизм Опора на положительное Опора на положительное Коллективная деятельность Коллективная деятельность

26 Тема 13. Педагогическая культура социального работника

27 Внешняя культура Внутренняя культура Социально- педагогический опыт Индивидуальный стиль деятельности Специалист как личность Индивидуально-личностный рациональный эмоциональный личностный поведенческий внешнего отношения Педагогическая культура социального работника Нравственно-волевой Составляющие педагогической культуры Компоненты

28 Контрольные мероприятия Текущий контроль Текущий контроль Тест для самоконтроля Тест для самоконтроля Участие в форуме Участие в форуме Рубежный контроль Рубежный контроль Тест рубежный Тест рубежный Зачет Зачет Итоговый контроль Итоговый контроль Экзамен Экзамен

29 Глоссарий Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира Образование - общественно организуемый и контролируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программой Образование - общественно организуемый и контролируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программой Обучение - целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем приобщения его к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения на практике Обучение - целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем приобщения его к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения на практике Педагогическая культура - усвоенный и повседневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, объектам своей деятельности Педагогическая культура - усвоенный и повседневно проявляемый человеком уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, объектам своей деятельности

30 Список литературы Основная Основная Педагогические технологии: учеб. пособие. – Белгород, Педагогические технологии: учеб. пособие. – Белгород, Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. – М., Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. – М., Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов-н/Д., Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – Ростов-н/Д., Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., Смирнов В.И. Общая педагогика. – М., Тонков Е.В. Основы педагогики. – М.- Белгород, 1997__. Тонков Е.В. Основы педагогики. – М.- Белгород, 1997__. Дополнительная Дополнительная Журавлёв В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., Журавлёв В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., История педагогики: в 2-х частях / под ред. А.И. Пискунова. – М., История педагогики: в 2-х частях / под ред. А.И. Пискунова. – М., Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. В.И. Беляева.– М., Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. В.И. Беляева.– М., 2002.