Концепция дуальности не адаптивности и адаптивности в творчестве канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Центра социализации и неформального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная экспериментальная площадка ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «На Королёва» г. Москвы «Развитие творческой активности.
Advertisements

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Практико-ориентированный проект « Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе» Автор: Карпова Ирина.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Управление образования администрации Прокопьевского муниципального района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Котинский детский.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Из опыта работы экспериментальной площадки МОУ СОШ г.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила:Атмурзаева З.М..,Муз. руководитель.
2013 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 « ОГОНЁК » ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
МОУ СОШ 1. Педагогический совет. Тема: «Мотивация интереса к обучению: теория и практика». к обучению: теория и практика». Ноябрь 2012 года.
Фомина Светлана Витальевна зам. директора по УВР МОУ Вандышевская СОШ Уйского района Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива.
Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МОУ «Акбулакская СОШ 1 Акбулакского района Оренбургской области»
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Транксрипт:

Концепция дуальности не адаптивности и адаптивности в творчестве канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Центра социализации и неформального образования ФГУ «ФИРО» Максимова Светлана Валентиновна

Проблема Творчества: Проблема Творчества:.Современный быстроменяющийся мир требует от выпускника школы не столько обладания знаниями и умениями, но и способности делать сознанный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения, действовать в ситуации неопределенности, проявлять инициативу, то есть быть творческой личностью. Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся».Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». В то же время исследования показывают, что творческая активность учащихся от первого к последнему классу падает (Б.Ю.Большаков 1982, А.А.Мелик-Пашаев 1998, Максимова С.В. 2001, Туник Е.Е. 2004, А. Грецов 2006). Особенно резкое падение происходит при переходе из детского сада в первый класс. Получается, что школа не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка.В то же время исследования показывают, что творческая активность учащихся от первого к последнему классу падает (Б.Ю.Большаков 1982, А.А.Мелик-Пашаев 1998, Максимова С.В. 2001, Туник Е.Е. 2004, А. Грецов 2006). Особенно резкое падение происходит при переходе из детского сада в первый класс. Получается, что школа не только не развивает, но подавляет творческие задатки ребенка.

Причина: неадекватное понимание педагогами психологических механизмов развития и проявления творческой активности личности, обусловленное в свою очередь отсутствием единой научной теории творчества.

) Концепция дуальности не адаптивности и адаптивности в творчестве Творчество = Неадаптивная активность ( НА ) + Адаптивная активность ( АА ) Способность порождать идеи (НА) (творческий потенциал) : Расфокусированное внимание Интуиция Образное мышление Дивергентное мышление Неосознанные компоненты Способность реализовывать идеи (АА): Фокусированное внимание Логика Вербальное мышление Конвергентное мышление Осознание, рефлексия

НА – спонтанная активность, идущая от внутренних побуждений, выходящая за рамки требуемого. Именно она является существенной для процесса творчества. Результат НА: постановка цели, порождение гипотезы, идеи, замысла, образа, усмотрение проблемы, противоречия, новой возможности, то есть возникновение образа неопределенного будущего Результат НА: постановка цели, порождение гипотезы, идеи, замысла, образа, усмотрение проблемы, противоречия, новой возможности, то есть возникновение образа неопределенного будущего АА – это активность, подчиненная определенной цели, требованиям, нормам, правилам, внешним условиям. Результат АА: воплощение этого образа, то есть реализация цели, замысла, идеи, решение проблемы, поставленной задачи, что в конечном итоге приводит к появлению творческого продукта или к новому видению, осознанию чего- либо, новому ощущению (в широком смысле).Результат АА: воплощение этого образа, то есть реализация цели, замысла, идеи, решение проблемы, поставленной задачи, что в конечном итоге приводит к появлению творческого продукта или к новому видению, осознанию чего- либо, новому ощущению (в широком смысле).

Творчество - процесс усмотрения (НА) и реализации (АА) новых возможностей собственной активности, сопровождающийся чувством вдохновения и завершающегося созданием субъективно нового продукта. Творческий потенциал - поле видимых, но еще не реализованных возможностей, идей, гипотез (НА). Творческая самореализованность – способность воплощать идеи (АА). Творческая состоятельность личности - способность порождать идеи (НА), так и способность их воплощать (АА). Выделение двух различных по природе компонент творчества позволило не только снять ряд теоретических противоречий, но и экспериментально изучить психологические и педагогические условия развития ТА у детей и выявить причины снижения ТА детей в школе.Выделение двух различных по природе компонент творчества позволило не только снять ряд теоретических противоречий, но и экспериментально изучить психологические и педагогические условия развития ТА у детей и выявить причины снижения ТА детей в школе.

Методика диагностики творческой активности дошкольников и младших школьников «Альбом с замаскированными изображениями». идея диагностики неадаптивной активности состоит в организации такой ситуации, в которой перед ребенком открывается шанс приобретения нового опыта познания, переживания или действия, но напрямую такая задача не ставится. Если ребенок самопроизвольно использует эту возможность даже когда это не требуется (не прагматично) или даже содержит определенный риск, это говорит о проявлении неадаптивной активности. (В.А. Петровский, 1975)

Варианты методики для дошкольников и мл.школьников 3-4 лет 5-6 лет 1-4 класс

Тесты для детей, старше 12 л. и взрослых: Тест «Творческая состоятельность личности» (НА и АА) Тест на творческую мотивацию Тест на личностные барьеры в творчестве Тест для педагогов на адекватность представления о творческом ребенке

Результаты исследований: Результаты исследований: Дошкольники :Дошкольники : НА и АА коррелируют НА и АА коррелируют Школьники :Школьники : НА и АА расходятся (эффект ножниц) НА и АА расходятся (эффект ножниц)

Типы учащихся: Типы учащихся: Средние (3) Проблемные (4) Низкая АА Исполнители (1) Звездочки (2) Высокая АА Низкая НА Высокая НА Степень развития

Вывод: Творческая нереализованность – одна из причин школьной, а впоследствии социальной дезадаптации.Творческая нереализованность – одна из причин школьной, а впоследствии социальной дезадаптации. Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации Автореферет диссертации на соискание уч.ст. канд. психол. наук – М., с Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации Автореферет диссертации на соискание уч.ст. канд. психол. наук – М., с (Среди наркоманов – большинство «проблемных»)(Среди наркоманов – большинство «проблемных») Максимова С.В. Исследование проявлений творческой активности у лиц с наркологической зависимостью / Журнал «Вопросы психологии» - М., Максимова С.В. Исследование проявлений творческой активности у лиц с наркологической зависимостью / Журнал «Вопросы психологии» - М.,

Стиль взаимодействия родителей с детьми и проявления ТА: Спонтанная активность ребенка « звездочки » -поддержка « Здорово! Это ты сделал! Вот это да! » « исполнители » Рассудительный запрет « Не занимайся ерундой, займись делом. Это несерьезно » (предписание « Не будь ребенком » ) « проблемные » Резкий запрет « Кто это наделал? Что ты натворил! От тебя одни неприятности! Ты только все портишь » (Предписания « Не делай! », « Не проявляйся » ) « средние » - отсутствие реакции (игнорирование)

Исследование процесса решения творческой задачи В исследовании М.В. Анисимовой изучалась структура внутреннего диалога респондента в процессе решения творческой задачи. Записывались рассуждения вслух в процессе решения задачи и реплики классифицировались по типам эго- состояний – В, КР, КО, ЕД, АД. Была выявлена зависимость успешности решения творческой задачи от степени простроенности и характера внутреннего диалога. У успешно решивших творческую задачу внутренний диалог представлен более развернуто, чем у не решивших задачу. У не решивших задачу наблюдалось почти в 2 раза больше неполных транзакций, например, испытуемый ставит сам себе вопрос, но не отвечает на него, выносит предложение, но не проверяет его. Вероятно, это результат того, что в детстве вопросы и идеи ребенка игнорировались родителями. У решивших задачу испытуемых преобладают в 2 раза трансакции Взрослый- Взрослый. Это значит, что партнерские отношения родителей с ребенком, простроенность диалога на уровне Взрослый – Взрослый приводит к тому, что будучи взрослым, такой человек способен, используя внутренний диалог, то есть не одну логику, а столкновение разных логик, успешно решать творческие задачи. Анисимова М.В. Внутренний диалог в процессе решения творческой задачи Дипломная работа МГУ М. 2003

Исследование психологических барьеров в творчестве В дипломном исследовании С.Зариповой изучались случаи, в которых взрослые люди обращались к психотерапевту с проблемой творческого кризиса, например, «застряло на половине написание книги». В процессе психотерапии выявлялся случай из детства, когда родители негативно реагировали на творческие проявления ребенка, давая негативные предписания. Психотерапевты Р. И М. Гулдинги выявили 12 типов таких предписаний: «Не думай», «Не чувствуй», «Не имей успеха» и т.д. Если удавалось «переиграть» детскую ситуацию и принять новое решение, клиент успешно выходил из кризиса, например, дописывал книгу Зарипова С. Личностные барьеры в творчестве Диплом МГУ М. 2003

место по количеству запретов: Средние (4) Проблемные (1) Низкая НА Исполнители (2) Звездочки (3) Высокая АА Высокая НА

В проведенном нами исследовании было показано, что общение воспитателя с ребенком 5-6 лет в традиционном стиле (побуждения к действию, советы, оценки, интерпретации) приводит к угасанию собственной инициативной активности ребенка, тогда как при развивающем общении (например, при использовании воспитателем приемов активного слушания) спонтанная активность значимо повышается.

вывод: Основной механизм развития творческого потенциала – не обучение какому-либо ремеслу (хотя и это тоже важно), а реакция взрослого на спонтанную активность ребенка, поддержка его инициатив и адекватная обратная связь за счет чего происходит осознание ребенком с помощью взрослого себя творцом, автором, что побуждает его искать новые возможности для проявления себя как субъекта творческой деятельности

Портфолио как инструмент развития творческой активности личности. основным механизмом развития является о-со-знание (совместное знание) себя в качестве субъекта творчества К аждый ребенок обладает творческим потенциалом, каждый пытается по-своему изучить этот мир, экспериментирует, делает свои маленькие открытия, придумывает новые слова, воображает новые миры и т.д. Однако, если эти «творения» остаются незамеченными взрослыми, то дети быстро забывают о них и переключаются на другие мотивы (например, потребительские) и виды деятельности. Если же взрослый обратит внимание на то, что произошло – произошел акт творчества, «открытие» - это что-то очень важное и ценное в нашей жизни и автор этого творения – (Имя ребенка), то тем самым взрослый поможет ребенку осознать себя в качестве творца, субъекта творчества и это осознание будет побуждать ребенка и дальше пробовать свои силы, возможности в различных сферах жизни Одним из инструментов такого о-со-знания является потрфолио – копилка достижений. – методическое пособие

Рабочая тетрадь - портфолио

С 2008 г. открыты 11 экспериментальных площадок ФИРО ( 17 образовательных учреждений): 1. МОУ СОШ 3 Мурманская область, г.Североморск, пгт.Росляково Тема:«Развитие творческого потенциала младших школьников в процессе изучения русского языка с использованием обучающих технологий и проектной деятельности» (с 2008 г) 2. Центр развития ребенка - детский сад 14 Тема: «Развитие творческой активности дошкольников в различных видах деятельности» (с 2008) 3. Детская театральная школа г. Мурманска «Развитие творческой состоятельности личности в процессе обучения художественным видам деятельности в условиях театральной образовательной среды» (с 2010 г)

ФЭП ФИРО: 4. ГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «На Королёва».г. Москва Тема: «Развитие творческой активности детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации» (с 2010) 5. МОУ начальная школа - детский сад 477 компенсирующего вида г. Челябинск Тема: «Развитие творческой активности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (с 2010) 6. Ростовская областная общественная организация по продвижению молодежных гуманитарных инициатив «Поколение Лекс» Социальная адаптация подростков группы риска и развитие программ профилактики правонарушений в подростково-молодежной среде (2010)

ФЭП ФИРО: 7. ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 7 IV вида» г.Псков «Развитие творческой активности детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации» (с 2011) 8. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 г. Благовещенска «Метод постановки учебных задач как фактор развития творческой активности детей в урочной и внеурочной деятельности» (с 2012) 9. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Железнодорожного района города Ростова-на- Дону «Повышение творческой активности обучающихся в условиях дополнительного образования»

ФЭП ФИРО: 10. Сетевая площадка : ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 62 III- IV, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» города Улан-Удэ «Развитие творческой активности детей с нарушениями слуха и речи как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции и реабилитации» (с 2013). 11. Сетевая площадка (7 учреждений г. Челябинска и Челябинской области) (с 2013 г): 1)Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», кафедра специального (коррекционного) образования 2) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Челябинска 3)Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад 477 компенсирующего вида города Челябинска (нарушение опорно-двигательного аппарата –VI вид) 4)Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 им. Ю.А. Гагарина» Челябинская область, г. Златоуст, 5) Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида 31» г. Златоуста 6) Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 36 III-IV видов» г. Озерск 7.) Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Уйская казенная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" 12. Сетевая площадка – ОО доп. Образования (пермский край) 13. Дошкольное образование (г. Армавир)

Максимова Светлана Валентиновна, ведущий научный сотрудник ФГАУ ФИРО – заказ пособий– Творчество: созидание или деструкция, М, 2006 (на сайте)