Требования к рабочей программе воспитателя в соответствии с ФГОС ДО. Подготовила заместитель заведующей по ВМР МДОУ детский сад 6 г.Маркса Землина А.Ю.
Нормативно-правовые документы Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ Приказ Минобрнауки от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» ФГОС ДО приказ «об утверждении ФГОС ДО» от 17 октября 2013 г 1155 Сан ПиН ООП ДОУ
Требования к рабочей программе по ФГОС ДО К структуре К условиям реализации программы К результатам освоения Программы
Структура программы должна соответствовать ФГОС ДО. Рабочая программа содержит разделы: Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел. Часть формируемая участниками образовательных отношений прописывается в каждом разделе!
Целевой раздел содержит: Пояснительную записку; - Цели, задачи, принципы,подходы к разработке программы. Планируемые результаты освоения программы. - Целевые ориентиры
Пояснительная записка. Актуальность: с позиции образовательной системы; с позиции социального заказа; с позиции ребенка, родителей; с позиции самого педагога; Обоснование разработки программы; Цель и задачи,принципы и подходы рабочей программы; Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса; Возрастная адресность;
Цель программы: Обеспечить содержание и организацию воспитательно – образовательного процесса для детей дошкольного возраста, направленного на формирование общей культуры, развитие умственных и художественных способностей детей, формирование у них предпосылок к у учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и успешность в школьном обучении, сохранении и укрепление здоровья детей.
Задачи программы: Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей. Развитие гуманистической направленности отношение детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. Развитие эстетических чувств, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций приобщения воспитанников к искусству и художественной литературе. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремление к активной деятельности и к творчеству. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
Содержательный раздел программы 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 3. Описание образовательной деятельности по коррекционной работе в группе. 4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Социально –коммуникативное развитие Физическое развитие Речевое развитие
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Социально-коммуникативное развитие цели Усвоение норм и ценностей, Развитие Формирование Формирование принятых в общения позитивных основ обществе ребёнка со установок к безопасного сверстниками различным видам поведения и взрослыми труда и творчества в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие Игра Патриотическое воспитание Система работы по формированию безопасного поведения Развитие трудовой деятельности (формы трудовой деятельности: поручения, дежурство, коллективный труд)
Познавательное развитие цели Формирование первичных Формирование Формирование Развитие представлений представлений представлений воображения о себе, других о малой родине о планете Земля и творческой людях, объектах и Отечестве, о как общем доме активности окружающего мира, социокультурных людей, об о свойствах и ценностях особенностях её отношениях нашего народа, природы, окружающего мира об отечественных многообразии (форме, цвете, размере, традициях стран и народов числе, части и целом, и праздниках мира пространстве и времени и т.д.)
Познавательное развитие направления: Развитие сенсорной культуры Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование элементарных познавательных представлений; Формирование целостной картины мира
Познавательное развитие Формы: сюжетная игра, рассматривание, наблюдение, игра- экспериментирование, конструирование, исследовательская деятельность, развивающая игра, Экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, беседа, проблемная ситуация, проектная деятельность, создание коллекций
Методы ознакомления дошкольников с природой Наглядные: Наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов; Практические: игра, труд в природе, элементарные опыты; Словесные: рассказ, беседа, чтение.
Речевое развитие цели Обогащение Развитие Развитие Формирование активного связной, культуры звуковой Словаря грамматически речи, активности правильной знакомство с как диалогической детской предпосылки и монологической литературой обучения речи, развитие различного грамоте речевого жанра творчества
Речевое развитие Классификация методов развития речи по используемым средствам: Наглядные Словесные Практические Классификация методов в зависимости от характера речевой деятельности Репродуктивные -основаны на воспроизведении речевого материала Продуктивные- основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения.
Художественно-эстетическое развитие цели Развитие Формирование Реализация восприятия элементарных самостоятельной и понимания представлений творческой произведений о видах деятельности искусства искусства; детей (словесного, восприятие (изобразительной, музыкального, музыки, конструктивно- изобразительного), художественной модельной, мира природы литературы, музыкальной фольклора и др. )
Детское конструирование Виды детского конструирования: Из строительного материала, практическое, компьютерное, из конструктора, из бумага, из природного материала, их крупногабаритных модулей. Формы организации: по модели, по условиям, по образцу, по замыслу, по теме, по чертежам.
Физическое развитие цели Выполнение упражнений на Формирование Овладение развитие начальных элементарными координации представлений нормами и и гибкости, о некоторых правилами упражнений, видах спорта, здорового образа способствующих овладение жизни (в питании, правильному подвижными двигательном режиме, формированию играми закаливании, при опорно-двигательной с правилами формировании системы организма, полезных привычек) правильных выполнений основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.)
Основные направления коррекционной работы воспитателя 1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3 – 5 раз. 2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 – 5 раз в день. 3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после дневного сна. 4. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Формы, методы, способы и средства реализации программы. Формы и способы поддержки детской инициативы. Традиции группы Особенности взаимодействия педагогов с семьей и социумом.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей. Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется через: - пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; - информационно-педагогические материалы; - разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Традиции группы Детская музыка русских и зарубежных композиторов в группе звучит ежедневно; Сон под спокойную музыку; Новые игрушки: представление детям новых игрушек, которые появляются в группе; Объявление меню перед едой, приглашение детей к столу и пожелание приятного аппетита; Раз в месяц тематической мероприятие с участием родителей Минутка тишины и др.
Организационный раздел Материально-техническое оснащение группы. Обеспечение методическими материалами (перечень пособий по областям) Планирование. Особенности традиционных событий и праздников. Особенности организации предметно- развивающей среды.
В чем отличие? «Развивающая предметно- пространственная среда» И «Образовательная среда» (комментарий ФГОС раздел 3 пункт 3.1)
Образовательная среда – это комплекс условий,обеспечивающий социализацию и развитие детей,в том числе предметно- развивающая среда в.д между педагогом и детьми, игра,развивающее предметное содержание областей: 1.Пространственно-временные условия (гибкость и трансформируемость предметного пространства); 2. Социальные условия (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию); 3. Деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).
"Предметно-пространственная среда" система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Содержательно-насыщенная Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная.
Содержание развивающей предметно- пространственной среды. Центр изодеятельности Центр книги Центр музыки Центр театра Центр познавательного развития Центр занимательной математики Центр безопсности Лаборатория Центр природы Центр конструирования Центр социально-коммуникативного развития Центр патриотического воспитания Центр физического развития Центр дежурства Центр игры.