Конституционное право. Индия Выполнил: Риттер Владимир, 2 курс ЮИПА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Advertisements

Политическая система - Индия.
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Президент Российской Федерации Президент России является Главой государства. Избирается на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции,
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Политическая система РФ Учитель истории и обществознания Аникина Е.Н. МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей 2010.
Конституция Черногории ГУСАКОВ А. В. 101 ГРУППА. Конституция Черногории 1905 года Никола I Петрович, правитель Черногории в годах Октроированная.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является: главой.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
ТЕМА 2. Основные избирательные системы на выборах в Российской Федерации, Свердловской области.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Мы с вами будущие избиратели. Роль избирателя сложна и ответственна. Любой выбор – это принятие решения.
Основы законодательной власти в Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ. ВПЕРВЫЕ В РОССИИ – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ В 1825 Г. ДЕКАБРИСТЫ- ПЕСТЕЛЬ.
Законодательная власть это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную.
Политическая система РФ.
Транксрипт:

Конституционное право. Индия Выполнил: Риттер Владимир, 2 курс ЮИПА

Мохандас Карамчанд Ганди В 1915 году Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение против английского колониального владычества. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости. Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен управлять панчаят – выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Демократия панчаятов не должна ограничивать личности и меньшинства: «каждый может и должен стать своим собственным правителем…, не являясь помехой своему соседу.» Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».

Джавахарлал Неру Джавахарлал Неру – один из «отцов-основателей» независимой Индии. Первый премьер-министр ( ). Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601. В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско- парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов. 28 штатов получили широкую внутреннюю автономию, право на собственное законодательство и полицию, регулирование экономической деятельности. В дальнейшем число штатов возросло, так как было создано несколько новых штатов по национальному признаку. В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.

Конституция Индии Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и продолжает действовать и в настоящее время. Конституция Индии 1950 г. - уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она: Является самой большой по объему конституцией в мире – включает Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 491 статьи, объединенных в 25 частей, и 13 приложений; Очень подробна и детальна, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя, правового статуса личности; Эклектична: авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные достижения других государств, в силу чего индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии – Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии, Австралии и др.;

Конституционные основы В преамбуле Конституции Индии сказано, что Индия является суверенной, социалистической, светской, демократической республикой. Слово суверенная отражает долгий путь Индии от статуса колонии к статусу независимого государства, хотя формально Индия по-прежнему входит в Содружество. Слово социалистическая было добавлено в преамбулу специальным актом о поправке 1976 года. Определяя Индию как социалистическую республику, создатели вышеупомянутого акта имели в виду социальное и экономическое равенство всех граждан и отрицание какой бы то ни было дискриминации по кастовой принадлежности, цвету кожи, полу, исповедуемой религии, языку и т.д. Каждому гражданину дается одинаковый статус и возможности. Государство стремится к уменьшению концентрации богатства в немногих руках и обещает всем своим гражданам достойный уровень жизни. Слово светская было внесено в преамбулу тем же актом и подразумевает равенство всех религий и религиозную терпимость. В Индии нет государственной религии, граждане имеют право исповедовать любую религию, а государство не имеет права оказывать предпочтение или подвергать дискриминации ни одну из религий. Оно относится ко всем религиям с одинаковым уважением. Демократическая республика подразумевает существование выборных органов управления, развитую систему выборов в органы власти различного уровня. Глава государства – Президент - также является выборным лицом. В преамбуле Конституции Индии сказано, что Индия является суверенной, социалистической, светской, демократической республикой. Слово суверенная отражает долгий путь Индии от статуса колонии к статусу независимого государства, хотя формально Индия по-прежнему входит в Содружество. Слово социалистическая было добавлено в преамбулу специальным актом о поправке 1976 года. Определяя Индию как социалистическую республику, создатели вышеупомянутого акта имели в виду социальное и экономическое равенство всех граждан и отрицание какой бы то ни было дискриминации по кастовой принадлежности, цвету кожи, полу, исповедуемой религии, языку и т.д. Каждому гражданину дается одинаковый статус и возможности. Государство стремится к уменьшению концентрации богатства в немногих руках и обещает всем своим гражданам достойный уровень жизни. Слово светская было внесено в преамбулу тем же актом и подразумевает равенство всех религий и религиозную терпимость. В Индии нет государственной религии, граждане имеют право исповедовать любую религию, а государство не имеет права оказывать предпочтение или подвергать дискриминации ни одну из религий. Оно относится ко всем религиям с одинаковым уважением. Демократическая республика подразумевает существование выборных органов управления, развитую систему выборов в органы власти различного уровня. Глава государства – Президент - также является выборным лицом.

В состав Индийского союза входят 28 штатов и семь союзных территорий, управляемых центром. Штаты – Андра Прадеш, Аруначал Прадеш, Ассам, Бихар, Чатисгарх, Гоа, Гуджарат, Харяна, Химачал Прадеш, Джамму и Кашмир, Джарханд, Карнатака, Керала, Мадхья Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Одисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Утранчал, Уттар Прадеш и Западная Бенгалия. Три новых штата – Чхатисгар, Джарханд и Утранчал – были образованы только недавно. Среди союзных территорий – острова Андеман и Никоба, Чандигар, Даман и Дию, Дадра и Нагар Хавели, Дели, Лакшадвип и Пондичери. Федеративное устройство

Парламентская форма правления, федеративное устройство с признаками унитарного государства Конституция Индии, обеспечивающая парламентскую форму правления, отражает федеральное устройство страны с признаками унитарного государства. Согласно Конституции, Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Согласно статье 74 (1) Конституции, Совет министров во главе с премьер-министром должны оказывать помощь и консультировать Президента, который действует в соответствии с данными рекомендациями. Таким образом, в действительности исполнительная власть возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента (Лок Сабха). То же самое относится и к штатам. Губернатор является главой исполнительной власти, однако, в действительности, исполнительная власть закреплена именно за Советом министров во главе с главным министром штата. Согласно Конституции законодательная власть распределяется между Парламентом и законодательными органами штатов. За Парламентом страны закрепляется право вносить поправки в Конституцию. Конституция обеспечивает независимость судей, Глав аудиторской комиссии и комиссий общественных служб, а также Председателя избирательной комиссии. Конституция Индии, обеспечивающая парламентскую форму правления, отражает федеральное устройство страны с признаками унитарного государства. Согласно Конституции, Президент Индии является главой исполнительной власти Союза. Согласно статье 74 (1) Конституции, Совет министров во главе с премьер-министром должны оказывать помощь и консультировать Президента, который действует в соответствии с данными рекомендациями. Таким образом, в действительности исполнительная власть возлагается на Совет министров и премьер-министра, которые отвечают перед Палатой представителей Парламента (Лок Сабха). То же самое относится и к штатам. Губернатор является главой исполнительной власти, однако, в действительности, исполнительная власть закреплена именно за Советом министров во главе с главным министром штата. Согласно Конституции законодательная власть распределяется между Парламентом и законодательными органами штатов. За Парламентом страны закрепляется право вносить поправки в Конституцию. Конституция обеспечивает независимость судей, Глав аудиторской комиссии и комиссий общественных служб, а также Председателя избирательной комиссии.

Организация государственной власти

Формирование государственных органов власти

Исполнительная власть Индии

Президент Согласно Конституции, президент формально является главой исполнительной власти в стране. Президент – «церемониальный» глава государства, и хотя в его руках находятся все конституционные механизмы управления, применяет он их только по совету реального главы исполнительной власти – Премьер-министра Индии и правительства –Совета Министров. В поправке 1977 к Конституции указывается, что президент должен действовать в соответствии с рекомендациями правительства. Президент Индии является также Верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент созывает Парламент, прерывает его работу, направляет послания, а также распускает Народную Палату, издает указы, дает рекомендации относительно финансовых и денежных счетов и распоряжения по счетам, выносит решение о помиловании или отсрочке приведения в исполнение приговора, в некоторых случаях может отменить или смягчить приговор. Президент назначает председателя Верховного суда, по рекомендации последнего – членов Верховного суда и высших судов штатов, а также других высших должностных лиц. С 2012 г. – Пранаб Мукерджи

Выборы президента Президент Индии избирается сроком на 5 лет, однако может быть переизбран на второй срок. Процедура выхода из должности прописана в статье 61 Конституции Индии. Президент Индии избирается особой коллегией по выборам президента, в которую входят: все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов); представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты). Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов. Президент Индии избирается сроком на 5 лет, однако может быть переизбран на второй срок. Процедура выхода из должности прописана в статье 61 Конституции Индии. Президент Индии избирается особой коллегией по выборам президента, в которую входят: все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов); представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты). Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Требования к кандидату в Президенты Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35- летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую- либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным». Штандарт президента

Премьер-министр Индии Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти). Индию нередко называли «супер-премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской властью и передавал ее по наследст- ву. Такими премьер-министрами были: Джавахарлал Неру – первый премьер-министр ( гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру; Индира Ганди (1966 – 1977 гг., гг.) – дочь Д. Неру; Раджив Ганди ( гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру. В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной. В настоящее время премьер-министром Индии является Манмо- хан Сингх Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти). Индию нередко называли «супер-премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской властью и передавал ее по наследст- ву. Такими премьер-министрами были: Джавахарлал Неру – первый премьер-министр ( гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру; Индира Ганди (1966 – 1977 гг., гг.) – дочь Д. Неру; Раджив Ганди ( гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру. В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной. В настоящее время премьер-министром Индии является Манмо- хан Сингх

Парламент Индии Индия – парламентская республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из трех частей: Президента Индии (главы государства); Народной палаты (Палаты представителей, Лок Сабха), призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета штатов (Радхья Сабха) как органа выражения интересов штатов.

Федеральный парламент Индии

Лок сабха Лок сабха (Народная палата) нижняя палата парламента Индии. Члены Лок сабхи избираются прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы. Максимальный установленный конституцией страны размер Лок сабхи 552 депутата (до 530 от штатов, до 20 от союзных территорий, и ещё два могут быть назначены президентом для представления интересов индийцев британского происхождения). Лок сабха избирается сроком на 5 лет, однако, если в стране было объявлено чрезвычайное положение, её полномочия могут быть продлены ещё на год. Четырнадцатая Лок сабха была сформирована по итогам выборов в апреле- мае 2004 г. Депутатом Лок сабхи может стать любой гражданин Индии не младше 25 лет, психически здоровый и не являющийся банкротом. Кандидат должен также представить свидетельство о том, что против него не возбуждено уголовных дел.

Раджья Сабха Совет штатов (Раджья Сабха) играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 245 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих специальные знания и практический опыт в таких областях как литература, наука, искусство и общественная деятельность. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на одну треть каждые два года. В результате депутатский корпус полностью сменяется через каждые 6 лет. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент (избираемый на совместном заседании палат Парламента), но роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды. В настоящий момент Раджья Сабха имеет 245 мест, из которых 233 члена представляют штаты и союзные территории, а 12 избираются Президентом. Минимальный возраст претендентов на место в верхней палате установлен в 30 лет. Совет штатов (Раджья Сабха) играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 245 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих специальные знания и практический опыт в таких областях как литература, наука, искусство и общественная деятельность. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на одну треть каждые два года. В результате депутатский корпус полностью сменяется через каждые 6 лет. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент (избираемый на совместном заседании палат Парламента), но роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды. В настоящий момент Раджья Сабха имеет 245 мест, из которых 233 члена представляют штаты и союзные территории, а 12 избираются Президентом. Минимальный возраст претендентов на место в верхней палате установлен в 30 лет.

Разграничение властных полномочий между столицей и штатами Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя реестрами. В первом реестре перечислены около 100 функций, возложенных на федеральные органы, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение. Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, порученные администрации штатов, в том числе поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты. Сбор наиболее важных налогов находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее, баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату. Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя реестрами. В первом реестре перечислены около 100 функций, возложенных на федеральные органы, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение и налогообложение. Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, порученные администрации штатов, в том числе поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности. В третьем реестре указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность и центр, и штаты. Сбор наиболее важных налогов находится в ведении центрального правительства, что укрепляет его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее, баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.

Политические партии Индии В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости 1947 – 1977 гг., а также в 1980 –1989 гг. и 1991 – 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет. Другие партии правили в Индии только в 1977 – 1980 гг., 1989 – 1991 гг. и с 1996 г. В 1990 е гг. Индийский национальный конгресс утратил свое единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабело. Одновременно крепли две крупнейшие оппозиционные партии – Бхаратия Джаната парти и Джаната Дал. Первая – правая партия, основанная на религиозных идеях, вторая – центристского толка, представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса. С 1989 года ни одной партии не удавалось получить большинство в парламенте, поэтому у власти находились коалиционные правительства. В 2004 году Индийский национальный конгресс вернулся к власти, выиграв парламентские выборы. Лидер партии Манмохан Сингх стал премьер-министром. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему. В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости 1947 – 1977 гг., а также в 1980 –1989 гг. и 1991 – 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет. Другие партии правили в Индии только в 1977 – 1980 гг., 1989 – 1991 гг. и с 1996 г. В 1990 е гг. Индийский национальный конгресс утратил свое единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабело. Одновременно крепли две крупнейшие оппозиционные партии – Бхаратия Джаната парти и Джаната Дал. Первая – правая партия, основанная на религиозных идеях, вторая – центристского толка, представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса. С 1989 года ни одной партии не удавалось получить большинство в парламенте, поэтому у власти находились коалиционные правительства. В 2004 году Индийский национальный конгресс вернулся к власти, выиграв парламентские выборы. Лидер партии Манмохан Сингх стал премьер-министром. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

Индийский национальный конгресс Индийский национальный конгресс самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии. Основана в В 15-м созыве Лок Сабхи ( ) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма. После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года правящая партия, возвращалась к власти в , гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года. Индийский национальный конгресс самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация в Индии. Основана в В 15-м созыве Лок Сабхи ( ) по итогам всеобщих выборов партия представлена крупнейшей фракцией в 206 депутатов. От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основой программы ИНК стали принципы гандизма. После завоевания Индией независимости (1947) ИНК до марта 1977 года правящая партия, возвращалась к власти в , гг. и вновь возглавляет правительство с 2004 года.

Программная концепция ИНК Программной концепцией ИНК(И) является идея «общества социалистического образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, неграмотностью, кастовыми пережитками. ИНК (И) у многих индийцев ассоциируется с семьёй Неру-Ганди.

Джаната дал Джаната дал (англ. Janata Dal) индийская политическая партия, возникшая 11 октября 1988 года (в день рождения выдающегося индийского политического деятеля Джаяпракаша Нараяна) в результате слияния фракций Джаната парти (Лок дал, Индийский национальный конгресс (социалистский) и Джан морча). Впервые партия пришла к власти в 1989 году, после того, как выдвинутые против Раджива Ганди обвинения в коррупции привели к поражению на выборах Индийского национального конгресса. За свою историю Джаната дал пережила несколько расколов. Из неё выделились такие новые партии, как Раштрия джаната дал (Бихар), Самаджвади парти (Уттар-Прадеш), Биджу джаната дал (Орисса), Джаната дал (светская) (Карнатака) и Джаната дал (объединённая) (Бихар). Джаната дал (англ. Janata Dal) индийская политическая партия, возникшая 11 октября 1988 года (в день рождения выдающегося индийского политического деятеля Джаяпракаша Нараяна) в результате слияния фракций Джаната парти (Лок дал, Индийский национальный конгресс (социалистский) и Джан морча). Впервые партия пришла к власти в 1989 году, после того, как выдвинутые против Раджива Ганди обвинения в коррупции привели к поражению на выборах Индийского национального конгресса. За свою историю Джаната дал пережила несколько расколов. Из неё выделились такие новые партии, как Раштрия джаната дал (Бихар), Самаджвади парти (Уттар-Прадеш), Биджу джаната дал (Орисса), Джаната дал (светская) (Карнатака) и Джаната дал (объединённая) (Бихар).

Джаната дал Партия Джаната Дал занимает центристские позиции; большинство ее членов – выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновников. Джаната Дал выступает за демократизацию общественной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крестьян, за более решительное преодоление кастовых и религиозных предрассудков.

Бхаратия джаната парти «Бхаратия джаната парти» (БДП Индийская народная партия) одна из двух ведущих общенациональных партий Индии (наряду с Индийским национальным конгрессом). БДП относится к партиям правого спектра; часто её характеризуют как партию «индуистского национализма». Иногда БДП считают политическим крылом семейства индуистских националисти-ческих организаций «Сангх паривар», ведущей из которых является «Раштрия сваямсевак сангх» (крупнейшая некоммунистическая организация в мире). Лидером партии является Атал Бихари Ваджпаи ;

Коммунистическая партия Индии Коммунистическая партия Индии (КПИ) (Бхаратия комьюнист парти) индийская коммунистическая партия. Основана 17 октября 1920 в Ташкенте в среде индийских эмигрантов, а в 26 декабря 1925 воссоздана на основе индийских коммунистических групп. В настоящее время КПИ входит в состав Левого фронта, правящего в штатах Западная Бенгалия и Трипура, а также Левого демократического фронта, правящего в штате Керала. На федеральном уровне КПИ представлена 4-мя депутатами в Лок Сабхе и 5-ю в Раджья сабхе. Перешла в оппозицию возглавляемому Индийским национальным конгрессом правительству Объединённого прогрессивного альянса, обвиняя его в проведении в стране неолиберальных реформ

Коммунистическая партия Индии (марксистская) Коммунистическая партия Индии (марксистская) (хинди ( ), КПИ(М)) влиятельная индийская политическая партия. Основана в 1964 году, в настоящее время насчитывает свыше 800 тыс. членов. Генеральный секретарь Пракаш Карат (с апреля 2005). КПИ(М) выделилась из Коммунистической партии Индии (КПИ) в 1964 г., вскоре после индийско-китайского военного конфликта 1962 г. Члены вновь созданной партии обвинили руководство КПИ в «ревизионизме»; в отличие от КПИ, ориентировавшейся на СССР, КПИ(М) в большей степени ориентировалась на КНР. Несмотря на то, что КПИ(М) является общенациональной партией, она имеет сильные позиции лишь в Западной Бенгалии, Керале и Трипуре. В настоящее время правительства этих штатов сформированы КПИ(М) (в коалиции с другими левыми партиями). Менее значительны успехи КПИ(М) в Тамилнаде, Андхра-Прадеше, Бихаре и Джарханде. В настоящее время КПИ(М) является с 42 мандатами третьей по величине партией в Лок Сабхе после ИНК и БДП. Коммунистическая партия Индии (марксистская) (хинди ( ), КПИ(М)) влиятельная индийская политическая партия. Основана в 1964 году, в настоящее время насчитывает свыше 800 тыс. членов. Генеральный секретарь Пракаш Карат (с апреля 2005). КПИ(М) выделилась из Коммунистической партии Индии (КПИ) в 1964 г., вскоре после индийско-китайского военного конфликта 1962 г. Члены вновь созданной партии обвинили руководство КПИ в «ревизионизме»; в отличие от КПИ, ориентировавшейся на СССР, КПИ(М) в большей степени ориентировалась на КНР. Несмотря на то, что КПИ(М) является общенациональной партией, она имеет сильные позиции лишь в Западной Бенгалии, Керале и Трипуре. В настоящее время правительства этих штатов сформированы КПИ(М) (в коалиции с другими левыми партиями). Менее значительны успехи КПИ(М) в Тамилнаде, Андхра-Прадеше, Бихаре и Джарханде. В настоящее время КПИ(М) является с 42 мандатами третьей по величине партией в Лок Сабхе после ИНК и БДП.

Итоги выборов 2009 г. в нижнюю палату парламента Индийский национальный конгресс 206 мест Индийская народная партия 116 мест Третий фронт (коммунисты, социалисты) 67 мест

Судебная система Индии

Политико-территориальная организация Индии

Самоуправление в Индии

Местное управление и самоуправление в городах Индии

Источники и литература Конституция Индии - URL: Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, Намбудирипад Е. М. Махатма Ганди и гандизм. - М.: Изд-во иностр. лит., Горев А. В., Зимянин В. М. Неру / Александр Горев, Владимир Зимянин. - М.: Молодая гвардия, Черкасов А. И. Партии в политической системе Ин­дии. - Право и политика в развивающихся странах. М, Плешова М.А. Законодательная власть, парламент // Индия сегодня. М., Плешова М.А. Избирательная система. // Индия сегодня. М., Доклад Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов 2009 г. URL: pated.pdf. Индия-URL: Конституция Индии - URL: Мартышин О. В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. - М.: Наука, Намбудирипад Е. М. Махатма Ганди и гандизм. - М.: Изд-во иностр. лит., Горев А. В., Зимянин В. М. Неру / Александр Горев, Владимир Зимянин. - М.: Молодая гвардия, Черкасов А. И. Партии в политической системе Ин­дии. - Право и политика в развивающихся странах. М, Плешова М.А. Законодательная власть, парламент // Индия сегодня. М., Плешова М.А. Избирательная система. // Индия сегодня. М., Доклад Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов 2009 г. URL: pated.pdf. Индия-URL: