Личностно-ориентированная модель взаимодействия как задача профессионального развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2 Развитие человека. Наследственность и среда … это передача физических и психологических характеристик от родителей к детям. … сумма всех внешних.
Advertisements

Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Выполнили студентки Гирс Светлана и Сенченко Виктория 2 Курс ППд.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Современному ребенку современного воспитателя. Личностные и профессиональные качества педагога. Этика педагога. Воспитатель: Щукина Анна Анатольевна. г.
Воспитатель: Попова Лидия Александровна МДОУ 4 «Дружба» г.Новоузенск.
Организационная культура педагогического коллектива школы.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Система мониторинга предмета «Самопознание» Подготовила: психолог гимназии 38 психолог гимназии 38 Пилатова Н.Г.
Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики.
Воспитание как педагогический процесс.
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Индивид, индивидуальность, личность Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления,
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Теории социализации. С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности.
Транксрипт:

Личностно-ориентированная модель взаимодействия как задача профессионального развития

Модели взаимодействия педагога с воспитанниками

Современные концепции личностно-ориентированного образования содержат в своей основе идеи самореализации и активности личности ребенка, идеи гуманистической психологии

Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя и воспитанника (воспитанников), имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок

контакт случайныйпреднамеренный частныйпубличный длительныйкратковременный вербальныйневербальный

Модели взаимодействия педагога с ребенком учебно-дисциплинарная личностно-ориентированная либерально-попустительская

Признаки Учебно- дисциплинарная модель Личностно- ориентированная модель Цель Субъект деятельности Тактика общения Стиль руководства Качества, которые ценятся в ребенке

Личностно-ориентированное взаимодействие Психологические основы

Самореализация Творчество и Потребности личности (по А. Маслоу)

Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении Индивидуальность человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость Индивид человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития

Развитие личности (по Э.Эриксону) Первая стадия до года Развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к окружающему Развитие личности ребенка

Развитие личности (по Э.Эриксон) Вторая стадия с года до трех лет Развивается чувство автономности или зависимости от окружающих, которое связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности

Развитие личности (по Э.Эриксону) Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах Третья стадия с трех до шести лет У детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины

Развитие личности (по Э.Эриксон) В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности Четвертая стадия с шести до 14 лет У ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности

Развитие личности (по Э.Эриксон) Пятая стадия с 14 до 20 лет связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности На этой стадии главным фактором являются общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни Большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения

Развитие личности (по Э.Эриксон) Шестая стадия с 20 до 35 лет связана с развитием близких, интимных отношении с окружающими, особенно с людьми противоположного пола При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей

Развитие личности (по Э.Эриксон) Седьмая стадия с 35 до лет связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности В этот период большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек также может развиваться и сам

Развитие личности (по Э.Эриксон) Восьмая стадия - после 6065 лет человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря

Развитие личности в образовательной среде

«Вам всем нужно выполнить одно задание: достать с этого дерева сундук со знаниями»

Я – концепция педагога-логопеда

Я-концепция – это система представлений человека о самом себе

Р.Бернс Я-концепция – совокупность установок «на себя»: Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Я-концепция Образ Я Самооценка Поведенческие реакции

Образ Я Я реальное Я идеально е

Психологический портрет Составим психологический портрет своего образа «Я» и идеала «Я» с помощью модифицированной А.А. Реаном методики Т. Лири

Цель: исследование представлений субъекта о себе, о идеальном «Я». Инструкция: Вам будут предложены признаки, с помощью которых можно описать психологический портрет человека. Отметьте только те, которые можно отнести к Вам. Долго не задумывайтесь, не уверены – не отмечайте!

«Я» «Идеал Я» … 21 22

«Я» «Идеал Я» … 21 22

1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Может быть искренним 4. Умеет распоряжаться, приказывать 5. Умеет настоять на своем 6. Способен вызывать восхищение 7.Строгий, но справедливый

8. Пользуется у других уважением 9. Обладает талантом руководителя 10. Любит ответственность 11.Внимательный, ласковый, деликатный 12. Любит давать советы 13. Производит впечатление значительного человека 14. Начальственно повелительный

15.Добрый, вселяющий уверенность 16. Властный 17. Стремится к успеху 18. Ожидает восхищения от каждого 19. Раздражительный 20. Распоряжается другими 21. Деспотичный 22.Великодушный, терпимый к недостаткам

«Я» «Идеал Я» каким Я хочу быть … 21 22

1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Может быть искренним 4. Умеет распоряжаться, приказывать 5. Умеет настоять на своем 6. Способен вызывать восхищение 7.Строгий, но справедливый

8. Пользуется у других уважением 9. Обладает талантом руководителя 10. Любит ответственность 11.Внимательный, ласковый, деликатный 12. Любит давать советы 13. Производит впечатление значительного человека 14. Начальственно повелительный

15.Добрый, вселяющий уверенность 16. Властный 17. Стремится к успеху 18. Ожидает восхищения от каждого 19. Раздражительный 20. Распоряжается другими 21. Деспотичный 22.Великодушный, терпимый к недостаткам

Шкала «Доминирование»: вычеркиваем признаки под номерами 3, 7, 11, 15, 19,

Шкала «Доминирование»: лидерство – властность - деспотичность 0-4 балла – низкая выраженность 5-8 баллов – умеренная выраженность 9-12 баллов – высокая выраженность баллов – экстремальная выраженность

Шкала «Доминирование»: лидерство – властность - деспотичность Низкие показатели характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, без диктаторских проявлений. Высокие показатели характерны для властной, деспотичной личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всём стремится полагаться на своё мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный.

«Я»«Я» идеал « Я » Идеал « Я » - реальное « Я » ДОМИНИРОВАНИЕДОМИНИРОВАНИЕ

Эти 10 качеств хорошего учителя традиционной школы относятся к шкале доминантности-авторитарности в методике Т. Лири и соответствуют 10 баллам, т.е. уровню выраженной авторитарности: другие думают о нем благосклонно, производит хорошее впечатление на окружающих, умеет распоряжаться, приказывать, умеет настоять на своём, способен вызывать восхищение, пользуется у других уважением, обладает талантом руководителя, любит ответственность, любит давать советы, производит впечатление значительности…

Восточная притча о выборе своего пути: Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города…

Восточная притча о выборе своего пути: Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города… Что бы мы ни делали, сказал отец, обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.

Личностно-ориентированное образование Что Вы понимаете под этим термином? Какое бы Вы дали ему определение? Составьте собственную интеллект-карту для этого понятия ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ