Формирование публичных контр-сфер на основе СМИ альтернативной повестки дня в гибридных медиасистемах 2010-х годов: опыт России и Италии Формирование публичных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Премии «Медиа-капитал» Премия основана в 2009 году как независимый институт развития и поощрения финансовой журналистики. За 3 года Премия стала самым.
Advertisements

Блог – это составная часть интернета. В свою очередь – интернет – это компьютерная сеть, единая информационная система, которая предоставляет широчайшие.
Наши идеи Именно наши ценности определяют и наше стремление к росту государственной самостоятельности России, укреплению ее суверенитета. Мы – свободная.
Социологические исследования массовых коммуникаций в России Коломиец Виктор Петрович, доктор социологических наук, профессор.
СМИ в меняющейся России: экономическое измерение Проф. Е.Л. Вартанова.
Презентация методологического блока для курсовой по теме: «Сравнение степеней влияния традиционных и Интернет-СМИ на политические убеждения молодёжи города.
Визуальная культура Магистерская программа Отделение культурологии Высшая школа экономики, Москва,
АНТОН СТУЛИКОВ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТЕЛЕКОМПАНИИ «ОТВ» ЕКАТЕРИНБУРГ.
Москва, 2011 Мониторинг социальных медиа. 2 Выявление и анализ упоминаний компании в социальных медиа Анализ тематических линий Оценка регионального распределения.
Луганский портал Топ презентация. О проекте Сегодня «Луганский портал Топ» это крупнейший луганский сайт, предлагающий пользователям ключевые.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Аникин Александр Владимирович. Основные функции СМИ Экономическая эффективность СМИ связана с максимальным осуществлением им социального запроса, который.
Рынок интернет-рекламы в Беларуси: тенденции и особенности. Беларусь Сентябрь 2009.
Стратегия повышения потенциала молодых журналистов в условиях перехода к плюралистическим СМИ Сафо Сафаров, Директор Независимой школы журналистики «Таджикистан.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
Новые технологии управления редакцией: опыт «выращивания» специалистов: от студента к редактору. Специфика обучения журналистов для электронных медиа.
Эволюция СМИ : от главенства редакции к совместной работе с аудиторией Светлана Шишкова директор по развитию E-xecutive Апрель.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Транксрипт:

Формирование публичных контр-сфер на основе СМИ альтернативной повестки дня в гибридных медиасистемах 2010-х годов: опыт России и Италии Формирование публичных контр-сфер на основе СМИ альтернативной повестки дня в гибридных медиасистемах 2010-х годов: опыт России и Италии Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургский государственный университет Светлана Бодрунова

Новые условия развития публичных сфер Рост гибридных медиасистем Рост медиатизированной социальности и сетевой среды Рост и радикализация низовых протестных движений новые аспекты дискуссии о качестве публичной сферы поиск схожих межнациональных явлений в работе сетевых публичных сфер, включая коммуникацию в протестных сообществах (Castells 2012) новая конфигурация коммуникативных потоков, перетекание повестки дня и новые разломы в социальной дискуссии в гибридных медиасистемах (Chadwick 2011) ?: каковы временн Ые и каузальные связи между новыми паттернами коммуникации и разломами в публичной сфере?

Траектории гибридизации современных медиасистем: национальное или универсальное? Chadwick 2011: технологическая гибридизация медиасистем (формирование онлайновых зон медиатизированной дискуссии) неизбежно влечет за собой политическую гибридизацию (формирование новых политических разломов, отраженных в медиаконтенте, на основе показателей проникновения Интернета и различий в медиапотреблении у разных страт аудитории), что углубляет общественные противоречия Adam&Pfetsch 2011: текущий национальный социально- политический контекст, а не универсальный закон, определяет, как именно медиасистемы проходят политическую гибридизацию ? Насколько доминируют национальные модели гибридизации? Существуют ли кросс-национальные сходства в новых чертах публичных сфер?

КЕЙС. Протестное движение «За честные выборы» ( ) Исследование проведено С. С. Бодруновой и А. А. Литвиненко в 2012 году, опубликовано Routledge в 2013 году) Тенденции, предшествовавшие протестному движению: таяние потребления ТВ в некоторых социальных стратах, например в молодежной (Oates 2012; Strukov 2012; Gabowitch 2012) ; рост контроля федерального ТВ, сделки по покупке каналов; резкий рост ( ) Интернет-проникновения в России – до 50 млн человек к 2011 году; взлет активизма в сети и вне ее, имевший пиком 2010 год; формирование «самой вовлеченной в сети аудитории в мире»; появление неполитических медиа альтернативной повестки дня; резкая политизация онлайн-сегмента после сентября 2011 года

КЕЙС. Протестное движение «За честные выборы» ( )

КЕЙС. Протестное движение «За честные выборы» ( )

КЕЙС. Протестное движение «За честные выборы» ( )

КЕЙС. Протестное движение «За честные выборы» ( ) Следует присмотреться к природе медиатизированного протеста с точки зрения двух ролей новых медиа: организационной и «культивационной» разломы потоков информации не связаны прямо с демографией; политические разломы в медиасфере проходят сквозь и онлайновые, и оффлайновые СМИ; повестка дня и лидеры мнений оказывают решающую роль на политическую гибридизацию во времена резкой поляризации медиарынка; социальные сети, особенно Facebook, служат зонами особой социальной коммуникации (social communicative milieus) Вывод: Мы предположили складывание на основе медиа альтернативных повесток дня национальной по охвату публичной контр-сферы, амбивалентной в аспекте качества публичной сферы

КЕЙС 2. Публичная контр-сфера в Италии в годах Можно проследить сходные тенденции в публичной сфере Италии, поэтому видвигаем «большую гипотезу» о том, что: в обеих странах до того, как разразились протесты годов, в течение последнего электорального цикла ( годы) постепенно нарастал «большой раскол» национальных медиатизированных публичных сфер; это не противостояние правых и левых, а отказ части общества от участия в мейнстримном политическом диалоге, поскольку он воспринимается как выхолощенный и искаженный.

Сравнимость политического ландшафта Политические тенденции, влияющие на качество публичной сферы: старение элиты, стагнация полит. процесса, выхолащивание политического дискурса: Antipolitica / Второй застой три Италии / четыре России: новая национальная стратификация на основе стиля жизни, а не территории; новая республика равной временн Ой протяженности; разделение оппозиции на системную/несистемную; шорт-термизм в принятии решений (отмечен M.Mонти); клиентелистская природа отношений в политической и чиновной сферах; упадок легитимности национальных лидеров в некоторых социальных средах («креативный класс» в России, студенчество в Италии) на фоне общих высоких показателей легитимности; медиакратические тенденции: сращение медиа и политики (Puyu&Bodrunova 2013) 10

«телезависимость»: почти 70% россиян и около 90% итальянцев смотрят ТВ помногу, но не доверяют контенту! ТВ остается единственным «клеем» нации национальный рынок качественной газетной прессы имеет серьезные пробелы в том, как отражаются интересы большинства, особенно молодежи оппозиционные медиа стали частью системы и следуют партийному водоразделу резкий рост проникновения Интернета в городах общее падение доверия медиасистеме в противовес доверию отдельным медиаперсонам Сравнимость тенденций в медиасфере

Две контр-сферы: структурные подобия и различия 1. Создание новых кроссплатформенных медиа. 2. СМИ альтернативной повестки дня (газеты, журналы, кабельное и сетевое ТВ, радио, подкасты, спецпрограммы) в 2000-е годы в крупных и средних городах. 3. Блоги (особенно в Италии), включая блоги Беппе Грилло и Алексея Навального. Истории политического успеха! 4. Социальные сети как коммуникативные площадки (как Facebook в России)/ проекты в соцсетях (Informazione Libera или Altra Notizia в Италии). 5. Известные журналисты и иные авторы онлайн-текстов критического, аналитического или художественного характера. 1. В России: Деловые издания (поляризовались вслед за аудиторией, сочтя экономический риск более существенным). 2. В Италии: Созвездия взаимосвязанных порталов: think tanks, университеты, тематические сайты, блоги, новостные медиа 12

Две контр-сферы: ключевые черты развития 1. Призыв вернуться к фактам после «scomparsa dei fatti» 2. Волновой характер формирования: - в Италии: вторая волна вебзинов в гг.; успех политических блогов и традиционных СМИ с новой повесткой дня (Annozero, Il Fatto Quotidiano, Passaparola); - в России: новая сетевая журналистика, носящая черты прозы, блоггинга и телевизионной композиции; «исход» элиты Рунета из Livejournal в Facebook; стремительная поляризация и политизация деловых изданий. 3. Новые формы слияния СМИ и активизма: - Блоггеры, в первую очередь Грилло и Навальный, скомбинировали традиционные политические практики, низовой активизм, лидерство в умах и производство текста. 4. Концентрация вокруг «альтернативных» осей повестки дня

В Италии и России в годах… 1 как выявить научным путем формирование альтернативной публичной сферы? 2 формируются ли контр-сферы на региональном уровне? МЕТОД: количественный анализ меню региональных новостных порталов Интересно знать…

Количественное исследование альтернативной повестки дня: методология и выборка 4 группы порталов в зависимости от года создания: 1) до 1991/1993, региональные; 2) , региональные; 3) , региональные; 4) 2000s-е, альтернативной повестки. гипотеза: повестка дня постепенно изменяется от 1-й к 4-й группе, и нам особенно важно, что происходит в Группе 3; для каждой из восьми групп определяем самые «весомые» теги в меню, встречающиеся чаще всего и на первых позициях; создаем Wordle-репрезентации самых «весомых» тегов меню. Выборка: Италия: более 500 порталов проверено вручную, взято 278 Россия: более 1400 порталов проверено вручную, взято

20 самых «весомых» тегов в меню порталов: Италия

Wordle самых «весомых» тегов меню: Италия

самых «весомых» тегов в меню порталов: Россия

Wordle самых «весомых» тегов меню: Россия

Повестка дня изменилась в сторону международных новостей, специализированной тематики (включая искусство), и тематике, близкой стилям городской жизни индивидуального медиапотребителя. итальянские СМИ открывали новые оси повестки дня, а российские пошли в сторону социальной критики. Списки новых тегов по двум странам содержат world news, national news, media(!), city & community, analysis & issues, opinion/forecasts, science, arts and education. Разлом в повестках дня уже отражается на базовом уровне принятия редакционных решений: в тегах меню. Новая локальность: местные порталы как информационные агентства обо всем мире. Политизация неполитической повестки, но без помещения ее в контекст дискуссии по policy или привязки к полит. спектру. Сравнение результатов: есть сходства! 20

Спасибо за внимание!