1 Проектирование учебного процесса на формирование универсальных учебных действий средствами контрольно-оценочной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Advertisements

Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Стандарты и образовательный процесс.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО: основные подходы, процедуры, инструментарий.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования Морокова Наталья Владимировна Ст.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Транксрипт:

1 Проектирование учебного процесса на формирование универсальных учебных действий средствами контрольно-оценочной деятельности

2 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ как элемент целеполагания ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества» ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

3 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе осознанного участия в учебной деятельности. Основной вектор – формирование и развитие учебной самостоятельности. Приоритеты ФГОС

4 Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознаниесмыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

5 система оценки достижения планируемых результатов ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ П ОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА В ЕДУЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ООП ( ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕД - МЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ) Система оценки качества образования: нормативы и инструменты В настоящее время только складывается П ЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПР): личностные, метапредметные, предметные Система оценки: операционализация ПР, крите- риальная база, примеры заданий, спецификации и демонстрационные версии итоговых и мониторинговых работ П РИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ( УЧЕБНЫЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ) А ВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ И УМК Система тематических ПР, критериальная база, примеры обучающих и проверочных заданий, примеры тематических проверочных работ О БРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС : цели урока, обучающие задания, текущая оценочная деятельность Обратная связь и коррекция Последовательное уточнение, детализация и ориентация ОП Планируемые результаты и система оценки их достижения – основные механизмы реализации требований ФГОС Планируемые результаты и система оценки их достижения – основные механизмы реализации требований ФГОС

6 Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно- практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают:

Письменные или письменные с устной частью Итоговая оценка: инструментарий предметные результаты Итоговая оценка: инструментарий предметные результаты Накопленная оценка Итоговые работы + Творческие + ГИА

8 Оценка качества начального образования Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, Окружающий мир Оценка качества начального образования Достижение предметных результатов: Русский язык, Математика, Окружающий мир Недостаточный Пониженный Базовый Повышенный Высокий ОКРУЖАЮЩИЙ МИР МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 2013 г., свыше 40 тыс. учащихся из 33 регионов

9 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивныекоммуникативныепознавательные целеполагание речевые средства, в т.ч. с опорой на ИКТ работа с инфор- мацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Итоговая оценка: подходы. Метапредметные результаты Итоговая оценка: подходы. Метапредметные результаты

карта наблюдений лист планирова- ния и продвиже- ния по заданию презентация или иные материалы листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений рабочие материалы групп видеозапись результаты взаимооценки (голосование) Групповой проект Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ Итоговый индивиду- альный проект 2-3 урока Оценка качества образования: метапредметные результаты: инструментарий Оценка качества образования: метапредметные результаты: инструментарий

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ 1-й класс Наш класс. Телефонный справочник 2-й класс Наш класс. Делаем книгу 3-й класс Наш класс. Классный уголок 4-й класс Наш класс. Энциклопедия школьной жизни Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят материалы, которые представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность 5-й класс Наш класс в Древнем мире 6-й класс Наш класс. Мы и наше здоровье Маша т. О Маше Почему звонит телефон : Советы звонящему О нас всех и о каждом: Результаты опроса Анкета Внутришкольный мониторинг: метапредметные результаты: инструментарий Внутришкольный мониторинг: метапредметные результаты: инструментарий

Только базовый Повышенный Ниже базового Около 80% учащихся, не достигающих базового уровня не овладели ни регулятивными, ни коммуникативными навыками. У остальных 20% не сформированы, главным образом коммуникативные умения. В ОШ принципиально необходимо включение в практику работы учебных ситуаций, требующих коммуникации и учебного сотрудничества Конструкторский 34 Познавательный Социальный Исследовательский 33 Все проекты Оценка качества начального образования. Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия Оценка качества начального образования. Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия 51

13 Внутришкольный мониторинг: продолжение линии на работу с текстом Внутришкольный мониторинг: продолжение линии на работу с текстом Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи Детальное понимание содержания и формы текста анализ, интерпретация и обобщение информации сложные выводы оценочные суждения Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач без привлечения дополнительной информации с привлечением дополнительной информации историческая проблематика Научно-популярные тексты Занимательные опыты, Удивительные животные Александр Невский естественнонаучная проблематика обществоведческая проблематика Семья

Базовый Повышенный Пониженный Не овладели основами смыслового чтения. Необходима индивидуальная коррекционная работа в ОШ Не овладели стратегиями смыслового чтения. Необходима коррекционная работа в ОШ Недостаточный Оценка качества начального образования. Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение Оценка качества начального образования. Достижение метапредметных результатов: познавательные действия, смысловое чтение

15 ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ только для оценки системы образования!!! Смыслообразование: развитие мотивов учения Морально-этическая ориентация Я-концепция и идентичность личности : Я-прошлое VS Я-настоящее VS Я-будущее; Я-реальное VS Я-идеальное социальная идентичность конвенциональный и постконвенцио- нальный уровень морального сознания децентрация: учёт последствий, мотивов, чувств и эмоций Самоопределение: жизненное, личностное профессиональное самооценка: прогностическая корригирующая ретроспективная социальные мотивы стремление быть полезным, социальное сотрудничество, саморазвитие учебные и познава- тельные мотивы интерес к способам познания, устойчивые личностные интересы стремление к самоизменению принятие решений на основе соотнесе- ния ряда норм Оценка качества образования: личностные результаты Оценка качества образования: личностные результаты

Личностная самооценка Методика Дембо- Рубинштейн Итоговая оценка: инструментарий Личностные результаты (1) Итоговая оценка: инструментарий Личностные результаты (1) С 7 – 8 классов добавляются шкалы: Я-реальный Я-идеальный

Отношения, мотивы, интересы Методика «Настроение» Итоговая оценка: инструментарий Личностные результаты (2) Итоговая оценка: инструментарий Личностные результаты (2)

Структура и динамика мотивации Методика «Что тебе больше подходит?» Инструментарий для оценки личностных результатов (3) Инструментарий для оценки личностных результатов (3)

19 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе освоения опорной системы знаний овладения умением учиться (способностью к самоорганизации с целью решения учебных задач) индивидуального прогресса во всех основных сферах личностного развития (мотивационно-смысловой, познаватель- ной, эмоциональной, волевой и саморегуляции ) личностными : самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметными: регуляция коммуникация познавательная деятельность предметными: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Сущность оценочных процедур. В чем проявляется достижение результатов? Сущность оценочных процедур. В чем проявляется достижение результатов?

20 …включают: Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века …классы задач: Освоение системы знаний Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Разрешение проблем и проблемных ситуаций Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия: ФГОС Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Технологии Личностно- центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциация требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса

Задание 3. Сравните предложенные контрольные работы по математике для 1-го полугодия 1-го класса. Есть ли между ними сходство? Различия? В чём? Чем их можно объяснить? Оправданы ли наблюдающиеся различия в текстах контрольных работ? 21 Практическая работа. Сравнение и оценка контрольных работ по математике для 1 кл. Практическая работа. Сравнение и оценка контрольных работ по математике для 1 кл.

Наблюдаемые факты: –спецификации (цели проверки) могут отсутствовать, или быть случайными –нет однозначного соответствия между заявленными целями и проверочными заданиями –«идеализация» целей: завышенные ожидания –дифференциация требований к освоению материала не проявляется или отсутствует –встречаются неудачные форматы заданий и некорректные задания 22 Сравнение и оценка контрольных работ. Некоторые выводы Сравнение и оценка контрольных работ. Некоторые выводы задания часто составляются и подбираются как без учета ожидаемых результатов освоения программ, так и без учета возможности выполнения их детьми

1. Учителя испытывают серьезные затруднения в интерпретации требований ФГОС как при организации учебной деятельности школьни- ков, так и при оценке ее результатов. 2. Традиционно используемых средств УМК (учебные тексты, системы вопросов к ним, тексты проверочных работ, …) явно недостаточно для ориентации учебного процесса на достижение планируемых результатов и обеспечения необходимого качества образования, его преемственности. 23 Сравнение и оценка контрольных работ. Некоторые выводы Сравнение и оценка контрольных работ. Некоторые выводы Необходима система промежуточных требований, помогающих учителю удерживать задачу: работать на конечный результат

24 1 класс 2 класс 3 класс 11 класс … 4 класс ИТОГО- ВЫЕ ПР (предмет- ные) Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы Шаг 1. Проектирование системы тематических и текущих планируемых результатов Операционализация итоговых планируемых результатов с позиций их освоения детьми: этапы освоения трудности, типичные ошибки Как на практическом уровне можно работать на конечный результат?работать на конечный результат? Как на практическом уровне можно работать на конечный результат?работать на конечный результат?

25 ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (1 кл., 1 полугодие) Тематические результаты: пример ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (4 кл): читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10); текущая оценка подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел (в пре- делах 10), называть их количество, используя количественные числительные, и записывать полученное число цифрой; текущая оценка и зачет (эл-т задан.) 4 описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 10 и записывать число цифрой; текущая оценка читать записанные цифрами числа, записывать цифрами назван- ные вслух или записанные словами числа (в пределах 10); текущая оценка и зачет (и эл-т задан.) 1 а называть и записывать последующее или предыдущее число в последовательности натуральных чисел (от 0 до 10); текущая оценка и зачет 2 определять и моделировать состав однозначных чисел на ос- нове действий набора и размена (в пределах 10); текущая оценка и эл-т заданий сравнивать количества объектов, числа, значения выражений (в 2-х мно- жествах), выбирая способ сравнения ( отношения «больше», «меньше», «столь- ко же», «на сколько …» и знаки сравнения, и/или иллюстрируя действия и результаты равнения (на овеществленных моделях, рисунках, схемах, числовом луче) текущая оценка и зачет 3 располагать натуральные числа (в пределах 10) в порядке возрастания/убывания текущая оценка и зачет 1 б классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия только поощрение (пропедевтика) 3,7

26 Тематические проверочные задания: примеры примеры Задание 1 (базовый уровень). На доске записан номер автомобиля Р ТРИ НОЛЬ ВОСЕМЬ НК А) Запиши цифры в этом номере: __, __, __. Б) Расставь выписанные цифры в порядке возрас- тания (от меньшего числа к большему): _________ текущая оценка и зачет Правильный ответ: А) записано в любом порядке 3, 0, 8; Б) записано 0, 3, 8 (или правильно, в порядке возрастания, расставлены выписанные цифры); Критерий достижения базового уровня: даны оба правильных ответа. читать записанные цифрами числа, записывать цифрами назван- ные вслух или записанные словами числа (в пределах 10); располагать натуральные числа (в пределах 10) в порядке возрастания/убывания текущая оценка и зачет

27 Шаг 2. Проектирование урока: 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознан- ности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения Как на практическом уровне можно работать на конечный результат?работать на конечный результат? Как на практическом уровне можно работать на конечный результат?работать на конечный результат? Обращаем внимание на процесс 1)уточняем цели и задачи урока, ожидаемые результаты; 2)подбираем/составляем учебные задания Обращаем внимание на результат

28 Содержание: темы, разделы Тема 1Тема 2 Тема 3 Тема 1 Тема 2Тема 3Тема 4 Тема 5 Календарные сроки: недели, месяцы, четверти Зачет 1 Проектирование учебного процесса Зачет 2 Зачет 3 Тематические результаты (1) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Тематические результаты (2) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Тематические результаты (2) Текущие (на урок) Текущие (на урок) Текущие (на урок) формирующая оценка контроль

29 Формирующая оценка СМЫСЛ и ЦЕЛЬ: снять зависимость от внешней оценки (учителя, взрослых), помочь ребёнку осознать, (1) в чём у него/неё проблемы, (2) что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы этих проблем не стало, (3) как это можно сделать ОСНОВНОЙ СПОСОБ: включить детей в самостоятельную оценочную деятельность

30 Формирующая оценка: некоторые приемы и техники Формирующая оценка: некоторые приемы и техники 1)Учитель дает сигнал ученику: -оцениваем адекватность самооценки -выделяем удачные места -указываем, что надо исправить -даем напоминание, пример 2) Критериальное взаимооценивание 3) Критериальное самооценивание Волшебная линеечка (Дембо-Рубинштейн)

31 Формирующая оценка: некоторые приемы и техники Формирующая оценка: некоторые приемы и техники 4)Листы самооценки

32 Формирующая оценка: некоторые приемы и техники Формирующая оценка: некоторые приемы и техники 5)Самостоятельное составление Правил (работы в группе, выступлений, обсуждений …) и мониторинг их выполнения 6)Самостоятельное составление проверочных вопросов, заданий, задач, тестов … Самостоятельное составление проверочных заданий, критериальной базы, схем, моделей

33 Формирующая оценка: некоторые приемы и техники Формирующая оценка: некоторые приемы и техники 7)Карты понятий 8)ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ (критериев, удачных мест, ошибок, оценок, способов действий, удачных стратегий …) Оценка динамики: исходная карта – уточненная карта

34 Формирующая оценка: некоторые приемы и техники Формирующая оценка: некоторые приемы и техники 9)Учитель, а затем дети самостоятельно отслеживают продвижение в освоении системы планируемых результатов, например, на основе списка тематических результатов – как предметных, так и метапредметных Лестницы продвижения, Листы продвижения

35 ОСВОЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Ученик А Тематические результаты: пример вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10); подсчитывать объекты с помощью натуральных чисел (в пре- делах 10), называть их количество, используя количественные числительные, и записывать полученное число цифрой; описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 10 и записывать число цифрой; читать записанные цифрами числа, записывать цифрами назван- ные вслух или записанные словами числа (в пределах 10); называть и записывать последующее или предыдущее число в последовательности натуральных чисел (от 0 до 10); определять и моделировать состав однозначных чисел на ос- нове действий набора и размена (в пределах 10); сравнивать количества объектов, числа, значения выражений (в 2-х мно- жествах), выбирая способ сравнения ( отношения «больше», «меньше», «столь- ко же», «на сколько …» и знаки сравнения, и/или иллюстрируя действия и результаты равнения (на овеществленных моделях, рисунках, схемах, числовом луче) располагать натуральные числа (в пределах 10) в порядке возрастания/убывания классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия сентоктноябдек

Спасибо за внимание!