Информационно-психологическая война PsyWar РосНОУ. Теория и практика массовой информации. Лекционный курс ст. преподавателя Решетникова С.Н. С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Advertisements

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Глава II Человек и закон. О чем ты узнаешь Какие бывают социальные нормы Следует ли соблюдать дисциплину? Кто от этого выигрывает За какие проступки ты.
Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями,
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Особые приемы психологического воздействия на людей Выполнила студентка группы Ю-104 Чуева Яна.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Презентация на тему «Правовые отношения» Выполнила студентка заочного отделения Выполнила студентка заочного отделения группы ВЗБ 5 ЭК-21 группы ВЗБ 5.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
§ 25 Политический статус личности. Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характеризуют правовое положение личности в обществе, т.е.
Презентация к уроку (обществознание , 9 класс) по теме: Презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме "Власть"
Термин «коммуникация» (от лат. communicare делаю общим, сообщение, передача) это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ : « ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » Выполнил : магистр. МС –
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Транксрипт:

Информационно-психологическая война PsyWar РосНОУ. Теория и практика массовой информации. Лекционный курс ст. преподавателя Решетникова С.Н. С

Сунь Цзы Китайский военный стратег и мыслитель, жил, предположительно, в VI или, по другим источникам, в IV в. до н.э. Трактат «Искусство войны» «Во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится к захвату государства целостным. Взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить... Одержать сотню побед в сражениях – это не предел искусства. Покорить противника без сражения – вот венец искусства… Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения между граждан вражеской страны. Мешайте всеми средствами деятельности правительства… Подрывайте престиж руководства и выставляйте в нужный момент на позор общественности»

PsyWar «В русские... городы столникам, и воеводам, и приказным людям, а в селах и в деревнях заказным головам, и десятникам, и всей черни, Никита Голой [один из сподвижников Булавина, руководил 7-тысячным отрядом ] со всем своим походным войском челом бьем. А нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и которые неправду делают. А вы, голотьба и вся, идите изо всех городов конные и пешие, нагие и босые, идите, не опасайтеcя: будут вам кони, и ружье, и платье, и денежное жалованье. А вы, стольники, и воеводы, и всякие приказные люди, и заказные головы, не держите черни, и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие городки. А кто будет держать чернь и не будут пропускать, и тем людям будет смертная казнь». Кондратий Булавин гг. Предводитель казацкого восстания на Дону в гг. Он и его сподвижники, по примеру Степана Разина, использовали агитационные «прелестные письма». Подобные письма рассылал и Емельян Пугачев.

PsyWar «Опиумные войны» гг. были развязаны против Китая вначале англичанами, а затем вкупе с ними Францией, Германией, США и некоторыми другими западными государствами. Сегодня трафики кокаина и героина, как из Азии, так и Латинской Америки направлены, в основном, на Европейский континент. Суверенной территорией, превращенной в наши дни в международный полигон «Опиумных войн», является Афганистан. Опиумные войны

PsyWar Маргарет Зангер гг. Американская феминистка, основатель Международной ассоциации планирования семьи «Наибольшее благодеяние, какое только может оказать многодетная семья новорожденному, это убить его». М. Зангер, «Женщина и новая раса», 1928 «Ребенок должен быть желанным»

PsyWar Приемы и методы манипулятивных воздействий "Евангелие от Злодеев: Боже милостивый, только бы нас не взяли за зад!" Тэрри Пратчет. "Правда"

PsyWar Этапы психологического воздействия Деятельность субъекта психологического воздействия Принятие или непринятие психологического воздействия объектом Ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия 1. Операционный 2. Процессуальный 3. Заключительный

PsyWar Субъект и объект манипулятивных воздействий Субъект манипулирования Лицо (или группа лиц), в интересах которых осуществляется манипулирование (от 1 до 3% населения). К ним примыкают до 20% "информированной аудитории", из которой рекрутируются "группы давления". От этих двух групп зависят динамика и характер общества, особенно в переходные периоды. СМИ находятся во власти субъектов манипуляции. Объект манипулирования Ведомое большинство. Только 60% людей интересуются политикой, 25% вообще аполитичны. Поэтому наибольшая эффективность манипуляции достигается тогда, когда она не имеет политической окраски, а ориентирована на повседневные интересы масс (успех популистов).

PsyWar Иерархии ценностей 1. Репутация 2. Работа 3. Семья 4. Бог 5. Свобода 1. Свобода 2. Работа 3. Репутация 4. Семья 5. Бог 1. Бог 2. Семья 3. Репутация 4. Работа 5. Свобода Переоценка ценностей 1. Успех 2. Богатство 3. Приключения 4. Учеба 5. Здоровье 6. Веселье 7. Счастье 8. Комфорт 9. Безопасность 10. Любовь 11. Покой Снизить вес до 68 кг. Стать миллионером. Переехать в Сан-Диего. Инвестировать в недвижимость. Побывать во всех странах Европы. Влюбиться и сыграть свадьбу. Произнести речь для 5000 чел. Заняться прыжками с парашютом. Сыграть в кино. Слетать на Луну.

PsyWar Иерархии ценностей 1. Свобода … Равенство 1. Свобода 2. Равенство … 1. Равенство … Свобода 123 Позиция буржуазных консерваторов Позиция большевиков- ленинцев Позиция черных американцев (опрос начала 1970-х гг.)

PsyWar «Эмоциональный круг» Роберта Плутчика Стимульное событие Подразумевае- мая когниция Переживание ПоведениеЭффект Угроза«Опасность» Ужас, с трах Бегство Самосохра- нение Неожиданный новый «Что это?» Изумление, удивление Остановка, тревога Ориентация Потеря значимого индивида «Заброшен- ность» Горе, печаль Призыв к помощи и воссоедине- нию Реинтеграция Отвратительный объект «Отрава» Отвращение ненависть Извержение, отталкивание Отвержение Препятствие«Враг» Гнев, ярость Нападение; кусание Разрушение Новая территория«Что там?» Насторожен- ность, ожидание Обследова- ние, органи- зация Исследование Потенциальный партнер «Обладать» Восторг, экстаз Ухаживание спаривание Воспроиз- водство Член группы«Друг» Восхищение, доверие Ухаживание содействие Аффиляция, присоедине- ние

PsyWar Эмоционально-ценностные ориентации Ценность не есть вещь, это отношение к вещи, явлению и проч. Ценности плод не только ума, но и души, поэтому они переживаются эмоционально. Ценности дают возможность человеку ориентироваться в мире, показывают что важно, а что неважно, ценности – это цели человеческой жизни. Типы эмоционально-ценностных ориентаций инвариантны по отношению к конкретным ценностям

PsyWar Подготовка объекта к манипуляции Типовая схема: 1. Дестабилизация самооценки («Ты ничтожество!» и проч.); 2. Повышение внушаемости через потребность в защите и самоидентификации («Тебя убьют!» и проч.); 3. Изоляция («Ты один!»); 4. Тотальность воздействия («Нас много!» и проч.). Обратный процесс (самооправдания пассивности): 1.«Я маленький человек!» («От нас скрывают правду» и проч.); 2.«Мир страшен!» («Это ужасная страна» и проч.); 3.«Я один!» («Один в поле не воин» и проч.); 4.«Они непобедимы!» («Мафия бессмертна» и проч.). Типовая схема: 1. Дестабилизация самооценки («Ты ничтожество!» и проч.); 2. Повышение внушаемости через потребность в защите и самоидентификации («Тебя убьют!» и проч.); 3. Изоляция («Ты один!»); 4. Тотальность воздействия («Нас много!» и проч.). Обратный процесс (самооправдания пассивности): 1.«Я маленький человек!» («От нас скрывают правду» и проч.); 2.«Мир страшен!» («Это ужасная страна» и проч.); 3.«Я один!» («Один в поле не воин» и проч.); 4.«Они непобедимы!» («Мафия бессмертна» и проч.).

PsyWar Управление кризисами (Crisis management) 1 – Сбор информации; 2 – Реинжиниринг; 3 – Создание мнений в целевых аудиториях ; 4 – Обеспечение принятия нужных решений (лоббирование, шантаж). Объект в наибольшей степени подвержен манипулятивным воздействиям в условиях кризиса, экономического или политического, который, следовательно, для этого необходимо создавать

PsyWar Модель массовой коммуникации Дж. и М. Райли К Р Первичная группа Сообщение Более широкие социальные (формальные) группы Всеобъемлющая социальная система Первичная группа Сообщение СМИ (СМК) достигает индивида не кратчайшим путем, а через лидера мнений внутри соответствующей группы. Человек слушает и читает в основном только то, с чем он согласен

PsyWar Алгоритм психологического воздействия Определить неформальных лидеров и приоритеты влияния на них Лидеры группы Перспективы группы Мнение группы Интересы группы Сплоченность группы Определить перспективы развития группы и сосредоточить воздействие на этом Использовать силу группового мнения Заставить всех подчинить личные интересы общим Обеспечить единство в осуществлении поставленных целей 1. Искать лидеров 2. Говорить о будущем 3. Сердце отдавать партии 4. Жить по партийной совести 5. Бороться за чистоту партийных рядов Техника «наивной искренности» Творение мифа (модификация ценностей) Принятие системы ценностей группы

PsyWar А – потребностно- мотивационная сфера В – эмоциональная сфера С – коммуникативно- поведенческая сфера D – интеллектуальная сфера 1 – влечения и желания людей 2 – волевая активность людей 3 –межличностные отношения 4 – социально- психологический комфорт 5 – представления, восприятия, картина мира Закономерности психологического воздействия

PsyWar Мишени воздействия Основные виды 1 – низменные чувства и агрессивные реакции; 2 – чувство собственности (обладания), враждебное отношение к "чужим"; 3 – потребность в признании, общности 4 – гордость, стремление к удовольствиям, деньгам, известности. Функциональная классификация 1 – побудители активности (потребности, интересы); 2 – регуляторы активности (смыслы, цели, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования); 3 – когнитивные образы (образы и картины мира, знания); 4 – операциональные комплексы (способы мышления, стиль поведения, привычки, квалификация, навыки); 5 – психические состояния. Чем шире аудитория, тем универсальнее должны быть мишени. Чем аудитория меньше, тем точнее должна быть настройка на нее.

PsyWar Манипулятивное послание ** Тот, кто не следует правилам (обычаю), становится «чужим», то есть к нему может применяться насилие. ЗНАК/СИМВОЛ МИФ Знак, он же, в своей высшей ипостаси, символ, и он же, при своем смысловом разворачивании, есть миф ФОРМА МОДА Форма – внешнее выражение кодов* – совокупностей знаков. В моде эксплуатируется инстинкт подражания ОБЫЧАЙ** РИТУАЛ Требование исполнения поведенческих правил, пока обязательных не для всех ЗАКОН РЕАЛЬНОСТЬ Набор требований, которые признаны обязательными для всех Четыре этапа перевода мифа в реальность и соответствующие им внешние формы манипулятивного послания. Успех воздействия во многом определяется не характером информации, не манерой ее подачи, не средствами распространения, а качеством самого объекта манипуляции, т.е. уже сформировавшимися у объекта системами предпочтений, установок, социальным опытом и картиной мира. Объект лишь ждет подтверждения силы и легитимности своих взглядов. Все, что им противоречит, игнорируется, забывается, сублимируется. * Кодирование упрощает картину мира и тем снижает конфликтность

PsyWar Техника манипулирования Первый «шар» – это знак и миф. Второй – кодирование возникших в результате первого воздействия новых форм поведения. Третий – закрепление поведенческих новаций законодательно. Мастер хочет желтым шаром попасть по зеленому ? Нет, его настоящая цель – с помощью первых двух шаров загнать в лузу третий шар.

Означающее + Означаемое = Знак Знак Символ Миф

Код: совокупность знаков Дресс-коды: платок; купальный костюм. Сакральные действия

ФОРМА (совокупность кодов) PsyPhrase Формализация важнейших событий (свадебные обряды), складывание ритуалов

ПРАВИЛА (желательное поведение) PsySentence Худ. В.Д. Поленов. «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888 г. Этап введения правил важен тем, что впервые санкционирует насилие. Кто правилам не следует, тот становится «чужим». Однако исполнение правил пока еще не является обязательным.

ЗАКОН (обязательное поведение) PsyOrder Худ. В.И. Суриков. «Боярыня Морозова», 1886 г. Боярыня Феодосия Морозова была замужем за старшим братом Бориса Морозова (фактическим главой правительства при царе Алексее Михайловиче), а также приходилась родственницей царице, умнице и красавице Марии Милославской. Рано овдовев, сказочно богатая Морозова жила по монастырскому уставу, слушала проповеди протопопа Аввакума и сама активно проповедовала старообрядчество. По требованию патриарха Питирима была арестована, отправлена в Боровск, где умерла в земляной яме, не изменив своим убеждениям.

PsyWar 1 – Привлечение внимания и интереса; 2 – Эмоциональная стимуляция; 3 – Демонстрация того, как проблема может быть решена по совету коммуникатора. Этапы воздействия пропагандистского сообщения Традиционный арсенал рекламы

1 – Творение мифов 2 – Использование ритуалов 3 – Техника «наивной искренности» («естественной спонтанности») Методы маскировки воздействия PsyWar РИТУАЛ стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал символичен. В нем нет зрителей, в нем все участники. Ритуал это рубеж, за которым начинается другая жизнь, это акт перерождения. Ритуал освобождает от необходимости обдумывать свои действия («Дает опору в жизни», по Конфуцию)

PsyWar 1 – Навешивание ярлыков (name calling); 2 – «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality); 3 – «Перенос» (transfer); 4 – «Ссылка на авторитеты» или «освидетельствование» (testimonial); 5 – «Свои ребята» или «игра в народность» (plain Folks); 6 – «Подтасовка карт» (card stacking); 7 – «Общая платформа» или «вагон с оркестром» (band wagon). "Азбука пропаганды" (7 основных приемов ИПВ)

Йозеф Геббельс «Худший враг любой пропаганды интеллектуализм» «Мы добиваемся не правды, а эффекта» «Лгать можно лишь тогда, когда тебя определенно не поймают или поймают слишком поздно» «Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей» «Человек, сказавший миру первое слово, всегда прав» гг. Имперский руководитель пропаганды Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), идеолог нацизма PsyWar «Фундаментальным методом» Геббельса, по мнению специалистов, изучавших его деятельность, была ссылка на факт, который невозможно проверить

Десять заповедей национал-социализма Твое отечество зовется Германией. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах. Враги Германии твои враги. Ненавидь их всем сердцем! Каждый соотечественник, даже самый бедный это частица Германии. Люби его как себя самого! Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость! Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него! Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его! Не будь скандальным антисемитом, но будь начеку с «Берлинер Тагеблатт»! Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о новой Германии! Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем! PsyWar

Роботизация "До пробуждения народа от сна нет манипуляции" «Роботизация» – развитая форма манипулирования. Сначала необходимые мнения или желания «изготавливаются», затем они закрепляются в массовом сознании, после чего в нужное время целенаправленно активизируются.

PsyWar Способы преобразований 1 – Искажение ; 2 – Утаивание (избирательность); 3 – Способ подачи (компоновка); 4 – Время подачи ; 5 – Подпороговая подача ; 6 – Перегрузка сведениями. Преобразование информации при манипулировании Четыре вида искажения новостей 1 – Персонализация (концентрация вниман и я на конкретных личностях); 2 – Фрагментация (представление политики как последовательности сцен); 3 – Драматизация (отбор информации не по важности, а по развлекательности); 4 – Локализация (новость как частная проблема). Реальная проблема Персонализация Фрагментация Драматизация Локализация

PsyWar Создание воображаемых миров. Имиджи Структура воображаемого мира 1 – знаковые фигуры («герои»); 2 – мифы; 3 – имиджи Виды имиджей 1 – зеркальные (образ «чужого»); 2 – текущие (основанные на недопонимании или нехватке информации); 3 – желаемые (которые хотелось бы создать); 4 – корпоративные (образы целого без детализации); 5 – множественные (образы составляющих элементов без претензии на целостность). Воображаемые миры носят национальный характер и зависят от особенностей менталитета Имиджами обладают не только люди, но и страны, партии, организации, вещи. На имиджи существует мода. Мода может творить имиджи. Имиджи невозможны без репутации, без рекламы и самопрезентации. Через имиджи люди подключаются к воображаемым мирам, образуя определенные общности

PsyWar Создание воображаемых миров. Метафоры Метафора (от греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп (оборот), использующий название объекта одного класса для описания объекта другого класса. Важно, что метафора не только отражает жизнь, но и творит ее. Метафора производит перенос предмета из реальности в чувство Сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека. Чем большее расхождение между собеседниками, тем метафоричнее должна быть их коммуникация. Метафора сопрягает несовпадающие системы, сужает интерпретации Нос майора Ковалева. Илл. к повести Н.В. Гоголя «Перенос» (transfer) (см. «Азбука пропаганды»)

PsyWar Создание воображаемых миров. Герой «Герой» является развертыванием компенсаторного механизма воображаемых миров. «Герой» – это маска, которую общество навязывает как образец социального поведения. Общество постоянно контролирует и корректирует эти маски, любая амбивалентность (двойственность) при их трактовке исключается. «Герой» связан со знаковыми действиями, которые образуют «знаковый алфавит» каждого общества, лежащий в основе символизации общества и определяющий модели поведения. «Герой» сопрягается с образом врага.

PsyWar Коммуникативный миф Миф – это способ обработки информации на коллективном уровне. Миф принципиально должен быть непроверяем, наличие чудесного в нем обязательно. В основе мифа, как и в основе ритуала, лежит стереотип. Стереотип – это элементарный миф, увеличивающий скорость обработки информации.

PsyWar 1. Манипулятор скрывает свои истинные цели. 2. Манипулятор играет на чувствах людей, воздействуя на них так, что они начинают выполнять действия, противоречащие их потребностям. Он внедряется в психику объекта. 3. Объект манипуляции считает, что он сам контролирует свое поведение. 4. Манипулятор осознает факт своего манипулятивного воздействия. 5. Всю ответственность за происходящее манипулятор перекладывает на партнера. Критерии манипуляции Худ. Павел Кучинский Манипуляция – это скрытое управление людьми.

PsyWar Технология производства «бархатной революции»: 1. Организация управляемого молодежного протестного движения; 2. Организация управляемой оппозиции и консолидация ее вокруг подконтрольного лидера; 3.«Параллельный подсчет голосов» в противовес официальным итогам голосования; 4.Меры, которые следует предпринять, если власть попытается отнять победу. ИПВ в политике «мягких лап» Худ. Павел Кучинский Сербия (2000 г.) « Бульдозерная революция» Грузия (2003 г.) «Революция роз» Украина (2004 г.) «Оранжевая революция» Кыргызтан (2005 г.) «Революция тюльпанов» Ливан (2005 г.) «Кедровая революция»

PsyWar Как противостоять манипуляциям? 1. Если вы разгадали намерения манипулятора, скажите ему об этом, т.о. манипуляция прекращается. 2. Если вы разгадали намерения манипулятора, спросите его о целях его слов или действий. 3. Если вы не ставите в известность манипулятора о том, что его действия разгаданы, и используете свою осведомленность для достижения своих целей, значит, вы используете технику «встречная манипуляция». 4. Если вы осознаете, что вами манипулируют, но поддаетесь манипулятору, то вы капитулируете. Возможно, у вас есть на это причины. Но это ваш выбор и вы несете за него ответственность в первую очередь перед собой. Манипуляция. Техники защиты

PsyWar Прямое противодействие информационно-психологическому воздействию нецелесообразно, т.к. а) требует значительных усилий и б) передает энергию защиты нападающему (создает из него «борца» или даже «мученика»). «Броневую плиту» защиты следует, образно говоря, «наклонить», причем так, чтобы ИПВ рикошетировало в самого нападающего. Желательно не выступать открыто против агрессивных ИПВ, но нужно, по-возможности, брать на вооружение имеющуюся в них аргументацию, чтобы, опираясь на этот базис, интерпретировать новацию в собственных интересах. Отсутствие прямого противодействия в этом случае гарантирует на некоторое время маскировку предпринимаемых контр-мер, оставляя нападающего в уверенности, что его атака удалась. Нельзя забывать, что результат в ИПВ обеспечивается в первую очередь скрытностью намерений. Техники защиты. Непрямое противодействие

PsyWar Строить «Великую стену», т.е. пытаться изолировать общество от агрессивных информационных проникновений, не только бессмысленно, но и опасно. К огда такая стена рухнет (а это неизбежно произойдет), общество окажется лишенным «иммунитета» против недобросовестных информационных воздействий, как произошло в России в 1990-е годы. Более перспективна система «информационных прививок», т.е. включение общества в игру формального следования за манипулятором. Такая технология привычна (возможно, и органична) российскому менталитету: это «единодушная поддержка» генеральной линии («одобрямс» советской эпохи), под эгидой которого общество живет собственной жизнью. Техники защиты. Формальное одобрение

PsyWar Приемы иронии АНТИФРАЗИС – иносказание, при котором в контексте речи высказывание приобретает противоположный смысл. СВЕДЕНИЕ К АБСУРДУ – организация в тексте катастрофы смысла (деавтоматизация связи знака и значения). РАБОТА НА ПАРАДОКСАХ – поиск на древе понятия противоречивых и противоположных значений. Ирония гармонизирует не смысл вещей, а отношение к этому смыслу. Ироник, уходя от назидательности и декларативности, стремится опереться на сотворчество читателя/слушателя. Техники защиты. Ирония Ирония (от др.-греч. ε ρωνεία «притворство») троп (словесный оборот) в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.др.-греч. Ироник – мастер иронии. «Будучи отрицанием, ирония является путем – не истиной, а лишь путем к ней». Сёрен Кьеркегор Ирония в исполнении Судьбы

PsyWar Противник за возможность уничтожить себя обязан манипулятору заплатить. Заповеди ИПВ-манипулятора: Не одерживайте побед. Добивайтесь результата. Победы отдаются проигравшим. Тонко и точно продумана этика Всякого крупного кровопролития: Чистые руки у теоретика, Чистая советь у исполнителя. И. Губерман