Главные экспедиционные задачи: Запись звучащей речи Тренировка фонетического слуха и преодоление перцептивных эталонов Инструментальные методы анализа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфологические нормы Тема урока :. - О чем может пойти речь на уроке ? - Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание « морфологические нормы »? -
Advertisements

Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Учитель: Желиба Татьяна Ивановна. Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет Каким.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:
Цель проекта Сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Горшкова Зоя Семеновна, Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением.
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное.
Обобщающий урок Обобщающий урок русского языка в 6 классе русского языка в 6 классе «Самостоятельные части речи» «Самостоятельные части речи» Презентация.
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Предложения с обращениями, вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями.
Транксрипт:

Главные экспедиционные задачи: Запись звучащей речи Тренировка фонетического слуха и преодоление перцептивных эталонов Инструментальные методы анализа речи Расшифровка части записанных материалов Анализ вариативности в рамках идиолекта и диалекта Анализ динамики диалектных черт Лингвогеографическая интерпретация языкового материала

Образец оформления аннотированного звучащего материала

Реализация бокового согласного

В диалектах русского языка существует такая система боковых согласных (из учебника Касаткина)

Данный диалект в целом совпадает со 2 типом говоров по Касаткину Перед гласными непередними [l] Перед гласными передними [л] Перед согласными и на конце слова на месте /л/ [w] на месте /л/ [l]

Однако В диалекте часто встречаются отклонения от данной системы реализации бокового

Отклонения В позиции перед непередними гласными Перед согласными на месте /л/ На конце слова на месте /л/

Варианты ў-неслогового [в] [w] [о]-неслоговой Ø

Вывод Система реализации бокового в большинстве своем совпадает со 2 типом говоров, но нельзя сказать, что она полностью соответствует этому типу. В позиции на месте /л/ перед согласными имеется варьирование [l]/[л]. В конце слова на месте /л/ чаще всего встречается w и его варианты, но нередко встречаются и отклонения с лит. [л] или с [l]. Кроме самого w, попадаются и его необычные позиционные варианты.

Постпозитивные частицы

В нашем говоре постпозитивные частицы используются для выделения отдельных слов на себе-то, плуга-те, картошку-ту, ночь-ту, весной-то, деревня-то

Указательное местоимение «тот» От Та То ТОТ Ту Те

Постпозитивные частицы и род Мужской: мужик-от Женский: ляпушка-та Средний: мясо-то

Склонение частицы в женском роде Им.п.: война-та -та Р.п.: у воды-то -то Д.п.: по реке-то -то В.п.: войну-ту -ту Т.п.: с картошкой-то -то П.п.: в деревне-то -то

Склонение частицы в мужском роде Им.п.: гоубец-от -от Р.п.: мешка-то -то Д.п.: по килограмму-то -то В.п.: поросёнка-то -то Т.п.: днём-то -то П.п.: на сенокосе-то -то

Склонение частицы в среднем роде Им.п.: сено-то -то Р.п.: мяса-то -то Д.п.: по отчеству-то -то В.п.: колесо-то -то Т.п.: утром-то -то П.п.: ? в поле-то (нет примера)

Во множественном числе именительного падежа частица по родам не изменяется Сыновья-те Старухи-те Поля-те

В остальных косвенных падежах употребляется частица -то Сеням-то Хлеба-то Колхозов-то и т.д.

С глаголами и наречиями частица то неизменяема Работали-то Клепать-то Видим-то Много-то После-то

Вывод В литературном языке частица – неизменяемая часть речи, в то время как в данном диалекте частица -то изменяется по родам, числам и падежам.

Мягкое цоканье

Аффрикаты в русском литературном языке [ч] переднеязычный передненёбный мягкий шипящий глухой [ц] переднеязычный зубной твердый свистящий глухой

Мягкое цоканье [ц][ч][ц][ч] [ц ]

[ц] -> [ц] отец между пальцев церкву

[ч] -> [ц ] нонче четверо ночам да вечерам

[тс] перед согласной -> [ц] [ц͕] -> [ц] на полеводстве отстукала до колодца от сердца

тся/ться - [ц] не справиться заупрямятся называется

Числительные 11-20, 30 «Новые» слова [ц] -> [ц] одиннадцать с тридцатого по двенадцать шестнадцать сцена

[ч] -> [ц] в эмоциональных высказываниях чудо, а не человек очень что-нибудь

Выводы В этом говоре существует три варианта произнесения аффрикат. Использование [ц], [ц] или [ц] зависит а) от «изначальной» фонемы в слове (/ц/ или /ч/) б) от позиции в слове в) от новизны слова г) от логического ударения

Почему гляда? В экспедиции мое внимание привлекло слово гляда. Его значение мне было непонятно, а на прямой вопрос: «Что значит слово гляда», - информанты не могли дать ответ. Очевидно, его семантика не осознается носителями говора. По форме гляда – это бывшее деепричастие от глагола глядеть. Однако, как будет видно дальше, это слово теперь не употребляется в функции деепричастия, и есть основания говорить о том, что оно потеряло синтаксические связи с другими словами в высказывании.

Гляда в словарях и интернете Слова гляда нет в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля и в «Словаре русских народных говоров» В интернете это слово встречается 2 раза (не в качестве описки). Оба примера – это образцы вологодских говоров начала XX века.

Гляда в словарях и интернете 1)Словарь областного вологодского наречия (по рукописи П. А. Дилакторского) Слову гляда приписывается значение «кажется, думается». 2) Публикация 1910 года в журнале «Живая старина» - «Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда» в записи М. Б. Едемского Гляда, мне молодешеньке Сходит со(л)нцё низёхонько, Белы дни коротёхоньки, Идёт времё скорёхонько. Комментарий исследователя этого текста: «В данном контексте гляда слово категории состояния со значением 'видится, видно».

Гляда в записях 2014 года Правы ли те, кто считает, что гляда указывает на неуверенность говорящего, его сомнения в том, о чем он говорит. Обратимся к записям, сделанным во время экспедиции в с. Тиманова гора Бабушкинского р-на Вологодской области в июне-июле 2014 года.

Гляда в записях 2014 года. Материалы Проблема в том, что гляда встречается редко: на 20 часов записей всего 5 употреблений. Информанты: Кряталова Галина Ивановна, 1930 г. р., Дор Андреева Анна Николаевна, 1929 г. р. Тиманова гора Дурнева Павла Григорьевна, 1930 г. р., Пожарище Воробьев Валентин Витальевич, 1938 г. р., Холм

Гляда в записях 2014 года I Гляда маркирует переход от нарратива к диалогу (+ смена темы): ДПГ (рассказывает о том, где брали воду для бани) - Я гляда вам россказала фсю жысь. -Еще есть что спросить. -Ышшо есь? Ооой, мамушка родимая.

Гляда в записях 2014 года ДПГ (рассказывает о сельскохозяйственных работах летом) - Потом немного времё обождём – посылают на сенокос, ну, ф конце июня. И до августа фсё на один мах косили, это вот вдали. А домой выйдём, дак опять ходили косили из дома те вот пожни. А потом паровоё пахали полё, дак боронили фсё йизьдили мы, на быках йизьдили, быкоф обуцяли. -Ох, непросто. -Ооой… гляда мы с этим быкам да фсе руки вывихали. До тово йих добйёш, они не понимают ницёво дак. Переход от одной формы речи к другой, но нет переключения темы.

Гляда в записях 2014 года ААН (рассказывает о том, где можно купаться, слышит шум машины) - Это гляда… это - Не Серёги, нет. -Не Серёги? (возвращается к рассказу о купании) Резкое переключение темы и включение слушателей в диалог.

Гляда в записях 2014 года II Гляда используется не только как маркер переключения между нарративом и диалогом. Еще одна его функция – привлечь внимание собеседника к высказыванию или его части. КГИ (рассказывает о том, сколько работы со скотиной) И ф Тиманове, в Бабушкине-то жывут дак. Кролики, да курици, да две собаки, да поросёнка покупают кажный гот. Поросёнка держат. А коровы нету. Вот так ы пожываём дак. Придём, дак ы не уставали, не уставали. Фсё и зделать надо, гляда и ноцей не спали… Придёш, так надо дома скосиш да, загребаеш да, поминать, то накосиш где-ка, дак ношы носиш. Ношам домой. Информант обращает внимание на то, как много она работала (что и ночей не спала).

Гляда в записях 2014 года ВВВ (рассказывает о достатке жителей деревни и о том, какую маленькую пенсию он получает) - Я говорю, што я вот шэснацатый гот, говорю, жыву, фсе, говорю, гляда все диры затыкал, как говорят, где хужэ, тут ы меня. Я с одним скотом выходил ой-ой-ой сколько. Говорящий подчеркивает, как много он работал (все дыры затыкал).

Итак, Записи 2014 года не подтверждают вывода о том, что гляда выражает сомнение говорящего в информации, которую он сообщает. Гляда – это дискурсивное слово. В самом общем виде его функция - привлечение внимания слушающего. Это дополнительное внимание привлекается -чтобы включить слушающего в диалог, -чтобы показать, что тема поменялась, -чтобы вызвать сочувствие тому, что для говорящего важно.

Перспективы Нужно больше примеров! Гляда определенно не единственное дискурсивное слово в диалекте. Если у вас возникли вопросы или есть идеи, что может значить гляда, пожалуйста, напишите мне на