Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры К.Н.Поливанова Е.В.Сазонова М.А.Шакарова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.
Advertisements

Новикова Лариса Евгеньевна, педагог-психолог МДОБУ «Детский сад 17 «Сказка"
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Мое маленькое исследование и первые результаты… В рамках моей методической темы и для выявления интересов и предпочтений детей в сфере мультипликации были.
Родительское собрание в 1 младшей группе на тему: «Игра и развитие ребенка» МАДОУ Винзилинский детский сад «Малышок» Поселок Винзили Воспитатель Яковлева.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками,
Мир сказок Волшебный мир сказок… Что может быть ближе и интереснее для ребенка? Благодаря сказкам дети познают мир, учатся общаться с другими людьми.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и.
МАДОУ «Детский сад 99 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
Формы работы с родителями Составила: социальный педагог Архипова Е.С.
Влияние компьютерных игр на психику человека Выполнил ученик 9 класса Терехов Игорь Руководитель Андреева И.Н.
СМИРНОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА ДОКТОР ПСИХОЛ. НАУК ПРОФЕССОР РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ИГРЫ И ИГРУШКИ МГППУ ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Сюжетно - ролевая игра в детском саду. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?»
Выполнила: Ученица 7«А»класса ГБОУ СОШ 10 ОЦ ЛИК Курова Владислава Научно-исследовательская работа «Изменение читательского интереса подростков на примере.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Транксрипт:

Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры К.Н.Поливанова Е.В.Сазонова М.А.Шакарова

Проблематика современного детства; Трудности исследования Художественный текст и дети – исследовательские возможности Исследования детской игры (по «Смешарики») Исследование детского чтения (по «Гарри Поттер») Полученные результаты – для образования

Детство - взрослость Эрозия социальных пространств Креолизация социального Взрослый-норма-граница; образ взрослого «на предмете не написано….» Эрозия взрослости – «emerging adulthood»

Новые пространства взросления Изменение соотношения формального и неформального образования; Leisure education, домашнее обучение; экстернат; Взрослый как персона, ранее опосредствовавшая всю детскую жизнь и задававшая образы-образцы, теряет свое исключительное значение;

Проблема метода Модель направленного (опосредованного взрослым) развития; Ризоматическая (вероятностная) модель; Разные методологии – от взрослого, от самого ребенка «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте»

Художественный текст Фабула, сюжет, структура; Ю.М.Лотман: событие – пересечение границы семантических полей; Сказка, фэнтези, романтическая история. Суть метода: исследование соотношения фабулы и «точек резонанса»; В отличие от работ Л.И.Божович, Т.В. Драгуновой, В.С.Собкина – не этические проблемы;

Когда-то объем и номенклатура художественной продукции, доступной детям, были весьма ограничены; Сегодня – вал новых текстов

Исследование детской игры Исследование детской игры: текст мультфильма как провокация игры

Игра дошкольников Какого рода мультфильмы провоцируют полноценную (двухтактную) детскую игру? Какого рода события сюжета отражаются в игре? «Смешарики»: граница - «Я - другой» (а не «свое- чужое, близкое-враждебное»; Нюша обиделась…. «Том и Джерри» – кот (Том) и мышь (Джерри) имеют абсолютно фиксированные характеры и стереотипный набор функций. Вне зависимости от того, где разворачивается сюжет, главные герои не изменяют свои функции и характеристики

Сфера человеческих отношений («Смешарики»), значимо чаще провоцирует сюжетно-ролевую игру дошкольников, чем мультсериал, в котором эти отношения представлены размыто и/или стереотипно («Том и Джерри»). Наиболее развитая форма игры («роль в отношении») значимо чаще встречается в играх по мультсериалу, имеющему большое количество персонажей, разнообразие функций персонажей и сюжетных ходов («Смешарики»), в играх по «Тому и Джерри» преобладает «роль в действии». Игры детей по современным мультсериалам можно стимулировать с помощью игрушек и просмотра конкретной серии при условии, что мультсериал- оригинал имеет развивающий потенциал («Смешарики»), в противном случае стимуляция не дает положительного эффекта.

Новые культурные тексты оставляют возможность сохранения развивающего потенциала детской игры. событие не в физическом, как в волшебной сказке, а в смысловом понимании: не только сюжеты с пересечением границ семантических полей (например, Иван-Царевич, который решается покинуть безопасное пространство и углубиться в таинственный лес). сфера отношений, причем неоднозначную и сложную, когда нет простых ответов, нет явных злодеев, нет безусловно правых. организация таких игр и их поддержка требуют, по-видимому, дополнительного внимания – отбора, селекции, поддержки, в противном случае неутешительные выводы о состоянии игры и произвольности у современных дошкольников (8), будут лишь усугубляться.

Исследование детского чтения (на примере книг Дж.Роулинг «Гарри Поттер»).

Организация исследования Анализ наиболее популярных тем Интернет-форумов; опрос; интервью; Проективные методики – ассоциации; незаконченные предложения; Семантический дифференциал

Что такое волшебство? – Возможность действовать! Средства - волшебные средства (волшебная палочка, волшебное заклинание, летающая метла); Место - Запретный Лес; Волшебная спортивная игра «Квиддич» ; Собственно усилие (кульминация) - волшебный поединок, как кульминация всего произведения.

Волшебный поединок и Квиддич 1.Могущество, сила vs поражение, боль, травмs и даже смерть. 2.Эмоциональность: переживание двойственности: радость, эйфория, экстрим, азарт, страх и напряжение. 3. Действие связано с непредзаданностью, так как никогда нельзя с уверенностью сказать, какой именно герой победит. 4.Итак, для участников исследования в книгах и фильмах «Гарри Поттер» центральные и наиболее эмоционально насыщенные действия волшебных героев выступают незавершенными, непредзаданными.

Волшебный мир событийно насыщен, интересен, ярок, но в тоже время и прост, архаичен, понятен. выступает необходимой средой для совершения действия, так как невозможно совершить действие в бессмысленной, «пустой» среде, без четкой структуры и смысловых границ. Во всех трех группах респондентов наибольшую нагрузку получили первые практически идентичные факторы, а именно – противопоставление реального мира и реального человека миру волшебному и волшебнику.

Итак, дошкольники чувствительны к сфере неоднозначных отношений между людьми, когда пространство текста (и игры) делится не по ясно заданному признаку «хорошее-плохое», но по различию характеров, отношения к миру и т.д. Персонаж может обидеться, хотя его никто не обижал или рассердиться, хотя не было для этого причин. Дети чувствуют это и воссоздают в игре. Подростки же, как оказалось, переживают непредсказуемый волшебный мир как более пригодный для собственного действия, читая ощущают себя более могущественными, чем в понятном и прозрачном для взрослого реальном мире.

Сегодняшний ребенок живет в неоднородном, «размытом» мире относительных ценностей и исчезающих образцов. Развитие самостоятельности в этих странных обстоятельствах – нетривиальная задача развития. Что может помочь становлению личности в таких сложных обстоятельствах? Как мы видим, тексты массовой культуры рубежа столетий находят средства вести диалог с ребенком и подростком.

основной вывод из приведенных выше рассуждений. Современные тексты фактически допускают гораздо более искушенного зрителя и читателя, делегируют ему гораздо большую свободу и открытость, предлагая действовать в ситуации неоднозначности и неопределенности. Это принципиально недидактический тип взаимодействия.