Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры К.Н.Поливанова Е.В.Сазонова М.А.Шакарова
Проблематика современного детства; Трудности исследования Художественный текст и дети – исследовательские возможности Исследования детской игры (по «Смешарики») Исследование детского чтения (по «Гарри Поттер») Полученные результаты – для образования
Детство - взрослость Эрозия социальных пространств Креолизация социального Взрослый-норма-граница; образ взрослого «на предмете не написано….» Эрозия взрослости – «emerging adulthood»
Новые пространства взросления Изменение соотношения формального и неформального образования; Leisure education, домашнее обучение; экстернат; Взрослый как персона, ранее опосредствовавшая всю детскую жизнь и задававшая образы-образцы, теряет свое исключительное значение;
Проблема метода Модель направленного (опосредованного взрослым) развития; Ризоматическая (вероятностная) модель; Разные методологии – от взрослого, от самого ребенка «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте»
Художественный текст Фабула, сюжет, структура; Ю.М.Лотман: событие – пересечение границы семантических полей; Сказка, фэнтези, романтическая история. Суть метода: исследование соотношения фабулы и «точек резонанса»; В отличие от работ Л.И.Божович, Т.В. Драгуновой, В.С.Собкина – не этические проблемы;
Когда-то объем и номенклатура художественной продукции, доступной детям, были весьма ограничены; Сегодня – вал новых текстов
Исследование детской игры Исследование детской игры: текст мультфильма как провокация игры
Игра дошкольников Какого рода мультфильмы провоцируют полноценную (двухтактную) детскую игру? Какого рода события сюжета отражаются в игре? «Смешарики»: граница - «Я - другой» (а не «свое- чужое, близкое-враждебное»; Нюша обиделась…. «Том и Джерри» – кот (Том) и мышь (Джерри) имеют абсолютно фиксированные характеры и стереотипный набор функций. Вне зависимости от того, где разворачивается сюжет, главные герои не изменяют свои функции и характеристики
Сфера человеческих отношений («Смешарики»), значимо чаще провоцирует сюжетно-ролевую игру дошкольников, чем мультсериал, в котором эти отношения представлены размыто и/или стереотипно («Том и Джерри»). Наиболее развитая форма игры («роль в отношении») значимо чаще встречается в играх по мультсериалу, имеющему большое количество персонажей, разнообразие функций персонажей и сюжетных ходов («Смешарики»), в играх по «Тому и Джерри» преобладает «роль в действии». Игры детей по современным мультсериалам можно стимулировать с помощью игрушек и просмотра конкретной серии при условии, что мультсериал- оригинал имеет развивающий потенциал («Смешарики»), в противном случае стимуляция не дает положительного эффекта.
Новые культурные тексты оставляют возможность сохранения развивающего потенциала детской игры. событие не в физическом, как в волшебной сказке, а в смысловом понимании: не только сюжеты с пересечением границ семантических полей (например, Иван-Царевич, который решается покинуть безопасное пространство и углубиться в таинственный лес). сфера отношений, причем неоднозначную и сложную, когда нет простых ответов, нет явных злодеев, нет безусловно правых. организация таких игр и их поддержка требуют, по-видимому, дополнительного внимания – отбора, селекции, поддержки, в противном случае неутешительные выводы о состоянии игры и произвольности у современных дошкольников (8), будут лишь усугубляться.
Исследование детского чтения (на примере книг Дж.Роулинг «Гарри Поттер»).
Организация исследования Анализ наиболее популярных тем Интернет-форумов; опрос; интервью; Проективные методики – ассоциации; незаконченные предложения; Семантический дифференциал
Что такое волшебство? – Возможность действовать! Средства - волшебные средства (волшебная палочка, волшебное заклинание, летающая метла); Место - Запретный Лес; Волшебная спортивная игра «Квиддич» ; Собственно усилие (кульминация) - волшебный поединок, как кульминация всего произведения.
Волшебный поединок и Квиддич 1.Могущество, сила vs поражение, боль, травмs и даже смерть. 2.Эмоциональность: переживание двойственности: радость, эйфория, экстрим, азарт, страх и напряжение. 3. Действие связано с непредзаданностью, так как никогда нельзя с уверенностью сказать, какой именно герой победит. 4.Итак, для участников исследования в книгах и фильмах «Гарри Поттер» центральные и наиболее эмоционально насыщенные действия волшебных героев выступают незавершенными, непредзаданными.
Волшебный мир событийно насыщен, интересен, ярок, но в тоже время и прост, архаичен, понятен. выступает необходимой средой для совершения действия, так как невозможно совершить действие в бессмысленной, «пустой» среде, без четкой структуры и смысловых границ. Во всех трех группах респондентов наибольшую нагрузку получили первые практически идентичные факторы, а именно – противопоставление реального мира и реального человека миру волшебному и волшебнику.
Итак, дошкольники чувствительны к сфере неоднозначных отношений между людьми, когда пространство текста (и игры) делится не по ясно заданному признаку «хорошее-плохое», но по различию характеров, отношения к миру и т.д. Персонаж может обидеться, хотя его никто не обижал или рассердиться, хотя не было для этого причин. Дети чувствуют это и воссоздают в игре. Подростки же, как оказалось, переживают непредсказуемый волшебный мир как более пригодный для собственного действия, читая ощущают себя более могущественными, чем в понятном и прозрачном для взрослого реальном мире.
Сегодняшний ребенок живет в неоднородном, «размытом» мире относительных ценностей и исчезающих образцов. Развитие самостоятельности в этих странных обстоятельствах – нетривиальная задача развития. Что может помочь становлению личности в таких сложных обстоятельствах? Как мы видим, тексты массовой культуры рубежа столетий находят средства вести диалог с ребенком и подростком.
основной вывод из приведенных выше рассуждений. Современные тексты фактически допускают гораздо более искушенного зрителя и читателя, делегируют ему гораздо большую свободу и открытость, предлагая действовать в ситуации неоднозначности и неопределенности. Это принципиально недидактический тип взаимодействия.