Правовые аспекты романа А.К Толстого «Князь Серебряный» И фильма по его мотивам «Царь Иван Грозный»
Уголовное право 1) Лихое дело (разбой, татьба, грабеж, душегубство) 2) Преступление против веры Суд и процесс 1) Обвинение 2) Судебный поединфок
Из романа: «Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова. - Гойда! Гойда! - кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите дегок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть! Крестьяне бежали куда кто мог.»
Опричник человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми». По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену».
Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский. Иван Грозный и Малюта Скуратов.(Г.Седов)
Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском соборе при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором.
Ст 59 : А доведут на кого разбой, или душегубство, или ябедничество, или подписку, или инфое какое лихое дело, а будет ведомой лихой человек, и боярину велети того казните смертною казнью Ст 60 : А на кого доведут татбу или душегубство или инфое какое лихое дело, опричь разбора, в котором городе или в волость, а будет ведомой лихой человек, и наместнику или волостьлю велети того доправити казните смертною казнью, а ппписцово велети из его остатка; а что ся от писцова останет, и наместникуи его тиуну то ттимати себе. А не будет у которого лихого остатка, чем ппписцово заплатите, и ему того лихого истцу в его гибели не выдали, а велети его казните смертною казнью, а на исце наместнику или волостьлю и их тиуном не ттимати ничего. А приведут кого в разбое или кого в суде доведут, что он ведомой лихой человек'разбойник, и наместником тех отдавать губным старостам. А старостам губным, опричь ведомых разбойников, у наместников не вступатись ни во что. А татей им судите по царевым великого князя губным грамотам, как в них написано.
Губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татийные, а по Уложению губные старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках губных старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Губные старосты находились под контролем Разбойного приказа.
Правило 61 и 62 святого шестого собора святых отец возбраняет к волхвом ходите и запрещает православным християном поганских и эллинских обычаев и игорь, и плясания, и плескания, и над делвами, сиречь над бочками, и корчагами квас при- взывающие и грохочюще, и прочих неподобных дел творите. Сице же и женская в народех плясания яко срамна суша и на смех и на блуд составляющая многих. Такоже мужем и отроком женским одеянием не украшатися, ниже просто женская одеяния носите. Ни женам в мужеска одеяния облачатися, но кому до подобная своя одеяния имени и от сего познаватися. (ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВЕРЫ)
Из романа( Князь Вяземский приехал к мельнику): - Смотри, князь, под колесо, а я стану нашептывать. Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова. Князь смотрел под колесо. Прошло несколько минут. - Что видишь, князь? Ф.Басманов Курбский причислял Басманова к "ласкателям" и "потаковникам» царя. Молодой и красивый Федор приглянулся царю и стал его кравчим (прислуживающим за столом).
«А Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невинфовных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ.»
А кто х которому боярину, или дворецкому, или казначею, или к дьяку придет жалоб ник его приказу, и ему жалоб ников своего приказу от себя не отсылать, а давати ему жалоб ником своего приказу всем управа, которой будет жалоб ник бьет челом по делу; а которому будет жалоб нику без государева ведома управы учинити не смачно, инфо челомбитье его скаэати царю государю. А которой боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк жалоб ника своего приказу отошлет, а жалобницы у него не возьмет, и управы ему или указу,не учинит, и царю государю челом бить а его не скажет, и учнет тот желоб ник бити челом государю, что ему уп равы не учинили, и государь ту его жалобницу отошлет тому, чей суд, и велит ему управу учинити А кто х которому боярину, или дворецкому, или казначею, или к дьяку придет жалоб ник его приказу, и ему жалоб ников своего приказу от себя не отсылать, а давати ему жалоб ником своего приказу всем управа, которой будет жалоб ник бьет челом по делу; а которому будет жалоб нику без государева ведома управы учинити не смачно, инфо челомбитье его скаэати царю государю. А которой боярин, или дворецкий, или казначей, или дьяк жалоб ника своего приказу отошлет, а жалобницы у него не возьмет, и управы ему или указу,не учинит, и царю государю челом бить а его не скажет, и учнет тот желоб ник бити челом государю, что ему уп равы не учинили, и государь ту его жалобницу отошлет тому, чей суд, и велит ему управу учинити (ст 7 Судебник 1550)
А которое будет дело судит царь и великий князь, или дети царя и великого князя или бояре, и которой суд не кончается, оставят его в обговоре, и дьяку исцовы и ответчиковы речи велети записать перед собою; или о чем ся пошлют на послушество, и дьяку велети то записывали перед собою ж; да те ему дела держати у себя за своею печатью, доколе дело кончается. Ст.28
Побьются на поле в пожеге, или в душегубьстве, или в разбое или в тадбе, инфо на убитом ппписцово доправити, да окольничему на убитом полтина да за доспех убитого три рубля, а дьяку четверть рубля, а неделщику полтина, да неделщику ж вяз чего четыре алтыны без двух денег, а подьячему две деньги. А убитого дети на поруку: как его государь попытает, инфо его поставили перед государем; а не будет по нем поруки, инфо его вкинуть в тюрьму, доколе по нем порука будет. Статья 12 Судебника 1550 г
А боится на поле бойцу з бойцом или не бойцу с небойцом, а бойцу с небойцом не боится; а похочет не боец з бойцом на поле битись, инфо им на поле битись. Да и во всяких, делах бойцу з бойцом, а не бойцу с небойцом, или бойцу с небойцом по небоицове воле на поле боится по тому ж. Статья 14