Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастрофф и скорой помощи с курсом ПО Тема: Избранные вопросы медицины катастрофф Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Advertisements

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
3.30. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Безопасность жизнедеятельности должна обеспечиваться государством. В соответствии.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
» ВСМК - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционально объединяющая.
СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ МЧС РОССИИ «Предотвращение. Спасение. Помощь»
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
МЧС России Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ МЧС РОССИИ «Предотвращение. Спасение. Помощь»
Медицина катастроф Учебно-тренировочный центр Владивосток - Корсаков.
Гражданская оборона Российской Федерации Выполнил Пономарев Дмитрий студента группы 20 Координатор Соколова Н.В.
Тема 14 Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
РСЧС. Составила Расчетова Анна ученица 10 б класса.
Транксрипт:

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастрофф и скорой помощи с курсом ПО Тема: Избранные вопросы медицины катастрофф Лекция 6 для клинических ординаторов всех специальностей по дисциплине Медицина катастрофф Д.м.н. проф. Попов А.А. Красноярск,2012

План лекции: 1 Актуальность темы 2 Виды поражений при катастроффах 3 Задачи Службы медицины катастрофф 4 Служба медицины катастрофф России 5 Структура Службы Медицины Катастроф (СМК) в России 6 Структура Территориального Центра Медицины Катастроф на примере ГУЗ ТЦМК Московской области 7 Выводы

Медици́на катастроф́ф область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). В подобных условиях зачастую складывается ситуация «один врач множество больных» («Айболит»), в отличие от остальной медицины, где обычной является практика «один врач один больной».

Чрезвыча́йодная ситуа́ция внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии. Различают чрезвычайные ситуации локального (110 пострадавших), территориального (1050 пострадавших), регионального (50500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня.

Задачи Службы медицины катастрофф медицинская разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС), медицинская сортировка пострадавших, организация и оказание медицинской помощи пострадавшим, организация эвакуации и эвакуация пострадавших из зоны ЧС, привлечение дополнительных медицинских сил и средств для помощи пострадавшим в случае необходимости, организация госпитализации пострадавших, руководство действиями медицинских формирований и учреждений, администрации населенных пунктов в зоне ЧС.

Задачи Службы медицины катастрофф медицинское обеспечение аварийно-спасательных работ: пожаротушения, работ по разминированию, работ по ликвидации радиационной, химической, биологической опасности, любых других видов аварийно-спасательных работ, связанных с риском для спасателей и гражданского населения (дежурство на месте проведения работ). медицинское обеспечение проведения общественно- политических, спортивных и других мероприятий, связанных с массовым сосредоточением людей (дежурство на месте проведения мероприятия). контроль за поддержанием готовности медицинских учреждений и формирований к работе в условиях ЧС.

Задачи Службы медицины катастрофф прогнозирование возникновения ЧС и планирование действий по ликвидации медицинских последствий ЧС. обучение сотрудников государственных экстренных служб методам оказания первой медицинской помощи, организация и регулярное проведение учений с сотрудниками экстренных служб по совместной ликвидации медицинских последствий ЧС. научная работа по совершенствованию методов оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС (совместно с другими медицинскими и научными учреждениями).

Структура Территориального Центра Медицины Катастроф на примере ГУЗ ТЦМК Оперативно-диспетчерский отдел: сбор информации, взаимодействие, руководство формированиями. Клинический отдел: бригады экстренной медицинской помощи (БЭМП) постоянные формирования ТЦМК. В составе дежурной смены врач анестезиолог-реаниматолог, с общим стажем выездной работы на «скорой помощи» не менее 10 лет и с опытом работы в стационаре, два фельдшера с аналогичным стажем на «скорой помощи», водитель. БЭМП расположены в различных точках на территории подконтрольной ТЦМК (обычно, рядом с крупными федеральными автомобильными трассами). В зону ответственности БЭМП входит сектор вдоль федеральной трассы от МКАД до границы области, включая все дороги, города, посёлки, предприятия, аэродромы, железные дороги и прочее. Резервные формирования бригада экстренного реагирования (БЭР) сотрудники учреждений здравоохранения в населённых пунктах, привлекаемые в случае ЧС. Мобильный пневмокаркасный госпиталь надувные модули с оборудованием.

Структура Территориального Центра Медицины Катастроф на примере ГУЗ ТЦМК Отдел санитарной авиации вертолёты. Начал работу в ноябре 2011 года. Из-за финансовых, технических и организационных проблем пока работает в ограниченном режиме. Вертолет BO-105 базируется на аэродроме Раменское, площадка для дежурства находится в городе Клин. Вертолет вылетает на крупные ДТП на трассе М-10 Москва Санкт-Петербург, только в светлое время суток. Госпитализация пострадавших в больницу города Клин. Планируется развитие отдела, организация вертолетных площадок и дежурства вертолетов в других районах Московской области. Наиболее вероятное место расположения следующей вертолетной площадки трасса М-4 Москва Ростов на Дону. В перспективе планируется поступление вертолетов BK-117 и Ка-226. Научный отдел сотрудничает с кафедрой Медицины Катастроф при МОНИКИ (Московский Областной Научно-исследовательский Клинический Институт ведущее учреждение здравоохранения Московской области). Учебный отдел проведение занятий по оказанию Первой Медицинской Помощи с сотрудниками подразделений МЧС Московской области и с сотрудниками других экстренных служб. Психологическая лаборатория психологи и психиатры помощь пострадавшим при ЧС и периодическое тестирование и контроль сотрудников ТЦМК. Вспомогательные службы отдел кадров, бухгалтерия, аптека, склад, автохозяйство и прочее.

Центр может работать в трех режимах: Режим повседневной деятельности поводы к вызову БЭМП любые ЧС (больше 3-х пострадавших или 2-х погибших) ДТП, пожар, техногенная или природная катастроффа, обрушение зданий, угроза взрыва, теракты, захват заложников, массовые беспорядки и драки, ножевые и огнестрельные ранения, минно-взрывная травма, поездная травма, авиакатастроффа, падение с высоты, массовые отравления, случаи выявления особо опасных инфекций, любые другие чрезвычайные ситуации. БЭМП может выехать на ситуацию с одним-двумя крайне тяжёлыми пострадавшими по распоряжению старшего врача оперативно-диспетчерского отдела. 90 % вызовов крупные ДТП на федеральных трассах, за пределами населённых пунктов. Задача БЭМП прибыть на место, провести медицинскую разведку и сортировку, запросить дополнительные силы (скорая помощь и спасатели из ближайших населённых пунктов), руководить оказанием помощи пострадавшим на месте ЧС. Запас медикаментов и расходных материалов БЭМП рассчитан на 25 пострадавших. Есть возможность самостоятельной госпитализации пострадавших. Оснащение БЭМП соответствует уровню отделения анестезиологии и реанимации в стационаре. Информация о ЧС поступает от местных станций скорой помощи, пожарных, спасателей, милиции и ГИБДД в оперативно-диспетчерский отдел и непосредственно врачу БЭМП. Также БЭМП привлекается к медицинской эвакуации транспортировка крайне тяжёлых реанимационных больных из стационара в стационар. Привлекается к медицинскому обеспечению массовых мероприятий (дежурства). Режим угрозы возникновения ЧС развёртывание мобильного госпиталя, мобилизация БЭР, мобилизация коечного фонда в стационарах, оперативное взаимодействие с другими службами.

Служба медицины катастрофф не имеет собственной выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств. Санитарная авиация использует цвето графическую схему авиации МЧС (эта техника действительно принадлежит МЧС России). Поэтому лётно-технический персонал сотрудники МЧС, медицинский персонал сотрудники аэромобильного госпиталя "Центроспас" МЧС, того или иного Центра Медицины Катастроф и (или) подразделения ФМБА. Санитарные автомобили используют цвето графическую схему, установленную ГОСТом для автомобилей скорой помощи: белый или желтый цвет кузова, красная полоса с красным крестом по борту, надписи «03» спереди и сзади автомобиля (в 2010 году ГОСТ изменен надпись «Скорая Медицинская Помощь» на красной полосе по борту, красный крест спереди и сзади. На машинах, полученных до 2010 года, может сохраняться устаревшая окраска). Без выполнения этих условий автомобиль не может пройти техосмотр, получить разрешение на установку спецсигналов и средств оперативной радиосвязи. Дополнительно могут наноситься надписи «Медицина Катастроф», «ЦЭМП», эмблема СМК золотой колокол на фоне красного креста и флага Российской Федерации, эмблемы «Звезда жизни» («Star of Life») синяя шестилучевая «снежинка» на белом фоне, эмблемы ФМБА (ФМБА также не имеет выделенной цветографической схемы окраски транспортных средств) и другие опознавательные знаки. Реанимационно-противошоковые группы военизированных горноспасательных частей, для передвижения на поверхности и транспортировки извлеченных из шахты пострадавших, имеют санитарный автомобиль с цветографической схемой скорой помощи по ГОСТу, с дополнительно нанесенной символикой ВГСЧ.

I Лече́бно-эвакуацию́ное обеспечение система мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечению и медицинской реабилитации в условиях боевых действий войск. Является составной частью медицинского обеспечения вооруженных сил. Основная цель Л.-э.о. сохранение жизни, быстрейшее восстановление боеспособности и трудоспособности у возможно большего числа военнослужащих, выбывших из строя в результате поражений и заболеваний. В период второй мировой войны ( ) возникла необходимость создания также особой системы лечебно- эвакуациюнного обеспечения и соответствующих формирований, призванных обеспечить оказание медпомощи, эвакуацию и лечение гражданского населения, пострадавшего при воздушных бомбардировках.

Опыт медицинского обеспечения действующих армий в прошлых войнах свидетельствует о том, что лечебно- эвакуациюное обеспечение изменялось и совершенствовалось по мере изменения факторов, оказывающих непосредственое влияние на становление и развитие военной медицины (см. Медицина военная). К этим факторам относятся: экономика страны, организация и численность вооруженных сил, вооружение и техническое оснащение войск, уровень развития военного искусства, медицинской науки и здравоохранения. Постоянно возрастающую роль для определения форм и методов организации лечебно-эвакуациюнного обеспечения в войнах 19 и 20 вв. стали играть характер, величина и структура санитарных потерь (Санитарные потери) войск.

История военной медицины свидетельствует о разнообразии форм и методов организации Л.-э.о., которые могут быть сведены к двум основным системам системе лечения на месте и эвакуациюнной. Первая характеризуется организацией лечения пораженных и больных в непосредственной близости к району боевых действий, вторая стремлением эвакуировать их из зоны боевых действий возможно дальше в тыл. Система лечения на месте обусловливалась прежде всего невозможностью или нецелесообразностью эвакуации, стремлением предоставить пораженным и больным максимум покоя и тем самым ограничить неблагоприятное влияние транспортировки на течение поражений (болезней). Эта система применялась при ведении боевых действий на ограниченной территории, при небольших санитарных потерях, в условиях блокады и окружения, в предвидении окончания боевых действий в данном районе или войны в целом, при уничтожении окруженной крупной группировки противника, оказавшейся на большом удалении от линии фронта, а также при отсутствии или недостатке транспорта и при затруднениях в его использовании из-за неблагоприятного характера местности или распутицы. Лечение на месте может быть организовано и в условиях современной войны при возникновении очагов массовых поражений, когда обстановка позволит развертывать лечебные учреждения в районе указанных очагов.

Совершенствование системы этапного лечения с эвакуацией по назначению в послевоенный период связано с изменившимися условиями медицинского обеспечения войск. Появление на вооружении современных армий новых видов обычного оружия и средств массового поражения влечет за собой изменение характера и структуры санитарных потерь, появление новых видов боевой патологии и возможность возникновения очагов массовых поражений (Очаг массовых поражений). Большое влияние на организацию Л.-э.о. в современных условиях оказывают успехи медицинской науки, а также технический прогресс. Так, например, применение антибиотиков позволяет при необходимости производить хирургические вмешательства в более поздние сроки и оказывать исчерпывающую хирургическую помощь пораженным в специализированных госпиталях одномоментно, а широкое применение авиационного транспорта (самолетов и вертолетов) устранить многоэтапность.

В системе Л.-э.о. особое значение имеют преемственность и последовательность в проведении лечебных мероприятий, т. е. соблюдение единых методов оказания медпомощи и лечения определенных категорий пораженных и больных и последовательное наращивание лечебных мероприятий на последующих этапах медицинской эвакуации. Преемственность в оказании медпомощи и лечении достигается единым пониманием патологических процессов, происходящих в организме человека при поражениях и болезнях, и едиными методами их профилактики и лечения. Преемственность в оказании медпомощи и лечении может быть обеспечена при условии, что на каждом последующем этапе медицинской эвакуации будет известно, какая медпомощь и когда была оказана пораженному и больному на предшествующем этапе.

Лечебно-эвакуациюное обеспечение населения в системе ГО организуется по тем же принципам, что и в войсках. Отличие состоит в том, что в системе Л.- э.о. населения предусмотрено два этапа Отряд первой медицинской помощи (ОПМ), где пораженным и больным оказывают первую врачебную помощь (по содержанию она аналогична квалифицированной), и загородная Больничная база, где пострадавшим оказывают квалифицированную и преимущественно специализированную медпомощь.

В состав ТЦМК входят: Оперативно-диспетчерский отдел: сбор информации, взаимодействие, руководство формированиями. Клинический отдел: бригады экстренной медицинской помощи (БЭМП) постоянные формирования ТЦМК. В составе дежурной смены врач анестезиолог-реаниматолог, с общим стажем выездной работы на «скорой помощи» не менее 10 лет и с опытом работы в стационаре, два фельдшера с аналогичным стажем на «скорой помощи», водитель. БЭМП расположены в различных точках на территории подконтрольной ТЦМК (обычно, рядом с крупными федеральными автомобильными трассами). В зону ответственности БЭМП входит сектор вдоль федеральной трассы от МКАД до границы области, включая все дороги, города, посёлки, предприятия, аэродромы, железные дороги и прочее. Резервные формирования бригада экстренного реагирования (БЭР) сотрудники учреждений здравоохранения в населённых пунктах, привлекаемые в случае ЧС. Мобильный пневмокаркасный госпиталь надувные модули с оборудованием.

В состав ТЦМК входят: Отдел санитарной авиации вертолёты. Начал работу в ноябре 2011 года. Из-за финансовых, технических и организационных проблем пока работает в ограниченном режиме. Вертолет BO-105 базируется на аэродроме Раменское, площадка для дежурства находится в городе Клин. Вертолет вылетает на крупные ДТП на трассе М-10 Москва Санкт-Петербург, только в светлое время суток. Госпитализация пострадавших в больницу города Клин. Планируется развитие отдела, организация вертолетных площадок и дежурства вертолетов в других районах Московской области. Наиболее вероятное место расположения следующей вертолетной площадки трасса М-4 Москва Ростов на Дону. В перспективе планируется поступление вертолетов BK-117 и Ка-226. Научный отдел сотрудничает с кафедрой Медицины Катастроф при МОНИКИ (Московский Областной Научно-исследовательский Клинический Институт ведущее учреждение здравоохранения Московской области). Учебный отдел проведение занятий по оказанию Первой Медицинской Помощи с сотрудниками подразделений МЧС Московской области и с сотрудниками других экстренных служб. Психологическая лаборатория психологи и психиатры помощь пострадавшим при ЧС и периодическое тестирование и контроль сотрудников ТЦМК. Вспомогательные службы отдел кадров, бухгалтерия, аптека, склад, автохозяйство и прочее.

Центр может работать в трех режимах:

Режим повседневной деятельности поводы к вызову БЭМП любые ЧС (больше 3-х пострадавших или 2-х погибших) ДТП, пожар, техногенная или природная катастроффа, обрушение зданий, угроза взрыва, теракты, захват заложников, массовые беспорядки и драки, ножевые и огнестрельные ранения, минно-взрывная травма, поездная травма, авиакатастроффа, падение с высоты, массовые отравления, случаи выявления особо опасных инфекций, любые другие чрезвычайные ситуации. БЭМП может выехать на ситуацию с одним- двумя крайне тяжёлыми пострадавшими по распоряжению старшего врача оперативно-диспетчерского отдела. 90 % вызовов крупные ДТП на федеральных трассах, за пределами населённых пунктов. Задача БЭМП прибыть на место, провести медицинскую разведку и сортировку, запросить дополнительные силы (скорая помощь и спасатели из ближайших населённых пунктов), руководить оказанием помощи пострадавшим на месте ЧС. Запас медикаментов и расходных материалов БЭМП рассчитан на 25 пострадавших. Есть возможность самостоятельной госпитализации пострадавших. Оснащение БЭМП соответствует уровню отделения анестезиологии и реанимации в стационаре. Информация о ЧС поступает от местных станций скорой помощи, пожарных, спасателей, милиции и ГИБДД в оперативно-диспетчерский отдел и непосредственно врачу БЭМП. Также БЭМП привлекается к медицинской эвакуации транспортировка крайне тяжёлых реанимационных больных из стационара в стационар. Привлекается к медицинскому обеспечению массовых мероприятий (дежурства).

Режим угрозы возникновения ЧС развёртывание мобильного госпиталя, мобилизация БЭР, мобилизация коечного фонда в стационарах, оперативное взаимодействие с другими службами.

Режим ЧС работа в условиях ЧС регионального или федерального уровня.

Выводы: «Всероссийская служба медицины катастрофф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением».

Литература: 1. Медицина катастрофф: курс лекцийИ.П.Левчук М.: ГЭОТАР-Медиа, Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроффН.М.Киршин М.: Академия, 2008

Электронные ресурсы 1.1. ИБС КрасГМУ 2.2. БД Мед Арт 3БД Ebsco 4.4. БД Медицина