Урок учителя истории и обществознания МОУ «СОШ 35» г. Рязани Рязань, 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Российская империя на рубеже XVIII-XIX веков 8 класс.
Advertisements

Д/з § 11 (вопросы) Урок 12. План урока 1.Противоречие экономического развития государства. 2.Промышленный переворот. 3.Развитие сельского хозяйства. 4.Денежная.
«Россия в 17 веке. Россия в первой половине 19 века «Россия в 17 веке. Россия в первой половине 19 векаТема:
НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ Учитель истории и обществознания МОУ СОШ 39 гор.Саранска Республики Мордовия Барашкина Светлана Николаевна.
Противоречия хозяйственного развития феодально- крепостнического капиталистического. Особенностью социально-экономического развития России данного периода.
Верны ли суждения? 1. Временнообязанные крестьяне должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки. 2. Судебная.
Крепостное право – тормоз экономики Ограничен рынок наемного труда. Невыгодно внедрять технические новшества из-за дешевизны крепостного труда. Низкая.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1.Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в §21 Прочитать § 22 и ответить на вопросы перед ним.
Экономическое развитие России после реформы 1861 года.
Россия на рубеже XIX – XX веков.. План урока. 1.Российская империя: территория и население. 2.Особенности социально- экономического развития России в.
Презентацию подготовил: учитель истории и обществознания МБОУ В(С)ОШ г. Данкова Липецкой области Лукьянов Алексей Николаевич.
На пути к индустриальной эре Д/З:§ 22, читать, вопросы 3,5,9, пересказ.
На пути к индустриальной эре.
Социально-экономическое развитие пореформенной России План урока. 1. Основные направления социально- экономического развития 2. Развитие сельского хозяйства.
Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века
Социально-экономическое развитие пореформенной России Д/З: § 23, читать, вопросы 1-3, пересказ.
ПЛАН 1. ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ И ЗАДАЧИ СТОЯВШИЕ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 3. МАНУФАКТУРЫ, ТОРГОВЛЯ, РОСТ ГОРОДОВ 4. ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ НОВЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ. СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVII ВЕКЕ.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Окончательное торжество фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, почти полное исчезновение.
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX века 2 вариант.
Транксрипт:

Урок учителя истории и обществознания МОУ «СОШ 35» г. Рязани Рязань, 2011

проследить развитие экономики Рязанской губернии в первой половине XIX века, используя источники и литературу по истории XIX века; продолжить формирование умений работать с различными видами источников исторической информации, восприятия событий и процессов отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и обусловленности, выдвигать собственные гипотезы и доказывать их, делать выводы, конспектировать, широко использовать методы самостоятельной работы – исследовательской, проектной, реферативной и т.п.; воспитывать чувство любви и бережного отношения к малой родине, воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции, содействие становлению жизненного опыта школьников в много культурном мире.

Загадки: 1. Этот термин в переводе с греческого буквально означает «законы хозяйства». 2. Как называется древнейшая сфера деятельности людей, которая соединяет людей и фирмы в единое целое? 3. Продукт, предназначенный для продажи.

1. Общая характеристика губернии. 2. Сельское хозяйство. Положение крестьян. 3. Развитие промышленности. 4. Торговля. 5. Транспорт.

Вопросы: 1. С кем граничила Рязанская губерния в XIX веке? 2. Каково было административное деление Рязанской губернии? 3. Когда и кем было введено деление страны на губернии? 4. Назовите крупные города Рязанской губернии.

24 августа 1778 годы был принят Указ об учреждении Рязанского наместничества (губернии) в составе 12 уездов и о переименовании Переяславля-Рязанского в Рязань. Площадь губернии к началу XIX века составляла кв.верст., население – 900 тыс. человек.

В первой половине XIX века Россия оставалась страной аграрной. Её сельское хозяйство основывалось на крепостнических принципах. Крепостничество оказывало решающее влияние на экономику в целом. По числу крепостных Рязанская губерния занимала 4 место в России, а по количеству помещиков – 3. В конце 50-х годов XIX века в ней было 5595 помещиков, которым принадлежало 5046 имений. Наибольшими были имения Баташевых, Гагариных, Волконских, Демидовых, Толстых. В каждом из них насчитывалось до 5 тыс. крепостных. На севере Рязанской губернии преобладало оброчное хозяйство, на юге – барщина. Хозяйства рязанских помещиков быстро втягивались в товарное производство. Хлеб ( в основном рожь и овес) стал выращиваться на продажу.

Основной сельскохозяйственной культурой с XVIII века была рожь, занимавшая до половины всех возделываемых площадей. Из яровых культур значительное место занимали посевные овсы, за ними следовал ячмень, горох и гречиха. Преобладала трехпольная система землепользования, когда основная земля делилась на 3 поля: одно засевалось озимыми, второе – яровыми, третье – было под паром.

Задание группам: составить страницу рукописной книги, используя документы на столах; ответить на вопросы по документам.

В золотом поле стоял князь, державший в правой руке меч, в левой – ножны. Он был одет в червленую (красную) епанчу, остальная одежда – зеленая, отороченная соболями. В XIX веке герб Рязанской губернии дополняется. На нем появилось изображение в виде царской короны в обрамлении дубовых венков и ленты цветов ордена Святого Андрея Первозванного. Вопрос: Что символизирует фигура пешего воина?

Первая группа Попов И.П., Степанова Е.С. и др. Два века Рязанской истории, Рязань, 1991 стр Вопросы: 1. Кто являлся основным собственником земли? 2. Какие феодальные повинности несли крестьяне перед помещиком? 3. Сделайте вывод о неудовлетворительном состоянии хозяйства. 4. В каких уездах был распространен оброк, а где барщина?

Вторая группа Города и районы Рязанской области. Рязань, 1990 (исторические очерки о Рязани, уездных городах и уездах губернии). стр Вопросы: 1. Как жили крестьяне в одном из земледельческих уездов Рязанской губернии? 2. Как связан Салтыков-Щедрин с Рязанским краем? 3. Дайте представление о торговле в Рязанской губернии.

Третья группа Толчёнкин А.М., Чекурин Л.В. История родного края. Учебное пособие для учащихся 7-8-х классов школ Рязанской области. Рязань, 1988 стр Вопросы: 1. Почему отрасли легкой промышленности в Рязанской губернии стали развиваться быстрее? 2. Назвать первые текстильные фабрики. 3. Расскажите об условиях труда Рязанских ткачей.

Четвертая группа Попов И.П., Степанова Е.С. и др. Два века Рязанской истории, Рязань, 1991 стр Вопросы: 1. Какие другие виды промышленного производства были распространены в Рязанской губернии? 2. Какой вывод можно сделать?

Пятая группа Анализ таблиц и чтение легенды карты города Рязани.

название; автор (по возможности); материал, техника изготовления, декор; форма, цвет, размер, вес (по возможности); подлинность (копия) сохранность, индивидуальные приметы (наличие автографов, надписей, повреждений, особых отметок); датировка (указать эпоху); возможное применение (функции);

Первый Рязанский миллионер Рюмин Г.В. Живаго С.А. купец первой гильдии, фабрикант, благотворитель Стружанов В.В. директор современной Мальшенской богадельни

1. Определите персоналии, лишние в логических рядах: a. М.Д. Скобелев, С.С. Бирюзов, Ф.А. Полетавев, М.Е. Салтыков-Щедрин; b. И.В. Мичурин, А.С. Новиков-Прибой, А.Н. Афиногенов, Я.П. Полонский; c. П.А. Мальшин, С.А. Живаго, А.Н. Ларионов, Г.В. Рюмин.

2. Определите персоналии, лишние в логических рядах: a. В.М. Головнин, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Д. Хвощинская, Л.А. Загоскин; b. П.М. Боклевский, П.А. Костычев, И.П. Пожалостин, А.С. Голубкина; c. А.Н. Афиногенов, С.А. Чаплыгин, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский.

3. В конце XVIII – начале XIX века в числе крупнейших производителей железа в России были владельцы железных заводов в Рязанской, Нижегородской и Владимирской губерниях братья … 4. В период правления Екатерины II не имело место: a. появление театра; b. открытие главного народного училища; c. строительство Успенского собора в Рязани; d. учреждение Рязанской губернии.

5. Объясните, по какому принципу составлены логические пары, продолжите их. Рязань – князь Пронск – дуб Спасск – крест Спасителя Касимов – корабельное основание Михайлов – крылья архангела Михаила Ряжск – ряж Скопин – скопа Шацк – хлебные снопы Кадом - цепа

o в отличие от Англии и Франции он начался в условиях сохранения господства феодально- крепостнической системы; o начался и завершился значительно позже, чем в ряде стран Западной Европы; o до отмены крепостного права он проявился только в технической стороне – переходе к машинному производству.

o промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчатобумажной промышленности; o отрасли тяжелой промышленности, основанные на крепостном труде, отставали от европейских; o на смену мануфактуре шла фабрика, оснащенная машинами и основанная на машинных технологиях; o технический переворот повышал производительность труда, увеличивал количество производимой продукции, делал её дешевле; o медленный рост численности рабочих.

Российская империя была ____ страной, так как большую часть населения составляли ____. В стране существовала сложившаяся ранее феодально- крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ____, а работали ____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ____. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ____ и отрабатывали ____.

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне- ____, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито ____ губерниях. Главной повинность крепостных крестьян, уходивших на заработки был ____.

В это время происходит так же расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ____ крестьяне, которые занимались предпринимательством. В первой половине XIX в. феодально- крепостническая система вступает в стадию разложения и появляются элементы капиталистической системы. ____, ____ крестьянство свидетельствуют о разложении феодализма.

Буржуазия – господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счет эксплуатации наемного труда. Пролетариат – класс наемных рабочих.

Рязань (чел.) Егорьевск ( чел.) Дворян Купцов Разночинцев Мещан Дворовых Крестьян Фабричных Вопрос: Сопоставьте сведения о населении в Рязани и Егорьевске. О чем говорят эти данные?

Разночинцы – состав населения, который постоянно менялся. Этот термин появился впервые в законодательных актах 1711 года. В XIX веке он включал в себя отставных солдат, их жен, детей, мелких чиновников, детей священнослужителей и разорившихся купцов. Разночинцам запрещалось приобретать незаселенные земли, безземельных крестьян, владеть фабриками, торговать. Они не были привилегированным сословием.

Крепостные крестьяне делились на три большие группы: помещичьи (или частновладельческие), удельные (принадлежали дворцовому ведомству – уделу) и приписных (были приписаны к мануфактурам). Среди помещичьих крестьян выделялись дворовые, барщинные и оброчные.

Промышленный переворот начинается в России в гг. XIX в. Это переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству ( фабрикам и заводам). Промышленный переворот завершился в России только после отмены крепостного права. Вопрос 1: Где и когда промышленный переворот начался впервые? Вопрос 2: Назовите особенности промышленного переворота в России. Вопрос 3: Кто такие пролетариат буржуазии?