Формирование умения аргументировать суждения на уроках обществознания Ермолаева Наталья Николаевна – учитель обществознания ГОУ ЦО 1423
Что такое аргумент ? аргумент - суждение или совокупность суждений, приводимое в подтверждение истинности другого суждения, концепции.
Виды аргументов : теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения.
Правила нет ответа без примера; нет аргумента - нет ответа; за каждый вопрос: «А «чё» дальше говорить?» - оценка снижается на один балл и т. д.
Тип экономики безработица неравенство доходов уровень жизни свобод а выбора качество товара уверенность в завтрашнем дне Рыночн ая Команд- ная ?+ Проведение дискуссии методом подбора критериев Сравнение типов экономических систем
Работа с текстом. пример суждения: «Сильная валюта -сильная страна» Задание: найти в тексте (документа, учебника или специально подготовленного учителем текста) аргументы, подтверждающие данное суждение и опровергающие его.
Примерный текст Валютный курс страны зависит от многих факторов: 1. Соотношение экспорта и импорта в торговом балансе страны. Чем больше страна экспортирует товар, тем более повышается спрос на национальную валюту этой страны, а это приводит к повышению ее курса. Однако, если курс валюты какой – либо страны низкий по отношению к валюте стран, с которыми ведется торговый обмен, то доходы от экспорта возрастают, так как спрос на товары за рубежом повышается из – за относительно невысоких цен на товары данной страны. Поэтому правительства некоторых стран прибегают к девальвации- понижению курса национальной валюты. Рост импорта как результат растущих доходов населения вызывает рост спроса на ин. валюту и ослабление национальной. 2. Относительные реальные процентные ставки по банковским вкладам. Капиталы потекут в ту страну, где ставки выше, что повысит курс национальной валюты. 3. Темп инфляции. Чем выше уровень инфляции в данной стране, тем меньше доверия к национальной валюте, тем ниже валютный курс.
Работа с текстом Учащиеся сами выдвигают суждения по какому-либо вопросу, затем, работая с текстом, находят аргументы, подтверждающие и (или) опровергающие позицию. Методика позволяет хорошо усвоить содержание текста «Перепутанный текст». Учитель предлагает исправить текст, где суждения и аргументы к ним поменяли последовательность.
Обучающая игра «Конкурс аргументов» Класс делится на группы, каждая из которых формирует позицию по проблеме и приводит аргументацию (либо учителем дается одно суждение). При подборе аргументов можно пользоваться любыми источниками информации. Жюри подводит итоги.
Критерии аргументации Сильная аргументация Слабая аргументация Суждения о точно установленных фактах Умозаключения, основанные на разрозненных фактах Доказанные закономерности, тенденции Уловки и суждения, построенные на алогизмах Документы Доводы личного характера Высказывания признанных авторитетов Ссылки на неизвестного аудитории автора Заключения экспертов Догадки, предположения
Типы аргументации по Аристотелю: ЛОГОС – обращение к разуму (аргументы должны быть логично изложены, понятны аудитории) ЭТОС – обращение к нравственности и морали ПАФОС - эмоционально – психологический компонент
Спасибо за внимание!