Министерство образования и науки Республики Казахстан Центр Болонского процесса и академической мобильности Отчет о реализации принципов Болонского процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алматы, 2014 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Министерство образования и науки.
Система высшего образования: новые вызовы и тренды Директор Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Министерство образования и науки.
Роль аккредитации организаций медицинского образования и академического ранжирования в процессах интернационализации и глобализации высшего образования.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Министерство образования и науки Республики Казахстан Концептуальные подходы к модернизация педагогического образования Республики Казахстан ПРОЕКТ Астана.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
Мониторинг внедрения параметров Болонского процесса Министерство образования и науки Республики Казахстан Центр Болонского процесса и академической мобильности.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
Академическая мобильность и экспорт образования В.А. Мау Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Республики Казахстан Центр Болонского процесса и академической мобильности Отчет о реализации принципов Болонского процесса в Казахстане Астана, 2014

СТРУКТУРА ОТЧЕТА 1. Казахстанское пространство высшего образования 2. Ученые степени и квалификации 3. Независимая оценка качества образования 4. Социальный параметр в высшем образовании 5. Трудоустройство и продвижение на рынок труда 6. Реализация «обучения в течение всей жизни» 7. Академическая мобильность и политика интернационализации 8. Создание Единого европейского исследовательского пространства

1 КАЗАХСТАНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Контингент обучающихся 1.2 Профессорско-преподавательский состав вузов Республики Казахстан 1.3 Виды высших учебных заведений 1.4 Государственные расходы на высшее образование Общие государственные расходы на высшее образование Расходы на исследования Государственные расходы на обучение студента

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СЕТИ ВУЗОВ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ Изменение сети вузов (ед.) Динамика контингента (тыс.чел.) Прием в вузы (тыс.чел.) Объем госзаказа (ед.) 4 ППС – 41,6 тыс. чел. Остепененность – 49,7%

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Объем госрасходов в РК, млрд.т г. Доля расходов на ВО от ВВП, % Показатели 2011 год 2013 год Объем финансирования, млрд. тенге 17,3 Количество научно- технических программ, ед. 110 Количество проектов, ед Вузовская наука Средние расходы на подготовку 1-го студента по госзаказу, тыс.т г.

2 УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И КВАЛИФИКАЦИИ 2.1 Реализация трехступенчатой системы образования Образовательные программы, двух дипломные программы, совместные образовательные программы 2.2 Механизмы Болонского процесса Национальная система квалификаций Европейская система перевода и накопления кредитов, результаты обучения и обучение ориентированное на студента Приложение к диплому Признание квалификаций в рамках Болонского процесса

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕХСТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Бакалавриат МагистратураДокторантура Динамика образовательных программ программ ы контингент обучающихся выпуск 2012 – 2013 года Итого по вузам Кол-во Число (тыс.чел)чел Всего СОП121797, Всего ДДП281 13,54096 Всего ОП в вузе на , Общие сведения о совместных образовательных программах по всем вузам 3-х уровневая система подготовки кадров Динамика образовательных программ бакалавриата, ориентированныйх на ECTS и результаты обучения

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ Национальная система квалификаций (НСК) Профессиональные стандарты (ПС) Оценка профессиональной подготовленности (ОПП) Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) Национальная рамка квалификаций (НРК) Академические, профессиональные квалификации РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МЕХАНИЗМЫ БОЛОНСКОГГО ПРОЦЕССА

9 Структура НСК Национальная рамка квалификаций (НРК) Отраслевые рамки квалификаций (ОРК) Профессиональные стандарты (ПС) Оценка проф.подготовленности (ОП) НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ Страна X ЕПВО Страна Y Самостоятельная сертификация

Сфера образования Рынок труда НРК – ключевой элемент НСК

3 НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3.1 Институциональная и специализированная аккредитация 3.2Национальный рейтинг вузов и образовательных программ 3.3 Мировой рейтинг вузов

Казахстан стал правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества образования Созданы Национальные реестры аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ Казахстанские стандарты аккредитации основаны на европейских стандартах качества ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УЧАСТИЕ В МИРОВЫХ РЕЙТИНГАХ (QS) Топ-701+: КазНПУ им. Абая, КазНТУ им. К.Сатпаева, КарГУ им. Букетова, КАТУ им. С.Сейфуллина, Каз УМОиМЯ им.Абылай хана Топ-601+: ЮКГУ им. М. Ауезова, КБТУ Топ-300: КазНУ им. аль-Фараби Топ-400: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

4 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРАМЕТР В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 4.1 Статистическая информация о социальном составе контингента обучающихся Гендерный баланс в высшем образовании Контингент иностранных студентов в вузах Казахстана 4.2 Социальное измерение высшего образования Система финансирования высшего образования Социальная поддержка малообеспеченных студентов Поддержка иностранных граждан в вузах Казахстана

ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА Показатели численности женского населения Казахстана за период с 2011 по 2013 годы Доля женщин в контингенте обучающихся вузов Казахстана, % В странах ОЭСР 27% молодых людей типичного возраста получают высшее образование. В Казахстане – 24%. В странах ОЭСР 27% молодых людей типичного возраста получают высшее образование. В Казахстане – 24%.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Государство обеспечивает деятельность вузов Правительство выделяет государственный образовательный заказ Законодательством предусмотрены льготы в области образования для сельских граждан Предусмотрена адресная социальная помощь для социально уязвимых категорий студентов Студентам, обучающимся по госзаказу, выплачивается стипендия для частичного покрытия расходов Объем госзаказа (ед.)

5 ТРУДОУСТРОЙСТВО И ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНОК ТРУДА 5.1 Эффективность высшего образования: доступность высшего образования 5.2 Процент завершения и стратегии по увеличению процентного соотношения выпускников 5.3Возможности трудоустройства выпускников казахстанских вузов

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Показатели людей с высшим образованием в Казахстане Процент завершения обучения по программам бакалавриата за годы и годы

ТРУДОУСТРОЙСТВО Динамика показателей трудоустройства выпускников 3-х циклов за 2013 г.

6 РЕАЛИЗАЦИЯ «ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ» Формы LLL Число вузов Расход на 1 обучающегося, т г. (средний показатель) Численность обучающихся, чел. НВГВ+МВАОЧВНВГВ+МВАОЧВ Формальное высшее образование Неформальные курсы Подготовительны е курсы Профессиональн о- ориентированный е курсы Подготовка кадров по заказу Другие Формы обучения в течение всей жизни в казахстанских вузах

7 АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 7.1 Академическая мобильность Исходящая академическая мобильность Приглашенные зарубежные ученые Внутренняя академическая мобильность 7.2 Трудоустройство выпускников, прошедших программы внешней академической мобильности 7.3 Результаты студенческих предметных олимпиад, конкурса студенческих научных работ и магистерских исследований 7.4 Внедрение системы подготовки полиязычных кадров 7.5 Реализация целевых программ в рамках международной стипендии «Болашак» 7.6 Реализация целевой программы в рамках государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» 7.7 Международная деятельность вузов Формирование международного имиджа вуза Интернационализация в области научных исследований вуза Участие студентов в международной деятельности вуза

В Казахстане запущен механизм государственной поддержки академической мобильности Внешняя мобильность: В 2013 году 746 студентов и магистрантов направлены в вузы Европы, США, Юго- Восточной Азии и РФ Внутренняя мобильность: Около 1102 студента региональных вузов прошли обучение в ведущих вузах страны. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Происходит трансферт знаний из ведущих университетов мира Повышается конкурентоспособность казахстанских студентов

23 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Проведено занятий и консультаций – часов; Проведено совместных НИР – 275; Совместно издано литературы –77; Совместных публикаций (в т.ч. в изданиях с ненулевым импакт-фактором) (26); Получено 24 совместных патента. Количество привлеченных преподавателей Результаты работы за 2013 год

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДВУЗОВ 2 уровня программы Обучение в РИПК Обучение за рубежом Партнеры: Университет Ньюкасла, Университет Цукубы, Международная академия менеджмента и технологий, Технический университет Лиссабона, Валенсийский политехнический институт 24

25 «ЛУЧШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА» Ежегодно при поддержке Главы государства более 200 обладателей государственного гранта «Лучший преподаватель вуза» проходят стажировку в ведущих вузах, научных центрах и лабораториях мира.

Казахстанские студенты обучаются в 200 ведущих вузах 33 стран мира На сегодняшний день по программе обучаются 2198 человек. Казахстанские студенты обучаются в 200 ведущих вузах 33 стран мира На сегодняшний день по программе обучаются 2198 человек. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТИПЕНДИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «БОЛАШАК»

8 ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 8.1Создание единого европейского исследовательского пространства 8.2Казахстан в Едином Европейском исследовательском пространстве

КАЗАХСТАН В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Показатели 2011 год 2013 год Количество научно- технических программ, ед. 110 Количество проектов, ед Рост зарубежных публикаций в 2011 году на 14% по сравнению с 2010 г., в 2012 году - на 31%. Рост зарубежных публикаций в 2011 году на 14% по сравнению с 2010 г., в 2012 году - на 31%. функционируют более 540 научно-исследовательских подразделений научные и инновационные подразделения с юридическим статусом функционируют в 5 вузах в 15 вузах созданы офисы коммерциализации отобраны и получают целевую государственную поддержку 10 инновационно-ориентированныйх университетов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Создание нормативной правовой базы и коллегиальной системы управления Обеспечение доступа к высшему образованию Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и ФИИР Интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности Совершенствование системы финансирования, обеспечивающей эффективное функционирование вузов

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ 30 Повышение доступа молодежи к высшему образованию введение системы приема в вузы, ориентированной на выявление способностей к будущей профессиональной деятельности разработка модели присуждения образовательных грантов с учетом уровня знаний и дохода абитуриентов для поддержки социально уязвимых категорий населения

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ 31 Развитие коллегиальных форм управления и предоставление автономии вузам Мероприятия Совершенствование нормативной правовой базы Внедрение корпоративного управления через наблюдательные советы Повышение вовлеченности общественности в обсуждение и решение проблем высшего образования Повышение транспарентности и прозрачности

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ Подготовка кадров в соответствии с потребностями рынка труда и ФИИР Сокращение вузов, не соответствующих лицензионным требованиям Пересмотр структуры вузов в соответствии с потребностями экономики Разработка профстандартов в рамках НСК Синхронизация госзаказа с потребностями экономики Повышение роли отраслевых госорганов в подготовке кадров

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ Повышение уровня и качества менеджмента вузов Программы обучения руководителей вузов Программы повышения квалификации руководителей вузов Совершенствование системы финансирования вузов Внедрение многоканального финансирования деятельности вузов Модернизация материально- технической и учебно- лабораторной базы

Результаты реализации параметров БП в 2013 году п/п Показатели Уровень показателя на начало 2013 года на начало 2014 года 1 Этап реализации первого и второго циклов 2 Доступ к следующему циклу 3 Реализация Системы национальной квалификации (СНК) 4 Стадия разработки внешнего контроля качества 5 Уровень студенческого участия в обеспечении качества 6 Уровень международного участия в процессе обеспечения качества 7 Этап внедрения Приложения к диплому 8 Этап осуществления Европейской системы перезачета кредитов (ЕSTC) 9 Признание предыдущего обучения В 2013 году наблюдаются сдвиги по 2 из 9 показателей «Болонский светофор»

Для успешного выполнения параметров Болонского процесса необходимо: обеспечить разработку совместных образовательных и исследовательских программ с вузами-партнерами; обеспечить разработку образовательных программ на иностранных языках; обеспечить разработку образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS; при разработке образовательных программ использовать такие подходы Болонского процесса, как модульность, интегрируемость и трудоемкость.

Спасибо за внимание! Тел: