Разработка системы внутренней оценки качества образования в дошкольной образовательной организации Полякова М.Н. ГБДОУ 25 «Умка» 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Advertisements

ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
«Диагностика в разновозрастной группе в условиях ФГОС в ДОУ»
Характеристика основных компонентов модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования Ефремова Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры.
Качество дошкольного образования с позиции ФГОС Е.В. Арасланова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
ГАЛИНА ИЛЬШАТОВНА АХМЕТОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕЙ ПО ВМР МКДОУ Ц РР Г.НОЛИНСКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
@ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( федеральный уровень Основная общеобразовательная программа дошкольного.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Проектирование целевого раздела основной образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС Творческая группа заместителей заведующих по ВМР:
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г.
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
Организация внутренней системы мониторинга оценки качества образования в современной дошкольной организации Подготовила: старший воспитатель структурного.
Реализация ФГОС дошкольного образования 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным.
Транксрипт:

Разработка системы внутренней оценки качества образования в дошкольной образовательной организации Полякова М.Н. ГБДОУ 25 «Умка» 2014

Качество дошкольного образования - это качество жизни ребёнка. Слободчиков В.И. Образование важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг

Качество дошкольного образования может быть определено как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства, общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы

Качество дошкольного образования это Качество процесса, протекающего в педагогической системе «детский сад»Качество процесса, протекающего в педагогической системе «детский сад» Качество условий, созданных для образования детей дошкольного возраста Качество условий, созданных для образования детей дошкольного возраста Качество результатов дошкольного образования Качество результатов дошкольного образования

Качество образовательного процесса Качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности)Качество образовательной деятельности (организованной взрослым, самостоятельной детской деятельности) Качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения Качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения Качество (динамика) освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям Качество (динамика) освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям

Качество образовательных условий финансовые условия финансовые условия (финансовое обеспечение государственных гарантий) материально-технические условия материально-технические условия (характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями) предметно-развивающая среда предметно-развивающая среда (материальная обстановка, соответствующая заданным характеристикам для реализации ООП) психолого-педагогические условия психолого-педагогические условия (личностно- ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, правильная атмосфера, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребенка) кадровые условия кадровые условия (должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала)

Качество результатов дошкольного образования Соответствие полученных результатов запланированным целям Соответствие полученных результатов запланированным целям (цели формулируются на основе целевых ориентиров, описанных в ФГОС ДО в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования, преимущественно как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка)

Механизмы обеспечения качества образования Лицензирование Лицензирование Аттестация Аттестация Инспектирование и контроль Инспектирование и контроль Информационная открытость Информационная открытость Независимая оценка качества образования (экспертиза)Независимая оценка качества образования (экспертиза) Мониторинг образовательной деятельности Мониторинг образовательной деятельности

Мониторинг образовательной деятельности процесс организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности (дошкольной) образовательной организации, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития процесс организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности (дошкольной) образовательной организации, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития

Функции мониторинга Контрольно-диагностическая Контрольно-диагностическая Прогностическая Прогностическая Информационная Информационная Рефлексивная Рефлексивная Интегративная Интегративная

Нормативная поддержка образовательного мониторинга Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗФедеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией"Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31135Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный N 31135

ФЗ «Об образовании в РФ» Определена необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня – от федерального до локального (образовательная организация) Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга, структуры, ответственные за его организацию, порядок проведения (Ст. 6, п.1.13; Ст. 8 п.1.11; Ст. 28 п.3.10, 3.11; Ст. 29 п.2.3; Ст. 42 п.4; Ст.;44 п.3.6; Ст. 47 п.6; Ст. 89 п.2.4, Ст. 97 п.2, 4, 5).

ФЗ «Об образовании в РФ» функционирование внутренней системы оценки качества образования Мониторинг осуществляют организации, специально созданные для оценки качества образования (внешний мониторинг) (ст. 10, п. 1.4), так и непосредственно образовательные организации (проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования (ст.28 п. 3.13)

ФГОС ДО о мониторинге В тексте документа многократно отмечается необходимость учета индивидуальной ситуации развития ребенка при реализации образовательной программыВ тексте документа многократно отмечается необходимость учета индивидуальной ситуации развития ребенка при реализации образовательной программы («построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…)

ФГОС ДО о мониторинге «Стандарт является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (п.1.7, подпункт 4)«Стандарт является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (п.1.7, подпункт 4)

ФГОС ДО о мониторинге «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (Раздел ΙΥ, пункт 4.3.)«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников» (Раздел ΙΥ, пункт 4.3.)

ФГОС ДО о мониторинге Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). (Раздел ΙΥ, пункт 4.5.)Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). (Раздел ΙΥ, пункт 4.5.)

Мониторинг нужен Педагогам Педагогам: чтобы оценить степень решения поставленных образовательных задач Родителям и детям Родителям и детям: чтобы реализовать право на информацию и качественное образование Органам управления Органам управления: для реальной оценки образовательной ситуации и определения стратегии развития образования Обществу Обществу: как инструмент повышения качества образования

Внешний мониторинг 1 Общественно- профессиональная экспертиза Общественно- профессиональная экспертиза 2 Оценка качества образования специальной организацией Оценка качества образования специальной организацией 3 Самообследование в организации по заданным показателям Самообследование в организации по заданным показателям

Внутренний мониторинг (внутренняя система оценки качества образования) Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов Заведующий ДОО организует педагогический коллектив для проведения мониторинга Заведующий ДОО организует педагогический коллектив для проведения мониторинга Разрабатывается и утверждается (в соответствии с Уставом ДОО) Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДООРазрабатывается и утверждается (в соответствии с Уставом ДОО) Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО

Этапы мониторинга 1. Проектирование мониторинга 2. Практический сбор информации 3. Обработка и анализ полученной информации 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации, составление прогноза развития; 5. Принятие управленческих решений и формулирование актуальных образовательных задач с целью улучшения ситуации

Проектирование мониторинга 1. Определение цели и объекта мониторинга 2. Формулирование сопоставительной нормы. (Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты: С.Е. Шишов и В.А.Кальней) 3. Определение критериев (показателей) для оценки 4. Определение шкалы оценок 5. Разработка или подбор диагностических методик

Откуда берется эталон? Нормативно-правовые источники (ФГОС ДО) Данные науки (педагогики, психологии, медицины, социологии) Пожелания общественности к образованию ребенка (в т.ч. представления родителей) Представления воспитателя, коллектива педагогов о воспитании и развитии детей

Шкала оценок СЛОВЕСНАЯЦВЕТОВАЯБАЛЛЬНАЯ Достаточный уровень Зеленый цвет 3 балла Допустимый уровень Желтый цвет 2 балла Критический уровень Красный цвет 1 балл Качество не сформировано Черный цвет 0 баллов

Авторская система мониторинга оценки качества образования в ДОО Системный подход к оценке качества дошкольного образования в ДООСистемный подход к оценке качества дошкольного образования в ДОО Смысловой, а не формальный подход к организации мониторинговых измерений Смысловой, а не формальный подход к организации мониторинговых измерений Участие всего педагогического коллектива в образовательном мониторинге Участие всего педагогического коллектива в образовательном мониторинге Направленность мониторинга преимущественно на реализацию рефлексивной и прогностической функций Направленность мониторинга преимущественно на реализацию рефлексивной и прогностической функций Зависимость интервалов диагностических оценок от объекта мониторинга Зависимость интервалов диагностических оценок от объекта мониторинга

Принципы системы мониторинга качества образования в ДОО Принцип социально-нормативной обусловленности Принцип социально-нормативной обусловленности Принцип повторяемости оценивания по тем же критериям Принцип повторяемости оценивания по тем же критериям Принцип диагностико-прогностической направленности Принцип диагностико-прогностической направленности Принцип «минимакса»Принцип «минимакса» Принцип согласованности действий педагогов Принцип согласованности действий педагогов Принцип «второго мнения» (объективности)Принцип «второго мнения» (объективности)

Направления внутреннего мониторинга оценки качества образования в ДОО Оценка результативности реализации программы (достижение планируемых результатов) 1 раз в год (апрель-май) Оценка образовательных условий (по ФГОС ДО) В течение года Оценка освоения детьми содержания образовательной программы В течение года по темам (проектам)

Оценка образовательного процесса Оценке подлежит динамика освоения детьми образовательной программы детского сада по всем образовательным областям. Полученные результаты позволят оценить качество образовательной программы, эффективность используемых педагогами методов, форм и средств обучения и воспитания дошкольников, выделить достижения и проблемы у каждого ребенка и группы детей в целом.Оценке подлежит динамика освоения детьми образовательной программы детского сада по всем образовательным областям. Полученные результаты позволят оценить качество образовательной программы, эффективность используемых педагогами методов, форм и средств обучения и воспитания дошкольников, выделить достижения и проблемы у каждого ребенка и группы детей в целом. Кто проводит мониторинг? Воспитатели групп раннего и дошкольного возраста, специалисты и педагоги дополнительного образования. Предполагаются два измерения по каждой теме или проекту: входящие (до начала реализации темы/проекта) и выходящие (после реализации темы/проекта). Это позволит оценить динамику развития ребенка за время освоения конкретной темы.Кто проводит мониторинг? Воспитатели групп раннего и дошкольного возраста, специалисты и педагоги дополнительного образования. Предполагаются два измерения по каждой теме или проекту: входящие (до начала реализации темы/проекта) и выходящие (после реализации темы/проекта). Это позволит оценить динамику развития ребенка за время освоения конкретной темы. Форма: детское портфолио, карта развития Форма: детское портфолио, карта развития

Показатели оценок мониторинга образовательного процесса Динамика освоения программных представлений Динамика освоения программных умений Динамика проявления интереса к совместной и самостоятельной деятельности

Оценка результативности реализации ООП Цель мониторинга: оценить результаты профессиональной деятельности по реализации ООП, выявить промахи, неудачи в образовательной работе, отметить достижения, осознать причины неудач и определить пути совершенствования качества образования в детском саду.Цель мониторинга: оценить результаты профессиональной деятельности по реализации ООП, выявить промахи, неудачи в образовательной работе, отметить достижения, осознать причины неудач и определить пути совершенствования качества образования в детском саду. В мониторинге принимают участие все педагоги, работающие в детском саду.В мониторинге принимают участие все педагоги, работающие в детском саду. На основе оценочных суждений формулируются актуальные задачи работы на следующий этап. Они связаны как с решением выявленных проблем, так и с поддержкой достижений работы детского сада.На основе оценочных суждений формулируются актуальные задачи работы на следующий этап. Они связаны как с решением выявленных проблем, так и с поддержкой достижений работы детского сада.

Показатели оценок мониторинга результатов реализации ООП Степень достижения планируемых результатов (на основе ФГОС ДО) Удовлетворенность образовательным процессом, условиями и результатом родителей и детей Удовлетворенность образовательным процессом, условиями и результатом социальных партнеров

Оценка образовательных условий: мониторинг финансовых условий Мониторинг финансовых условий осуществляет заведующий детским садом.Мониторинг финансовых условий осуществляет заведующий детским садом. Основная цель мониторинга: учет поступающих из разных источников и расходуемых для деятельности ДОО финансовых средств.Основная цель мониторинга: учет поступающих из разных источников и расходуемых для деятельности ДОО финансовых средств. Учет финансов (расходы, поступления) ведется постоянно, в конце года подводятся итоги Учет финансов (расходы, поступления) ведется постоянно, в конце года подводятся итоги.

Показатели оценок финансового мониторинга Инвестиционная привлекательность ДОО Сбережение ресурсов (экономия средств при эксплуатации здания и оборудования, сохранность имущества) Необходимые средства для функционирования и развития Общая сумма финансирования за истекший год

Оценка образовательных условий : мониторинг материально-технических условий Мониторинг материально-технических условий осуществляется заместителями заведующего по административно-хозяйственной части и учебно-воспитательной работе Основная цель мониторинга: оценка соответствия созданных в детском саду материально-технических условий заданным нормативам и требованиям, выявление нужд для обеспечения образовательного процесса необходимым оборудованием, инвентарем и материалами

Показатели оценок материально- технических условий мониторинга Соответствие здания и помещений нормативным требованиям (техническим характеристикам) Рациональное использование помещений при организации образовательного процесса Оснащенность групп и кабинетов детского сада оборудованием с высоким образовательным ресурсом (оборудование для ИКТ)

Оценка образовательных условий: мониторинг кадровых условий Мониторинг кадровых условий осуществляется заместителями заведующего по административно-хозяйственной части и учебно-воспитательной работе Основная цель мониторинга: сбор информации о потенциале кадрового состава Форма: портфолио сотрудника, учетные карты

Показатели оценок кадровых условий мониторинга укомплектованность штатов уровень квалификации сотрудников эффективный контракт профессиональная активность и профессиональный рост сотрудников (участие в инновационной деятельности, профессиональных творческих конкурсах, пополнение педагогического опыта авторскими разработками)

Оценка образовательных условий: мониторинг предметно-развивающей среды Мониторинг предметно-развивающей среды осуществляется педагогическим коллективом. Цель мониторинга: оценка развивающего потенциала предметной среды в группах и других помещениях, а также прогулочного участка детского сада. Используются разные виды контроля, осуществляемого в течение учебного года (тематический, смотр-конкурс, самоконтроль, взаимоконтроль и др.); результаты контроля отражаются в аналитических справках В качестве дополнительных источников информации можно использовать беседы с детьми, наблюдение за их самостоятельной деятельностью в группе, оценки родителей, самоанализ педагогов

Показатели оценокпредметно- развивающей среды Показатели оценок предметно- развивающей среды соответствие характеристик среды требованиям ФГОС ДО включенность детей в организацию и оформление среды группы, детского сада (оформление игровых уголков, рисунки, поделки и прочее) функциональность среды (нет ничего в среде, что не используется в образовательном процессе, «рабочая» среда) соответствие игровых материалов и пособий реализуемой ООП

Оценка образовательных условий: мониторинг психолого-педагогических условий Мониторинг психолого-педагогических условий осуществляется педагогами и администрацией детского сада в течение года. Цель мониторинга: оценка атмосферы детского сада, профессиональной компетентности его сотрудников при решении образовательных задач. Такая оценка осуществляется администрацией в течение учебного года при использовании оперативного контроля (аналитические справки); педагогами при проведении самоанализа и взаимопосещениях; изучается мнение родителей (через анкетирование), детей (в беседах, анализе рисунков, коллажей).

Показатели оценок мониторинга психолого-педагогических условий атмосфера доброжелательности, открытости, содеятельности и сотворчества множество возможностей выбора для субъектов образовательного процесса событийность, нашедшая отражение в творческих продуктах детской и взрослой деятельности благополучное эмоциональное состояние ребенка

Условия эффективности мониторинга как механизма обеспечения качества образования Наличие понятной, необходимо-достаточной технологии педагогического мониторинга, не затратной по времени, но объективной по оценкам Наличие понятной, необходимо-достаточной технологии педагогического мониторинга, не затратной по времени, но объективной по оценкам Наличие методического обеспечения для реализации этой технологии Наличие методического обеспечения для реализации этой технологии Готовность педагогических кадров к проведению образовательного мониторинга Готовность педагогических кадров к проведению образовательного мониторинга Проектирование актуальных образовательных задач по результатам мониторинга Проектирование актуальных образовательных задач по результатам мониторинга

Спасибо за проявленный интерес к теме