Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Advertisements

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Двигательная - подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования.
Планирование и организация работы воспитателей в процессе реализации образовательных областей.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Выполнила: Смирнова Ирина Евгеньевна, воспитатель.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно- правовыми документами (СанПин , СанПиН , ФГТ Приказ.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Интегрированное занятие как форма непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию старших дошкольников.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Транксрипт:

Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей

Концепция содержания непрерывного образования Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ г. (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ г. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от г. 666 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от г. 666 Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 593) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 593) Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию (приказ МОиН РФ от г. 655) Федеральные государственные требования (ФГТ) по дошкольному образованию (приказ МОиН РФ от г. 655) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым г.) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым г.) Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Виды занятий Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

«Основные 4 направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное познавательно-речевое физическое художественно-эстетическое

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГТ: « Здоровье » «Безопасность» «Труд» «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Музыка» «Познание» «Физическая культура» «Художественное творчество» «Социализация»

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Причины организации интегрированной образовательной деятельности: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ) ; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ) ; за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности; за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

принципы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании. интеграции образовательных областей. интеграции образовательных областей. принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому) принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому) сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

Требования к структуре интегрированной НОД Требования к структуре интегрированной НОД 1.Чёткость, компактность, сжатость учебного материала. 1.Чёткость, компактность, сжатость учебного материала. 2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в течение дня, недели. 2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в течение дня, недели. 3.Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности. 3.Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности. 4. Большая информативная емкость образовательного материала. 4. Большая информативная емкость образовательного материала. 5. Систематичность и доступность изложения материала. 5. Систематичность и доступность изложения материала. 6. Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач: 1. Сохранение здоровья ребенка. 2. Развитие базовых качеств личности. 3. Предоставление равных стартовых возможностей

Реализация данных задач отслеживается через: Личностно-ориентированную педагогическую технологию, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Личностно-ориентированную педагогическую технологию, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

О моделях организации образовательного процесса в ДОУ В последние годы практиками все активнее использовалась комплексно- тематическая модель или ее элементы. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется педагогом в эмоционально-образной форме. Реализация темы проходит в разных видах детской деятельности («проживание» ребенком темы). Такая организация вынуждает воспитателя встать на позиции партнера по в интересной совместной деятельности с ребенком. Модель предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу педагога. Правильный подбор тем придает систематичность образовательному процессу, а организация предметной среды становится более гибкой, меняется и дополняется в зависимости от темы.

О моделях организации образовательного процесса в ДОУ В предметно-средовой модели содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Воспитатель выступает как организатор предметных сред: подбирает дидактический, развивающий материал, предлагает ребенку с ним действовать, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант предметно-средовой модели известен практикам как система М. Монтессори. В этой модели делается ставка на саморазвитие ребенка.

Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого; ненавязчивая позиция взрослого; разнообразие детской активности; разнообразие детской активности; свободный выбор предметного материала. свободный выбор предметного материала.

Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей В образовательном процессе выделяется два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. свободная самостоятельная деятельность детей.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Учет факторов при выборе темы в образовательном процессе (Н.А. Короткова) Первый фактор реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники). Второй фактор воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий фактор события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Четвертый фактор события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.

Формы образовательной деятельности Двигательная детская деятельность (примеры форм работы): подвижные игры с правилами;подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игры;подвижные дидактические игры; игровые упражнения, игровые ситуации;игровые упражнения, игровые ситуации; соревнования, досуги; соревнования, досуги; ритмика, аэробика, детский фитнес; ритмика, аэробика, детский фитнес; спортивные игры и упражнения; спортивные игры и упражнения; аттракционы; аттракционы; спортивные праздники; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждения). гимнастика (утренняя и пробуждения).

Формы образовательной деятельности Продуктивная детская деятельность (примеры форм работы): мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов; реализация проектов; детский дизайн; детский дизайн; опытно-экспериментальная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность; выставки, мини музеи. выставки, мини музеи.

Формы образовательной деятельности Чтение детской художественной литературы (примеры форм работы): (примеры форм работы): чтение, обсуждение; чтение, обсуждение; заучивание, рассказывание; заучивание, рассказывание; беседа; беседа; театрализованная деятельность; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность ; самостоятельная художественная речевая деятельность ; викторина, КВН; викторина, КВН; вопросы и ответы; вопросы и ответы; презентации книжки; презентации книжки; выставки в книжном уголке; выставки в книжном уголке; литературные праздники, досуги. литературные праздники, досуги.

Формы образовательной деятельности Познавательно-исследовательская деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): наблюдение, экскурсия; наблюдение, экскурсия; решение проблемных ситуаций; решение проблемных ситуаций; экспериментирование, исследование; экспериментирование, исследование; коллекционирование; коллекционирование; моделирование; моделирование; реализация проекта; реализация проекта; интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); конструирование; конструирование; увлечения. увлечения.

Формы образовательной деятельности Игровая детская деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): сюжетные игры; сюжетные игры; игры с правилами; игры с правилами; создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей); создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей); игры с речевым сопровождением; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; пальчиковые игры; театрализованные игры. театрализованные игры.

Формы образовательной деятельности Коммуникативная детская деятельность (примеры форм работы): беседа, ситуативный разговор; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; составление и отгадывание загадок; игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные); игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные); этюды и постановки; этюды и постановки; логоритмика; логоритмика; трудовая детская деятельность; трудовая детская деятельность; дежурство, поручения, задания; дежурство, поручения, задания; самообслуживание; самообслуживание; совместные действия. совместные действия.

Формы образовательной деятельности Музыкально-художественная деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; музыкально-дидактическая игра; музыкально-дидактическая игра; беседа (элементарного музыковедческого содержания); беседа (элементарного музыковедческого содержания); совместное и индивидуальное исполнение; совместное и индивидуальное исполнение; музыкальное упражнение; музыкальное упражнение; двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец; двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец; концерт-импровизация; концерт-импровизация; музыкальная сюжетная игра. музыкальная сюжетная игра.

Организация прогулок с детьми в режиме дня В.Г. Алямовская выделяет основные значения правильной организации прогулок: в плане развития детей (как средство ознакомления в плане развития детей (как средство ознакомления с окружающим); обеспечение физического и психического здоровья; обеспечение физического и психического здоровья; мощное терапевтическое воздействия на организм (свободно дышать свежим воздухом); мощное терапевтическое воздействия на организм (свободно дышать свежим воздухом); прогулка может служить хорошей психологической разрядкой. прогулка может служить хорошей психологической разрядкой.

Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности (рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ) Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Продумать развивающие задачи. Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности Обязательный учет содержания базовой программы детского сада. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Задачи для воспитателя вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие); вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие); исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма; исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма; внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям. внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Спасибо за внимание !