Тема 6. Технология ведения тренинга. Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог МБОУ НОШ «Первые шаги» Дёмина Мария Сергеевна.
Advertisements

Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения « отдаленного эффекта » школьного образования все. Что изучается. должно быть включено.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Транксрипт:

Тема 6. Технология ведения тренинга. Термин «тренинг» имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. II. Емельянов определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью. Есть также определение тренинга как части планируемой активности организации. направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности.

Распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально- психологического тренинга. Л. А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний. социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психологического воздействия». Б. Д. Парыгин говорит о методах группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией. Я-концепции и самооценки.

Специфическими признаками тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются: повышенная активность участников; игровой характер; обучающая направленность; систематическая рефлексия (обратная связь); групповая форма проведения.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается специалист, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько: тренинг как своеобразная форма "натаскивания", при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, но мнению ведущего; тренинг как тренировка, в результате которой происходи! формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения; тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знании, а также развитие некоторых умений и навыков; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Структурные упражнения Структурные упражнения - это техники, применяемые для развития эффективных групповых процессов. Процессы, развивающиеся при выполнении этих упражнений, создают в группе благоприятную атмосферу для обучения. К структурным упражнениям относятся: Вступление Правила Знакомства Ожидания Разминки Подведение итогов

Почему мы называем эти упражнения структурными? Каждое упражнение занимает определенное место в структуре тренинга Эти упражнения всегда включаются в структуру тренинга. Каждый день тренинга включает в структуру такие упражнения. Вступление: Вступление, правила, знакомство, ожидания проводятся в начале тренинга, разминки после обеда, а также когда возникает потребность снять у группы напряжение, усталость. Подведение итогов завершающее упражнение тренинга.

Правила: Принятие правил полочная техника усвоения основных правил поведения для эффективной работы группы. Результатом упражнения является использование в ходе тренинга этого удобного средства урегулирования групповых процессов во избежание возникновения серьезных проблем. Следуем подчеркнуть, что соблюдение правил контролирует вся группа - все вместе, включая тренеров, а также все участвующие в отдельности. Подведение итогов: Мы завершаем тренинговый день упражнением, помогающим участвующим закрепить полученный во время занятия положительный эмоциональный заряд.

Варианты структурных упражнений: УПРАЖНЕНИЕ: «ВСТУПЛЕНИЕ» Цель: Предоставить информацию о предстоящем тренинге. Время выполнения: 10 минут. Метод: презентация. Поздоровайтесь, поблагодарите всех присутствующих за их желание принять участие в тренинге. Назовите программу, проект и доноров, благодаря которым стала возможной наша деятельность. Расскажите о тренинге и нетрадиционной методике обучения. Кратко сообщите цель и план тренинга, а также отдельные детали. Рекомендации. Учитывайте социальный статус участвующих. Вступительное слово должно быть приветливым и кратким.

УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛА» Цель: создать конструктивную атмосферу для работы Время выполнения: 10--/5 минут Метод: обсуждение в группе Описание проведения упражнения: Обсудите с участвующими, что такое правила, для чего нужно их принимать. Предложите группе правила работы в такой последовательности: Приходить вовремя Быть положительными Не критиковать Говорить кратко, поочередно, по одному, по теме Персонификация Добровольность Конфиденциальность Группа может предлагать свои правила. Обсудите и согласуйте с группой каждое правило. Предложите группе в случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.

Теория обучения Колба Теория обучения Колба Дэвид А.Колб выдвинул теорию, согласно которой обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, что невозможно эффективно учиться, просто читая о чем-то или изучая только теории. Важно сочетать это с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать теорию. Дэвид А.Колб выдвинул теорию, согласно которой обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, что невозможно эффективно учиться, просто читая о чем-то или изучая только теории. Важно сочетать это с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать теорию. Точно также не может быть эффективным обучение, в ходе которого что-то просто выполняется. Необходимо обдумать то, что уже сделано, подвести итоги, чтобы по- настоящему понять, что мы делали. Точно также не может быть эффективным обучение, в ходе которого что-то просто выполняется. Необходимо обдумать то, что уже сделано, подвести итоги, чтобы по- настоящему понять, что мы делали. Колб развил базисную теорию в 4-ступенчатую модель, суть которой такова: Колб развил базисную теорию в 4-ступенчатую модель, суть которой такова: Конкретный опыт Конкретный опыт Использование в Наблюдения Использование в Наблюдения определенных ситуациях и размышления определенных ситуациях и размышления План действий над опытом План действий над опытом Формирование абстрактных Формирование абстрактных понятий и обобщений понятий и обобщений Отправным моментом в естественном обучении является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза активное экспериментирование). Отправным моментом в естественном обучении является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза активное экспериментирование).

Психофизический тренинг Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы. Тренинг, усовершенствуя сенсорную культуру наблюдения, сенсорные и моторные умения, изменяет природу сенситивности человека в заданном направлении, углубляет интеллектуальную и эмоциональную стороны индивидуальности. Сознательное владение сенсорным механизмом это умение использовать свои возможности, а обогащение арсенала чувств это увеличение своих возможностей на пути естественного возбуждения творчества органической природы.

Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера: над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (самооценкой), над коммуникативными чертами личности (умением подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы. Сенситивное воспитание составная часть научно-направленного, гармонического воспитания личности. Решение этой проблемы даст дальнейшую перспективу тренингу творческой психотехники. Работа по направленному изменению сенситивности может сочетаться с работой над отдельными качествами характера: над избирательными отношениями к людям, к явлениям и к собственной личности (самооценкой), над коммуникативными чертами личности (умением подойти к другому человеку и понять его), над волевыми и трудовыми свойствами и навыками, над чертами мировоззрения. Эта работа не может не привести к изменению характера личности, а всякое движение в сторону такого изменения отражается и на темпераменте человека, изменяет темперамент в той мере, в какой изменяются составляющие его величины. Именно так преображается тип нервной системы. Сенситивное воспитание составная часть научно-направленного, гармонического воспитания личности. Решение этой проблемы даст дальнейшую перспективу тренингу творческой психотехники.