LOGO «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» Технология О.А. Бизиковой
Company Logo ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА Company Logo СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ В РАЗГОВОРЕ ВЫСЛУШИВАТЬ СОБЕСЕДНИКА, НЕ ПЕРЕБИВАЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ ОБЩУЮ ТЕМУ РАЗГОВОРА, НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ НЕЕ ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ И ВНИМАНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ, СЛУШАЯ СМОТРЕТЬ ЕМУ В ГЛАЗА ИЛИ ЛИЦО НЕ ГОВОРИТЬ С ПОЛНЫМ РТОМ ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО С УМЕРЕННОЙ ГРОМКОСТЬЮ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ТОНОМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ ЛЕКСИКУ СТРОИТЬ СВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ОБИДЕТЬ СОБЕСЕДНИКА И ЧТОБЫ ОНО БЫЛО ЕМУ ПОНЯТНО
Company Logo ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ Содействовать развитию умений понимать инициативные обращения и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения Учить детей вступать в речевое общение различными способами Формировать у детей умение целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами Развивать умение следовать правилам ведения диалога
Company Logo СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ ПО БЛОКАМ 1 Усвоение детьми диалогического единства «вопрос – ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения 2 Обучение детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение – реакция на побуждение» 3 Усвоение детьми правил, связанных с употреблением реплик«сообщение – реакция на сообщение»
Company Logo Диалогическое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения Вопрос – ответ Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально- личностные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями. Умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения Умение: – задавать вопросы адресно; – не отвечать вопросом на вопрос; – не оставлять вопрос без внимания; – в общей очереди говорить по очереди Сообщение – реакция на сообщение Умение сообщать собеседникам: – свое мнение, точку зрения; – новые факты; впечатления, события; – изменившиеся представления; – о выполнении обещания, сделанном; – о желаниях; намерениях; – о своих чувствах и переживаниях и т.п. Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: – согласие (несогласие); – удивление; – возражение; – разъяснение и т.д. Умение: – сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; – быть сдержанным при высказывании своих чувств; – избегать категоричности в суждениях; – проявлять толерантность к другому мнению; – обмениваясь мнениями, давать возможность высказаться всем собеседникам Побуждение – реакция на побуждение Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: – побуждения к какому-либо действию; – просьбы, советы; – предложения; – приглашения Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение. СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДИАЛОГАХ Диалоги на основе литературного образца Диалоги на основе литературного образца Продуктивные диалоги Заученные диалоги Свободно передаваемые диалоги Диалоги, обусловленные игровыми правилами Творческие диалоги Чтение стихов по ролям Диалоги в подвижных играх Театрализованные постановки Пересказ по ролям Игры-инсценировки Режиссерские игры Диалоги в словесных играх без готовых текстов Диалоги в сюжетно-ролевых играх Диалоги с игрушками Диалоги в режиссерских играх Игры с атрибутами
Company Logo предварительный первый Заимствование готовых диалогических реплик Использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей второй Обучение дошкольников умению пользоваться не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ третий Обогащение речевого опыта детей разнообразными видами дилогических реплик Побуждение детей к самостоятельному построению диалогических реплик
Company Logo ПЛАНИРОВАНИЕ принципы СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ПОСТЕПЕННОЕ УСЛОЖНЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАДАЧ
Company Logo Периодический мониторинг результатов Текущий мониторинг процесса Текущий мониторинг результатов ВИДЫ МОНИТОРИНГА Text МОНИТОРИНГ Анализ охвата задач, выявление систематичности и последовательности в их решении Своевременное выявление воспитанников с проблемами в усвоении каких- либо задач программы Обобщенные показатели усвоения того или иного блока содержания. Проводится после работы над каждым содержательным блоком
LOGO