Эстетика Тема 1 «Введение в эстетику». Эстетика - особая сфера философского знания, имеющая своим предметом познание сущности прекрасного и проявления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Advertisements

Философское понимание красоты Выполнила: Выполнила: Вдовина К.А. ВХС-21 ВХС-21 Омск
Учёный родился 22 июня 1767 года в Потсдаме.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образы мира и человека в античности. ОБРАЗ МИРА определенная реакция человека на окружающий мир результат соприкосновения человека с миром.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Часть первая. Категории (греч. kategoria - указание, свидетельство) - это основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства явлений.
Древние греки прославились своим искусством во всём мире. Архитектура, скульптура, художественное слово Древней Греции оказали огромное влияние на развитие.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Идеал красоты в философском аспекте Выполнила: Роякина Элина уч-ся 8б класса МОУ лицей 9 г.Сальск.
PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Основы теории искусства План: Искусство как феномен культуры Искусство как феномен культуры Понятие художественной культуры Понятие художественной культуры.
Искусство и духовная жизнь
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена... Жить нужно созидая, поддерживать созидательность.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ Выполнила: Манджиева Эркена Группа: Дэб(бак) 2-1.
Транксрипт:

Эстетика

Тема 1 «Введение в эстетику». Эстетика - особая сфера философского знания, имеющая своим предметом познание сущности прекрасного и проявления красоты в бытии. «Красота» – есть неотъемлемая часть бытия природы и человеческого восприятия жизни. «Прекрасное» - есть проявление красоты в двух сферах бытия: 1) в явлениях природы 2) в феноменах культурной деятельности – искусство. Синонимы понятия красоты – «гармония», «совершенство»

Платон

Тема 2«Эстетика Платона». Платон ( гг до н.э.) – древнегреческий философ, один из величайших мыслителей мира, родоначальник эстетической теории. Основные положения эстетики Платона. Красота не есть «кажущееся» (субъективное), но «истинное» (объективное) бытие. Красота существует вне зависимости от человеческих суждений о ней, - напротив, полностью определяет содержание этих суждений. Красота – бесполезна в практическом смысле, она - цель самой себя (красивая вещь полезна постольку, поскольку красива). Красота – это не физическое (материальное) бытие, но «идея» - духовное (идеальное) бытие. Прекрасная вещь возникает из соединения материального бытия (тело) и идеального (идея). Например, прекрасная статуя – это мрамор, обретший свою прекрасную форму согласно идее красоты.

Дэвид Юм

Тема 3 «Формы познания красоты в философии Дэвида Юма» Дэвида Юм – английский философ, один из фундаментальных мыслителей эпохи Нового Времени. Познание прекрасного зависит от двух основных моментов: 1) От «утонченности аффекта» или «чувствительности», то есть от физиологической и психологической восприимчивости субъекта. Восприятие пассивно – это реакция на силу красоты, но непонимание смысла этой силы. 2) От «утонченности вкуса» или «чувственности», то есть от культурной способности субъекта к восприятию прекрасного. Причастность человека культуре дает ему глубокое, полное и творческое восприятие прекрасного.

Соловьев В.С.

Тема 4 «В. С. Соловьев «Красота в природе»» - лекция I В. С. Соловьев – один из наиболее выдающихся русских философов, родоначальник школы русской религиозной философии. Основное философское положение Соловьева: красота существует в природе объективно (вне зависимости от эстетических суждений человека). Красота в минеральной, растительной и животной природе выражается в универсальном принципе, который гласит: «Красота – есть такое соединение материального и идеального начал, при котором одно начало не преобладает над другим, а проникается им, образуя одно полное и совершенное целое».

Тема 5 «В. С. Соловьев «Красота в природе»» - лекция II Наиболее совершенное в физическом смысле – есть, одновременно и наиболее совершенное в эстетическом смысле. В минеральной природе – это алмаз, как наиболее совершенное соединение вещественного (корпускулярного) и светового (волнового) бытия физической природы. В растительной природе – это цветок, как соединение вершины биологической эволюции растений и воплощения идеи красоты, выраженной через задачу привлекательности. В животной природе – это все биологические организмы, чье биологическое существование не ограничивается исключительно материальными функциями. Выводы: красота в природе – есть действительная сила, служащая развитию и совершенствованию природных форм.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Тема 6 «Эстетика Г. Гегеля. Античная архитектура» Георг Фридрих Вильгельм Гегель – один из наиболее выдающихся философов мира, представитель немецкой идеалистической философии. Теория искусств Гегеля, изложенная в его «Эстетике», является классической работой в этой области философии. Базовой формой архитектурного произведения является дом. Философским принципом эстетики архитектурного произведения является единство опоры и массы. Основные архитектурные элементы античной эстетики: колона, архитрав, канелюр, база. Стили греческого ордера: ионический, дорический, коринфский.

1. Дорический ордер 2. Ионический ордер 3. Коринфский ордер

Тема 7 «Эстетика Г. Гегеля. Романтическая архитектура» Главной формой готики является совершенно замкнутый дом. Основными архитектоническими принципами готики являются – возвышение и замыкание. Основные архитектурные элементы готического собора: неф, контрфорс, алтарь, стрельчатая арка, ротонда.

Готический собор

Неф

Контрфорс

Готический алтарь

Ротонда

Стрельчатая арка

Тема 8 «Эстетика Г. Гегеля. Скульптура» Содержанием скульптурного произведения составляет человеческий облик. Скульптура изображает идею человеческого духа, который должен обнаружить себя через индивидуальную форму тела. Скульптура должна избегать изображения случайного и изменчивого. Скульптура обнаруживает такую гармонию тела и духа, при которой на первый план выдвигается устойчивое и всеобщее. «Скульптура должна формировать подобно тому, как боги в своей собственной сфере творят согласно вечным идеям…» (Гегель)

Тема 9 «Эстетика Г. Гегеля. Скульптура. Греческий профиль. Поза и одежда» Духовное начало, которое выражает скульптура ярче всего концентрируется в чертах лица. Вопрос об идеальном лице переходит в вопрос о греческом профиле. Специфика греческого профиля: почти прямая линия от кончика носа до ушного отверстия. В скульптуре дух должен быть «разлит» во всем теле; то, что выражает лицо не должно быть изолированно от остального тела. Основные требования к позе в скульптуре: 1) прямое положение человека, 2) центр масс должен быть устойчив и определен.

Тема 10. «Эстетика Г. Гегеля. Живопись» «Именно в живописи проявляется принцип внутри себя бесконечной субъективности, принцип нашего собственного существования, и мы видим в ее произведениях то, что проявляется в нас самих» (Гегель). Живопись передает движение души и жизненность вместе с природным окружением, бесконечно многообразными потребностями, целями, чувствами, страстями, поступками и т.д. Предметом живописи является объект любви в простой всеобщности и неомраченности.

Тема 11 «Эстетика Г. Гегеля. Музыка» «Музыка, хотя и сообщает о внутреннем мире, но в самой своей объективности остается субъективной» (Гегель). Стихия музыки – это жизнь воли, переживания, а не представления или образа. Содержанием музыкального выражения является сам внутренний смысл явлений. В музыке – переживание рождает понимание; в литературе – понимание переживание. «Стихия музыки – есть стихия жизни души» (Ф. Лист)

Фридрих Шеллинг

Тема 12 «Философия искусства Ф. Шеллинга. Эстетика драмы» Фридрих Шеллинг ( ), философ идеалист, представитель немецкой классической философии. «Сущность трагедии заключается в действительной борьбе свободы в субъекте и необходимостью объективного: эта борьба завершается не победой той или иной стороны, но тем, что обе одновременно представляются и победившими, и побежденными – в совершенной неразличимости» (Шеллинг). Трагедия необходима для того, чтобы обнаружить триумф свободы человека, - иначе не было бы обнаружения свободы. Победа свободы человека заключается в том, чтобы утратой ее доказать достоинство свободного.

Хуан Ортега-и- Гассет

Тема 13 «Х. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства». Хуан Ортега-и-Гассет, испанский социолог и политолог, один из наиболее выдающихся философов ХХ века. «В искусстве мы обладаем не самой реальностью, а лишь идеями, которые нам удалось сформировать относительно нее» (Ортега-и-Гассет). Новый стиль в искусстве характеризуется вытеснением человеческих элементов и сохранением только чисто художественной материи. «Современное искусство – это игра, фарс, гипербола человеческого, насмешка над самим собой» (Ортега-и-Гассет). Современное искусство подменяется дизайном, гениальность – оригинальностью.