УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ ГИМНАЗИИ 10 ЛИК Г. НЕВИННОМЫССКА
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ВЫСОКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ГИМНАЗИИ 10 ЛИК ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА
Методологическая основа управления – теория гуманитарных систем с ее принципами неопределенности. Методологический подход управления – проектно-ресурсный подход.
Ресурсами являются: Учащийся гимназии, как ресурс собственного образования Локальная образовательная среда гимназии Технологии образовательного процесса Кадры Нормативно-правовая база Интеллектуальные ресурсы Информационные ресурсы Материальные ресурсы Финансовые ресурсы и др.
В основе модели управления качеством образования, следующие критерии: 1. Качество проектирования образовательной деятельности – качество моделирования образовательного процесса; – качество образовательной программы; - качество конструирования учебных занятий.
В основе модели управления качеством образования, следующие критерии: 2. Качество образовательного процесса – качество режима работы ОУ; – качество расписания, – качество управления образовательным процессом; – психологический микроклимат; – качество учебных занятий; – качество педагогической деятельности преподавателей; – качество образовательной деятельности учащихся; - качество оценки деятельности по результатам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации; - результативность участия в приоритетном национальном проекте «Образование», конкурсах профессионального мастерства
В основе модели управления качеством образования, следующие критерии: 3. Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса. – качество нормативно-правового обеспечения; – качество кадрового обеспечения; – качество программно-методического обеспечения; – качество материально-технического обеспечения; – качество финансово-экономического обеспечения; – качество информационного обеспечения.
В основе модели управления качеством образования, следующие критерии: 4. Качество результатов образовательной деятельности. - качество результатов государственной (итоговой) аттестации; - результативность учебно-исследовательской деятельности.
Система управления призвана - стать системообразующим фактором создания локальной образовательной среды жизнетворчества, стимулирующей саморазвитие высокоинтеллектуальной личности с доминирующей потребностью к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности; - обеспечить достижение учащимися ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско- правовой, коммуникационной, информационной и в других сферах жизнедеятельности.
Модель локальной образовательной среды гимназии
Индивидуализация обучения учащихся – технологический ресурс их образования 1. Выбор учащимся профиля обучения (7 – 11 классы) 2. Выбор учащимся уровня сложности содержания обучения по каждому предмету 3. Выбор учащимся личной образовательной траектории
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ МБОУ ГИМНАЗИИ 10 ЛИК Г. НЕВИННОМЫССКА Классы 7Б8Б9Б10Б11Б Учебные предметы Кол-во часов в неделю Русский язык Литература Иностранный язык й иностранный язык Математика Информатика и ИКТ1111 История Обществознание (включая экономику и право)11122 География Физика Химия 2222 Биология Музыка 1 МХК111 Физическая культура ОБЖ11111 Технология (труд)2 Информационные технологии 1 ВСЕГО ЧАСОВ
Опыт гимназии подтвердил вывод, что для реальной индивидуализации, обоснованного определения профиля и уровня сложности содержания обучения учащихся, достаточно диагностировать три типа интеллекта: 1. Вербальный или смысловой. 2. Пространственный. 3. Логический, формально-знаковый. Установлена связь между типом интеллекта и успешностью изучения тех или иных предметов учебного плана гимназии.
Опыт подтвердил вывод: можно переконструировать содержание изучаемого материала, разработать адекватные технологии организации учебной деятельности, выделить формальные и содержательные критерии уровней сложности изучения учебного материала, оказать помощь учащимся и их семьям в сознательном выборе уровня сложности содержания и профиля обучения. Определены четыре уровня сложности содержания обучения: I - ознакомительный (общекультурный), II - операциональный (прикладной), III - конструктивный (фундаментальный), IV – творческий, исследовательский.
Разработаны и внедрены: Механизм получения запроса семьи на обучение Алгоритм проведения урока при разноуровневом обучении Критерии оценивания учебных достижений с учетом уровней сложности содержания обучения Методическое пособие по реализации технологии разноуровневого обучения
Педагогическому совету гимназии 10 ЛИК г. Невинномысска ________________________________________ (фамилия, имя, отчество родителей) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу осуществлять обучение моего сына (дочери) ____________________________________, ученика (цы) ________ класса в объеме знаний, умений и навыков, соответствующих уровню: II ступень обучения III ступень обучения 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Наименование уровней Подпись родителей Дата заявления Примечание (изменения уровней)
1. Достигнутые уровень и качество обучения по предмету. Критерий – доминирующая оценка «4» и «5» третьего и четвертого уровней и оценка «5» второго (базового) уровня. 2. Структура интеллекта. Критерий – соответствие уровня развития интеллекта результатам обучения. 3. Учебная деятельность учащегося по оценке учителя. Критерии: мотивация учебной деятельности; сформированность компонентов учебной деятельности; успешность обучения на избранном уровне сложности содержания обучения (способности); участие во внеурочной деятельности по профильным предметам. Показатели и критерии выбора профиля обучения:
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1 уровень: Коэффициент интеллекта (IQ) ниже средней возрастной нормы. Овладение материалом на уровне узнавания. Усвоение и воспроизведение знаний только по образцу. Вид самостоятельной деятельности – подражание. Освоение государственного образовательного стандарта не в полной мере. Познавательные процессы развиты слабо, малый словарный запас, неустойчивая произвольность внимания. Тип мышления – наглядно-действенный. Учебная деятельность сформирована в недостаточной мере.
2 уровень: Коэффициент интеллекта (IQ) в континууме возрастной нормы. Овладение материалом на репродуктивном уровне. Усвоение и воспроизведение знаний методом аналогий и умозаключений от частного к частному. Вид самостоятельной деятельности – осознанное воспроизведение знаний, всего удержанного в памяти, владение алгоритмами. Освоение государственного образовательного стандарта. Выражены все типы мышления с преобладанием наглядного.
3 уровень: Коэффициент интеллекта высокий. Овладение материалом на конструктивном уровне, на любом интеллектуальном типе (вербальном, пространственном, математическом). Вид самостоятельной деятельности характеризуется открытием для себя новых знаний, умений и навыков, конструированием различных алгоритмов. Освоение государственного образовательного стандарта и программ вступительных экзаменов в престижные ВУЗы.
4 уровень: Коэффициент интеллекта (IQ) очень высокий. Овладение материалом на творческом, исследовательском уровне. Вид самостоятельной деятельности характеризуется способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы интеллектуально – эвристического свойства, порождающие нечто качественно новое. Тип мышления синтетический, гармонично сочетающий логические и образные конструкты, образуя вторичное образное мышление, интуитивный способ познания реальности.
ПРИМЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I УРОВЕНЬ
II УРОВЕНЬ
III УРОВЕНЬ
IV УРОВЕНЬ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ПО УРОВНЯМ ИСТОРИЯ I уровень: «4» - усвоение и воспроизведение материала по образцу без существенных ошибок. «3» - усвоение и воспроизведение материала по образцу с незначительными ошибками.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ПО УРОВНЯМ ИСТОРИЯ II уровень: «5» - ответ полный, правильный, на основе изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, использованы научные термины. «4» - ответ полный, правильный, на основе изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. «3» - ответ не полный, несвязный, или ответ полный, но допущена существенная ошибка.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ПО УРОВНЯМ ИСТОРИЯ III уровень: «5» - ответ полный, правильный, на основе изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, применение знаний и умений в новой ситуации, защита новых идей, расширение неординарных ситуаций. «4» - ответ полный, правильный, на основе изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, в тексте использована дополнительная научная литература. «3» - не использована дополнительная литература, содержание учебного материала изложено не полностью.
Модель педагогической оценки качества образования Показатели развития обучающихся _ Виды контроля Стартовый Прогностический Пооперационный По результату Рефлексивный Итоговый _ Содержательный контроль и оценка педагогом и психологом достижений обучающихся в динамике от начала учебного года к концу и от года к году ]]] Содержательный контроль и оценка знаний, умений и компетентностей обучающихся Стартовые и итоговые проверочные работы Тестовые диагностические работы Текущие проверочные работы Портфолио ученика _ Разнооуровневые критерии оценки учебных достижений обучающихся на основе избранных ими уровней сложности содержания обучения в 5=11 классах _ Промежуточная аттестация обучающихся Творческая неделя в 5-7 классах. Результаты проектной деятельности. Зимняя экзаменационная сессия в 8-11 классах по программе углубленного изучения предметов Весенняя экзаменационная сессия в 5-8 и 10 классах (май) ]]] Оценка внеучебных достижений Интеллектуальных Художественных Спортивных _ Коррекция запроса семьи на сложность содержания обучения в 5-11 классах - Государственная итоговая аттестация ОГЭ (9 кл.) ЕГЭ (11 кл.)
«Исполнить себя – вот смысл жизни» древняя мудрость «Исполнить себя – вот смысл жизни» древняя мудрость