Методические аспекты концепции изучения ОРКСЭ Савченко К.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Advertisements

УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности,
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
УЧЕБНЫЙ КУРС « ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » Материал подготовила : Громова Ирина Ивановна учитель начальных классов высшей квалификационной.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Транксрипт:

Методические аспекты концепции изучения ОРКСЭ Савченко К.В.

ФГОС второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: ·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. ·Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. ·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. ·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. ·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Концепция курса Задачи: знакомство учащихся с содержанием курса, формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний; развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально- государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». -Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. -Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. - Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Метапредметные результаты адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методические принципы Диалогическое взаимодействие Субъект-субъектное построение учебного процесса Взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности Создание личностно значимой учебной ситуации Выбор содержания и форм учебной деятельности Возможность выстраивания собственной учебной коммуникации с изучаемым материалом Возможность формировать и формулировать собственные суждения и мнения Возможность оценивать результаты своего интеллектуального труда

Приоритет личностного развития учащихся Актуальность Опора на самостоятельность мышления учащихся Самостоятельная интеллектуальная деятельность по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности Вариативность Вопрос, текст, способ деятельности или презентации индивидуального образовательного результата

Деятельностное обучение Отбор содержания, форм, методов и видов деятельности Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания Словесные фактические и теоретические знания логическое мышление речевые умения эмоциональная сфера Наглядные образное мышление познавательный интерес воспитание художественного вкуса Практические, умения практической деятельности проблемно-поисковые закрепление теоретических знаний Репродуктивные получение фактических знаний навыки учебного труда память Индуктивные и дедуктивные сохранение логики содержания логическое и предметное мышление

В качестве основных подходов к преподаванию курса определены культуроведческий, аксиологический, коммуникативный и деятельностный. Культуроведческий подход Работа с текстом учебника освоение ценностного смысла реалий определенной культуры, формирование умения присваивать информацию, «живое» знание, овладение методами и приемами работы с учебной информацией, формирование собственной культуры личности Работа с текстом Дискурсивная деятельность восприятие (через беглость чтения) понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретация (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

Принципы отбора содержания Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Культура язык ценности ритуалы обычаи традиции быт искусство образы носители культуры «Точки удивления» Мотивация ?

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы исламской культуры

Основы буддистской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Психологические механизмы усвоения ценностей Усвоение типического опыта «так надо» Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины Накопление личного опыта «без чего я – не я» Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка

Рефлексия знания умения ценностное отношение

Задача мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в его конце решается через постановку проблемных вопросов перед текстом каждого урока и в конце урока. Урок 14. Семья и дружба в буддизме Как вы думаете, зачем нужны традиции и почему нужно их соблюдать? Расскажите, о каких традициях буддистов вы узнали. Расскажите о традициях, принятых в вашей семье. Урок 19. Главные исламские праздники Подумайте, какую роль в жизни человека играют праздники. Какие бывают праздники? Как вы думаете, какой смысл люди вкладывают в религиозные праздники? Подготовьте рассказ о том, как традиционные праздники отмечают в вашей семье. Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях Подберите синонимы и антонимы к слову «добродетель». Подумайте, часто ли мы в повседневной жизни употребляем слово «добродетель»? Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы»? Объясните, почему.

Урок 24. Прощение Как вы думаете, нужно ли прощать людей, которые вас обидели? Почему? В какой известной вам притче говорится о прощении? Бывали ли вы сами в ситуациях, похожих на ту, что произошла с Ваней? Какие чувства вы испытывали по отношению к обидчикам? Получалось ли у вас прощать обидчиков? Что вы при этом чувствовали? Урок 29. Золотое правило нравственности Вспомните, о чем рассказывает этика. Сформулируйте золотое правило нравственности. Как поступать всегда в соответствии с ним? Приведите примеры. Урок 27. Евреи в истории и культуре России Как вы думаете, зачем нужно изучать историю своего народа и своей страны? А историю других народов? Как вы думаете, почему люди, о которых вы узнали, преданно и честно служа России, не отказывались от своей веры? Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете?

Объект прочного усвоения

Анализ единиц номинативной системы языка с духовно-нравственным компонентом значения (милосердие, благотворительность, гостеприимство, патриотизм, душа, семья и т.д.). знакомство со значением слова, представленным в тексте; подбор синонимов; определение основной мысли текста, толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом; работа со Словарем; обращение к индивидуальному лексикообразующему опыту ребенка. Работа со словами-символами, выражающими своеобразие символики религиозной культуры и светской этики. этимология, семантика слова; ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе; поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями; «присвоение» слов-символов через введение их в собственную устную и письменную речь. Христос, Мухаммед, Будда, намаз, крещение, бар-мицва, Библия, Коран, Тора и т.д.

Последовательность усвоения понятий 1. Накопление фактов, характеристика явлений; 2. Общее представление о признаках явления; 3. Определение понятия или установление его характерных признаков; 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения; 5. Применение понятия при анализе конкретного явления; 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.

Общение многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей. О Б Щ Е Н И Е Общение -- ________________ -- _________________ -- _________________ -- __________________ -- ________________________ -- __________________ -- __________________ -- _______________________ -- ____________________. Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают: - материальные и духовные ценности, как объекты наследования; - процессы и способы социального наследования. Т Р А Д И Ц И Я Традиция -- ________________ -- _________________ -- _________________ -- __________________ -- ________________________ -- __________________ -- __________________ -- _______________________ -- ____________________. Понятийный словарь

наличие в методическом аппарате учебников заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся и развитие коммуникативных умений; на совершенствование нормативного и этического аспектов культуры речи учащихся Прочитайте в словаре, что называют словом «цивилизация». Докажите, что культуры индейцев майя, атцеков и инков можно по праву считать цивилизациями. Как вы понимаете значение слов «патриот» и «патриотизм»? Обратитесь за помощью к словарю. Можно ли тех, о ком рассказано в этом уроке, назвать патриотами? Почему вы так считаете? Объясните, как вы понимаете выражение «дать совет от души»? Разыграйте несколько житейских ситуаций со значением «дать совет», «попросить совета». Узнайте в словаре, что такое паломничество и кого называют паломниками. Как вы думаете, чем паломничество отличается от путешествия? Как вы понимаете смысл прилагательного «сверхличный»? Что означает приставка «сверх-»? Как вы думаете, какие цели в жизни человека можно считать сверхличными? Можете ли вы сказать, что такие цели есть у вас?

Понятийный словарь Межмодульные связи Пророк Заповеди Ритуалы Обычаи Семья Религиозные праздники Патриотизм Диалог Благотворительность

Формирование общекультурной эрудиции

В японской традиции божества часто изображают в виде кукол. Например, пузатая хмурая кукла с насупленными бровями и пустыми глазницами называется дарума. Японцы верят, что она приносит удачу и счастье, поэтому накануне Нового года каждый старается приобрести такую куклу, загадывает желание и раскрашивает кукле один глаз. Если желание исполняется, в знак благодарности кукле раскрашивают второй глаз. И в иудейской, и в христианской, и в исламской традиции царь Соломон считается олицетворением мудрости и знания. Священная история рассказывает, как во сне Соломону явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Соломон не стал просить себе долгих лет жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Соломон получил и богатство, и славу. В России изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было традицией и старинным ремеслом. Широкую известность во всем мире получили работы мастера-ювелира Карла Фаберже. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы – живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, яхт, поездов, фигурки птиц и букеты цветов – настоящие шедевры ювелирного искусства.

Символам ислама не раз пытались найти объяснение. Считается, например, что полумесяц связан с хиджрой – переселением пророка Мухаммеда их Мекки в Медину. В эту ночь на небе был полумесяц. Некоторые утверждают, что полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда обозначает пять столпов ислама или пять ежедневных молитв – намаз. На уроках этики вы уже не раз читали рассказы, написанные для детей выдающимся педагогом Василием Александровичем Сухомлинским. Он написал много книг и статей, а книга, которую он считал своей самой главной, называется «Сердце отдаю детям». Сухомлинский был убежден, что учение – это радость, а главная задача школы – научить детей видеть и ценить красоту окружающего мира, других людей, человеческой мысли и труда. При приготовлении тибетского чая используют кипяток, листья чая, соль и масло, сбитое из молока яка. Все компоненты помещают в сосуд особой формы – донмо. Чай получается белого цвета. Добавление перца и имбиря придает ему особый острый вкус.

Коммуникативная деятельность взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности) сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) условие интериоризации -- процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии). создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций

Диалог Диалог (от греч. diálogos разговор, беседа), диалогическая речь, вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). (БЭС) Диалог – совместная речевая деятельность двух или более лиц. (Е.А. Земская) Диалог – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. (Философский словарь) Диалог -- попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. (Словарь социальной психологии) Диалог – это способ регулирования личностных отношений, которые возникают между индивидуальностью и общностью (Б.И. Хасан)

трансперсональность – способность личности «транслировать» продукты своей деятельности; трансцендентность – способность выходить «за пределы себя», переноситься в пространство духовного бытия, культуры; эмпатийность – безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека; толерантность – терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде; конгруэнтность – искренность, естественность поведения; конструктивность – способность находить оптимальные пути разрешения проблемных ситуаций; сотрудничество – способность к коллективной, командной работе, равноправному и продуктивному взаимодействию с партнерами; рефлексия – способность к анализу собственных поступков и их движущих мотивов, самооценка роста и развития; дистанцированность – способность рассматривать предметы и явления объективно, «со стороны», примерять множество точек зрения. Качества личности, на которых базируется диалогический опыт :

Диалогический опыт включает умения: Воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности Соотносить различные субъективные точки зрения Интересоваться «другими» и «другим» Определять свое отношение к другому Принимать другое как необходимое условие своего бытия Быть активным слушателем Предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата Адекватно взаимодействовать с другими

Уровни развития и выбор личности Уровень 1 физический Уровень 2 личностный Уровень 3 межличностный Уровень 4 социальный Уровень 5 принципиальный Уровень 6 универсальный ГАРМОНИЯ Выбор жить полнота жизни, энергия, здоровье Выбор раскрываться творчество, самораскрытие, уверенность Выбор обязываться близость, дружба, взаимоуважение, взаимопонимание Выбор действовать доверие, со- трудничество, партнерство, конструктив- ность Выбор становиться цельность, интегрирован- ность, принци- пиальность, справедливость доброта, открытость Выбор расширяться единение, знание, любовь, позитивность, оптимизм РАСПАД Выбор умереть потерянность опустошен- ность, бессилие, угасание Выбор закрыться самоотрицание, страх, гнев, самоуничиже- ние Выбор не обязываться изолированность, манипулирование, угодничество, жертва Выбор не действовать конформизм, требователь- ность, навя- зывание ро- лей и правил, осуждение Выбор не становиться прагматизм, притворство, лицемерие, безнравствен- ность, бесприн- ципность Выбор не расширяться отстранен- ность, отчуж- денность, одержимость, пессимизм, тиранство В. Вульф

Уровни готовности к диалогу С.В. Белова Высокий Стремление к самосовершенствованию, к возможностям «вписаться» в «общую» жизнь. Понимание и принятие определенных законов. Толерантность. Конструктивность. Открытость. Искренность. Эмпатийность. Способность работать в команде. Позитивность. Умение делать выводы. Средний Понимание и декларирование необходимости диалога. Стремление к контактам, но размытые представления о путях их достижения. Недоверие. Разнообразные способы психологической защиты. Отсутствие четкой позиции. Неумение аргументировать. Нестабильность. Низкий Однозначное восприятие проблем. Агрессия. Обвинения. Нетерпимость. Навязывание своего мнения. Эгоцентризм. Низкая самооценка. Скрытность. Неумение сотрудничать. Демонстрация превосходства или отстраненности. Потребительское отношение к другому. Требовательность. Жадность. Прагматизм. Чувство страха. Отсутствие привязанностей.

Эффективность коммуникации цели, ценности, идеалы знания умения опыт конкретной деятельности склонности и способности темперамент характер воспитание отношение к самому себе.

Законы современной общей риторики: 1. Закон гармонизирующего диалога Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. 2. Закон продвижения и ориентации адресата Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия. 3. Закон эмоциональности Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит. 4. Закон удовольствия Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

включение в материал уроков цитат, содержащих высказывания и оценочные суждения религиозных и общественных деятелей, писателей, философов, и задания на их осмысление и интерпретацию; Любовь доготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит», -- сказано о любви апостолом Павлом. Перескажите своими словами высказывание апостола Павла о любви. Объясните, как вы его понимаете. Благородные люди, друг друга любя, Видя горе других, забывают себя. Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -- Не завидуй другим, -- и возлюбят тебя. Объясните, кого Омар Хайям называет благородным человеком. Кого вы могли бы назвать благородным человеком? Прочитайте два изречения Конфуция. Объясните, как вы понимаете их смысл. «Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен». «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?»

«Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, иди с ним, радостный и вдумчивый», -- написано в Дхаммападе. Объясните, как вы понимаете это высказывание. Раввин Исраэль Салантер учил, что, если человек лишь слушает проповеди или читает книги о морали, лучше он от этого не становится. Один из учеников этого раввина говорил: «Я никогда не спрашиваю – можно ли сделать, я спрашиваю – нужно ли. И там, где нет пути, я его проложу». Согласны ли вы с утверждением раввина Исраэля Салантера? Каким образом человек может стать лучше? Как вы понимаете слова «И там, где нет пути, я его проложу»? Какими качествами должен обладать человек, который может сказать про себя? «Миропорядок может быть построен только на братском сосуществовании всех народов. Это невозможно без учета веками сложившихся религиозных традиций», -- говорит православный священнослужитель. Его поддерживает представитель ислама: «Мир должен жить в мире, и представители мировых и традиционных религий должны этому способствовать». Объясните, зачем религиозные лидеры собираются на съезды в Астане. Почему они стремятся к диалогу?

Притча Функции притчи Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта Схема анализа притчи Ключевые слова Ключевые образы Основные понятия Символы Смысл - вывод

Однажды один человек заболел и отправился к врачу за помощью. Доктор осмотрел его и выписал рецепт. Больной подумал: «Ах, как чудесно! Как мой врач умён! Его рецепты так полезны!» Больной был уверен в своем враче и глубоко уважал. По возвращении домой этот человек поместил в красном углу красивый портрет и статую доктора. Затем поклонился три раза портрету и статуе, возложил у подножия цветы, возжег благовония; далее он вытащил прописанный доктором рецепт и очень торжественно начал читать его вслух: «Две пилюли утром! Две пилюли вечером!» Целый день он читал рецепт – и так продолжалось очень долго, потому что он твёрдо верил в доктора. Но всё же рецепт ему не помогал. Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел- хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и в нищенку бросила. Тогда эта луковка не дала нищенке с голоду помереть. И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь». Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, схватись и тянись». И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро. Ангел заплакал и отошел.

Проблемные тексты Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели летние каникулы. Петя попросил Валеру: - Напиши за меня. Ты по русскому здорово соображаешь, а я мучаюсь-мучаюсь, и ничего не получается. Расспросил Валера Петю, как он каникулы провел, и написал за него сочинение. А после свое стал писать. Проверила учительница работы, Петю похвалила, а Валере ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней – тройка. Ясно почему: Валера свое сочинение после Петиного писал, устал уже, вот и написал хуже. Обидно ему стало, он и сказал Пете: - Нечестно чужое сочинение за свое выдавать. - Как чужое? – удивился Петя. – Это же я так хорошо каникулы провел. А ты, значит, провел каникулы на тройку. - Каникулы ты, может, и хорошо провел, а за сочинение пятерку получил обманом. - Каким обманом?! Разве это сочинение не стоит пятерки? - Стоит, раз Мария Ивановна за него пять поставила. Только несправедливо, что ты пятерку получил. - Это почему же? - Так ведь сочинение не твое! – рассердился Валера. – Вот если бы тебе за него двойку поставили, было бы правильно! - За что ж мне двойку ставить, если я каникулы на пятерку провел? Стояла бы у меня двойка за сочинение, так она бы была твоя. Сочинение-то ты писал. - Двойка моя, а пятерка твоя?! Ловко у тебя получается! - Так пятерке каждый рад. - А вот и не каждый! Я этой пятерке не рад! - Это потому, что она не твоя. - А чья же? Ты, что ли, ее заслужил? - А то кто же? - А вот и не ты! - Как же не я, если это я так хорошо каникулы провел! Так друзья ни до чего и не договорились. Помогите им спор решить. Кто прав: Валера или Петя? А может быть, ни тот ни другой? Ведь и так бывает… (Ю. Ермолаев)

Типология учебных текстов Тип учебного текста Характеристика«Маркеры»Развивающие возможности Аксиономический Содержит достоверную информацию Факты, отсутствие эмоций, терминология Функции запоминания и воспроизведения, расширение лексического запаса, кругозора Проблематизирующий Содержит проблемную информацию, рассуждения, умозаключения Проблема, противопоставления, размышления, изложение субъективного опыта Развитие логики, способности к пониманию, навыков смысловой обработки текста, критического мышления, стимулирование познавательной мотивации, Личностно окрашенный Содержит обращение к личностному опыту, эмоциям, образу жизни Обращение к чувствам, ощущениям, риторические вопросы и восклицания Расширение эмоционального опыта, формирование мировоззрения Ценностно окрашенный Интерпретирует информацию в контексте культурных и духовных ценностей, нравственных проблем, жизненных позиций Ценностная лексика, диалоговая форма, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем, обращение к личному мнению Формирование нравственных ценностей, критического мышления

Типология учебных заданий Задания, требующие мнемонического воспроизведения информации Задания, требующие извлечения и описания информации, наблюдения Задания, требующие структурирования и переработки информации Задания, требующие осмысления, оценки и интерпретации информации Задания, требующие творческого применения информации Что это? Кто это? Как называется? Когда? Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу. Опишите процесс, явление и т.д. Перечислите факторы. Дайте характеристику Понаблюдайте Составьте план, конспект. Выпишите. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу. Проанализируйте Укажите сходство и различие. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите пример. Объясните. Найдите аналогию. Докажите. Обоснуйте. Выскажите свое мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопросы. Исследуйте. Напишите сочинение. Придумайте. Предложите гипотезу.

Типология учебных вопросов Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?); Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?); Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?). Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?). Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?). Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Основополагающий и проблемный вопросы Проблемный вопрос = Большой вопрос = Большая идея Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса, помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос. Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа, служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. Основополагающий вопрос = Наиболее общий вопрос = Самая общая идея Почему нам нужны другие люди? Могут ли понять друг друга люди разных поколений?

Деятельностный подход развитие самостоятельности мышления школьников, обучение поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, формирование уверенности в своих силах самооценка и самоконтроль в процессе учебной деятельности Учебник основной источник информации, средство организации деятельности учащихся по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования,

Групповая работа Взаимные вопросы и задания групп Взаимообъяснение Беседа Репродуктивного характера Эвристического характера Интервью Драматизация (театрализация)

Работа с иллюстративным материалом содержание опыт эмоционально-оценочного отношения Дж. Тиссо. Саранча Дионисий. Богоматерь Одигитрия

Галерея образов Фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, панорамы музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы и другое «Экспонат» + аннотация Мемориалы Великой Отечественной войны Синагоги в городах и странах мира Галерея православного искусства Православные монастыри Традиционная одежда мусульман России Буддистские священные сооружения на территории России

Учебно-исследовательская деятельность Исследование – бескорыстный поиск истины Савенков А.И. Исследовательская культура школьника (Т.Д. Файн) Мыслительная культура Коммуникативная культура Информационная культура Характеристики исследовательских умений Сознательность Интеллектуальность Целенаправленность Произвольность Плановость Прогрессивность Практическая действенность Слияние умственных и практических действий Вариативность способов достижения цели. История строительства (реставрации) православного храма Деятельность российских благотворительных организаций Что полезного я могу сделать для своей семьи Древние еврейские поселения на территории Руси Традиционные исламские имена Моя родословная История моей семьи в Великой Отечественной войне Защита природы и забота о ней в повседневной жизни

Аналитическое чтение Конспектирование Реферирование Аннотирование Составление тезисных планов Формулировка проблемных вопросов и ответы на них Поиск и переработка информации Создание собственных текстов научно-популярного и научного стиля речи Сопоставление Различные виды анализа Виды деятельности, способствующие формированию учебно- исследовательских умений: ! Вариативность Осознанность Проблемность Индивидуальная работа Групповая работа Индивидуализация

Проектная деятельность Создание чего-либо

Принципы планирования и реализации проектной деятельности Принцип содержательной и деятельностной достаточности Принцип деятельностного освоения содержания Принцип соединения образования с индивидуальным продуктивным опытом Принцип полилога Принцип креативности Принцип диагностичности Принцип имитации профессиональной экспертизы (по Н.И. Пьянковой)

Сценарий (Пуримшпиль, Святки, Рождественский вертеп, поэтический вечер...) Экскурсия или заочная экскурсия Приготовление традиционных праздничных блюд Фотовыставка Критерии оценки проектной деятельности учащихся Самобытность (индивидуальность) Степень самостоятельности Актуальность Значимость Оригинальность Полнота и глубина раскрытия темы Творческий подход Социализированность Работа с источниками информации Интеграционные связи Овладение знаниями и умениями Овладение профессиональным языком конкретного вида деятельности Личный приращения Качество презентации Качество оформления паспорта проекта Самооценка

Использование ИКТ