Нетрадиционная религиозность и образование в современной Беларуси.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных.
Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс.
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. в.
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовность как системообразующий фактор личности.
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
ПРОГРАММА факультативного курса «КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ» для классов общеобразовательных учреждений.
Духовная деятельность. Религия.. Виды религии. Религии современного мира Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день. Национально-государственные.
Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков.
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в учебный план 4 класса Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Транксрипт:

Нетрадиционная религиозность и образование в современной Беларуси

Нетрадиционная религиозность: 1. Секты и культы 1. Секты и культы 3. Аудиторные культы 3. Аудиторные культы 2. Клиентурные культы 2. Клиентурные культы 4. Оккультная среда общества 4. Оккультная среда общества Но РДы 5. Внутрицерков- ное сектантство 5. Внутрицерков- ное сектантство

1. Секты и культы - всесторонне развитое вероучение, охватывающее все сферы бытия человека, мира и космоса; - развитая организационная структура; - институт постоянного членства. По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси документально зафиксирована деятельность 143 сект и культов. /аум синрике, муниты, свидетели Иеговы, брахма кумарис, богородичный центр, кришнаиты, дианетика, бахаи, сатья саи, сант мат, великое белое братство, церковь последнего завета, фалуньгун и др./

2. Клиентурные культы - претендуют на полноту знаний в какой-либо конкретной сфере бытия человека и мира; - имеют слабо развитую организационную структуру; - институт временного членства. По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси документально зафиксирована деятельность 347 клиентурных культов. /центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства, астрологические центры, институт самовосстановления человека, СИМОРОН, академия Золотова, уфологический комитет, рэйки, универсальная энергия, белорусская педагогическая лига, искусство жизни, школа четвертого пути и др./

3. Аудиторные культы - минимальный набор нетрадиционных религиозных идей; - минимальная организационная структура; - полное отсутствие института членства; По данным на 1 ноября 2013 года в Беларуси зафиксирована деятельность 412 аудиторных культов На 1 мая 2013 года в Беларуси : -издавалось 110 наименований сектантских газет и журналов; -ввозилось из-за рубежа 550 наименований сектантских газет и журналов; -действовало 410 целителей, экстрасенсов, магов, колдунов, ясновидящих, активно рекламировавших себя через СМИ.

4. Oккультная среда общества 4. Oккультная среда общества – не институализированные нетрадиционные религиозные идеи и ритуальные практики современного общества: -Фрагменты нетрадиционных религиозных учений хаотично смешанные в сознании человека (вера в порчу, сглаз, приметы и суеверия, энергетический вампиризм, НЛО, астрологию, аномальные явления экстрасенсорику, обереги, целительство, гадания и т.д.); -Индивидуально практикуемые оккультные и псевдорелигиозные ритуалы и техники самопознания, саморазвития, просветления и т.д. Оккультная среда общества является основанием, а все структурированные формы сектантства временными, подвижными надстройками. Благодаря оккультной среде в обществе постоянно присутствует потенциал зарождения и развития структурированных форм сектантства. Именно в ее границах, основываясь на ее идеях и смысловых конструкциях, формируются все разновидности сект, культов, клиентурных и аудиторных культов.

5. Внутрицерковное сектантство культ личности: смещение религиозного поклонения с Бога на священника, монаха, духовное лицо, сопровождающееся полным подчинением воле последнего. Создание в общине культа священника; магическое мышление, полагающее автоматическую действенность любых религиозных обрядов вне зависимости от наличия или отсутствия у человека, их совершающего, личной веры в Бога и понимания смысла этих обрядов; апокалиптизм, включающий в себя как нагнетание страха перед окружающей социокультурной средой и достижениями современной науки и техники, так и интерпретацию всех событий в мире в качестве однозначных признаков наступления в самое ближайшее время конца света; политеизм, состоящий из гипертрофированного почитания святых «на все случаи жизни» при одновременном забвении поклонения Богу; экстремизм, культивирующий ненависть к отдельным группам людей, которые представляются в качестве главного врага Церкви и источника всех ее бед и проблем. При этом предполагается необходимость ведения всех форм сопротивления этим группам, в качестве которых наиболее часто считаются масоны, сектанты, тайное мировое правительство, евреи, а также конкретные, как правило, западные страны.

6. Сектоподобные группы Организации, совмещающие в себе не имеющие ничего общего с сектантством элементы, с рядом чисто сектантских характеристик. Сектоподобные группы параллельного существования - сектантский компонент соприсутствует с не сектантским в границах одной организации, но без каких-либо переплетений, а порой, даже без взаимных пересечений друг с другом. Сектоподобные группы континуума - сектантский и не сектантский компоненты тесно переплетаются друг с другом во всех основных плоскостях жизни группы (вероучение, структура и т.д.);

Пропорциональное соотношение разных типов нетрадиционной религиозности

Классификация нетрадиционной по содержательным характеристикам I. Астрологические центры – организации, занимающиеся выработкой и распространением «знания» о влиянии небесных тел (звезд, планет, астероидов и т.д.) на жизнь и судьбу человека и общества. Основной вид деятельности заключается в обучении астрологии и составлении индивидуальных и групповых гороскопов. /авестийская школа астрологии, центры «Калагия», «Шахревар», «Сириус», подводный клуб, школа «Митры», клуб «Астра Мир» и др./ II. Движение новой мысли – движение независимых организаций, объединенных учением о возможности достижения любых идеалов (исцеления болезней, духовного, интеллектуального, морального, физического и психического совершенствования) посредством постижения «науки» правильного мышления. /Христианская наука, Клуб «Новое мышление», ЭРИО центр, организации последователей Хосе Сильвы и Луизы Хей и др./

III. Коммерческие культы – а) группы многоуровневого маркетинга, получающие прибыль в первую очередь от вербовки новых членов и лишь затем от торговли товаром. В некоторых случаях товар может отсутствовать вообще. б) организации использующие религиозно- символические системы аргументации для пробуждения необоснованной надежды у людей, приводящей их к убыточным для них капиталовложениям или покупкам по завышенным ценам низкокачественных товаров. /а) гербалайф, AmWay, Астран, ИПСУМ, оомото и др./ /б) «Бума ЛЛЦ», «Бел Пост-Шоп», ИП «Покупки на дом» и др./ IV. Неоязычники – группы, пытающиеся реконструировать древние дохристианские, политеистические религиозные верования, обычаи и обряды в их первоначальном виде. /родноверы, орден славянский круг, союз венедов, партия арийского единства, всеясветная грамота, инглиистическая церковь, и др./

V. НЛО культы – организации, занимающиеся либо любительским изучением НЛО и аномальных явлений и распространением о них информации в СМИ, либо пропагандирующие веру в инопланетян и религиозное поклонение им. /небесные врата, общество этериуса, раэлиты, «Теллур», комитет по проблемам энергоинформационного обмена в природе и др./ VI. НРД восточной ориентации – религиозные организации, отколовшиеся от какой-либо традиционной религии востока или воспроизводящие с различной степенью точности их вероучение и культовую практику в своей деятельности. буддийские секты и культы: карма кагью, центр дзен-буддизма; даосские секты и культы: «Целительное Дао», Чжунь Юань Цигун; индуистские секты и культы: кришнаиты, брахма кумарис, сахадж марг, сатья саи, сахаджа йога, шайва-шакти, искусство жизни и др.; мусульманские секты и культы: ахмадия, ваххабиты, бахаи; сикхийские секты и культы: сант тхакар сингх, последователи бабаджи; синтоистские секты и культы: оомото.

VII. Оккультно-мистические культы – религиозные организации, претендующие на преемственное или приобретенное право хранения, воспроизведения и распространения элементов вероучения и ритуальной практики одной из оккультно-мистических, эзотерических традиций мира (герметической, гностической, каббалистической, розенкрейцеровской, теософской и др). /международная академия эзотерических знаний, последователи учения Рёрихов и Е.П. Блаватской, фонд «Духовное возрождение», школа Арканов, школа четвертого пути, НПА «Орион» и др./ VIII. Политические культы - экстремистские, националистические, террористические и иные группировки, обосновывающие свою программу политических действий с помощью какого-либо религиозного или псевдо религиозного учения. /партия арийского единства, белорусский христианский союз и др./ IX. Псевдонаучные культы - организации, основывающиеся на математических, физических, химических или иных разработках, которые, во-первых, содержат с научной точки зрения грубейшие ошибки, и, во-вторых, являются отправной точкой в разработке нового религиозного учения либо псевдо религиозной системы взглядов на человека, природу и общество. /последователи Акимова, Казначеева, Вейника, международная академия информатизации, МАИТ и др./

X. Псевдопсихологические культы – организации, оказывающие весь спектр психологических услуг, но не имеющие при этом необходимой академической подготовки, пользующиеся альтернативными, не признаваемыми традиционной наукой методами и практиками, а также смешивающими их с псевдо религиозными учениями. /СИНТОН, фонд «Весна Жизни», ассоциация свободного дыхания, росток, академия Золотова, Школа холистической психологии А. Пинта и др./ XI. Псевдохристианские НРД – религиозные организации, имеющие в основании христианское вероучение, сильно видоизмененное под влиянием «новых откровений», полученных основателями организации. /мормоны, христадельфиане, поместная церковь, богородичный центр, свидетели иеговы и др./ XII. Сатанизм. а) Молодежный сатанизм практикуется подростками от 13 до 25 лет и понимается как символ восстания против любого типа власти. Вера в дьявола и поклонение ему сопровождается особо богатой внешней символикой. В его границах совершаются поджоги церквей, осквернения кладбищ, убийства животных и людей; б) Рационалистический сатанизм полностью отсутствует характерная символика и какие-либо формы религиозного поклонения. Бог рационального сатанизма – сам сатанист, не признающий никаких иных авторитетов, кроме самого себя.

XIII. Синкретические культы – религиозные организации, смешивающие элементы вероучения и ритуальной практики традиционных религий мира и различных оккультно-мистических учений в единую религиозно-символическую систему. /движение объединения (христианство, даосизм, корейские народные верования), великое белое братство (христианство, буддизм, индуизм, теософия), и др./ XIV. Спиритизм - псевдорелигиозная практика, заключающаяся в установлении контакта человека с «миром духов», и/или в его использовании в качестве канала связи с потусторонним миром, из которого может «поступать» разнородная информация преимущественно религиозного содержания. Вокруг информации формируется НРД. /«Эказон-ДС», служители бога живого, центр здравия и чести, последователи «Откровений ангелов-хранителей» и др./ XV. Утопические культы – религиозные либо светские организации, стремящиеся к построению идеального общества посредством создания общежительных общин, находящихся на полном материальном самообеспечении. Группы этого типа создают уникальную систему морально-этических и др. норм и правил поведения в группе. /экопоселения последователей Анастасии, щербовское братство и др./

XVI. Христианские секты – религиозные организации, сохраняющие в своем вероучении основные положения традиционных христианских церквей (православной, католической, лютеранской), но претендующие на восстановление первоначального христианства I-III веков нашей эры и не учитывающие при этом весь позитивный и негативный опыт его двухтысячелетнего развития. /пятидесятники, баптисты, церковь Христа (бостонское движение) и др./ XVII. Центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства – организации, предлагающие весь спектр услуг в сфере нетрадиционных методов воздействия на физическое и психическое здоровье человека, а также «магических» методов прояснения и коррекции его взаимоотношений с окружающими людьми (снятие и наведение порчи и сглаза, диагностика и «исцеление» болезней, гадание, заговоры, биоэнергокоррекция, чистка кармы, ясновидение и т.д.). /салон «Мир магии», международная академия целительства, движение «Отечество», агентство «Тибет», белорусская ассоциация экстрасенсов, магистрат смеющихся волшебников и др./

Некоторые психологические последствия сектантской «педагогики»: вспыльчивость, раздражительность, агрессивность; навязчивые страхи, постоянное беспричинное внутреннее беспокойство; изменение поведения, внешности по культовым лекалам; попытки самоубийства, нанесение себе телесных ран; депрессии; склонность к алкоголизму или наркомании; негативное восприятие окружающего мира, близких; невротические расстройства и психические заболевания; резкие изменения настроения; отрицательное отношение к традиционной религиозной и светской культуре; негативное отношение к достижениям цивилизации, науке, светскому образованию, официальной медицине; апатия в сфере патриотических чувств; «демонизация» государственных структур, внекультового общества и др.

Секты проникают в систему образования Беларуси: Секты проникают в систему образования Беларуси: на макроуровне официально, через госорганы, в частности, Минобразования, под прикрытием новых методов преподавания, организации учебно-воспитательной работы, курсов духовно-нравственного воспитания, основ религиозного мировоззрения, факультативных программ, тренингов развития личности и т.д. и т.п. на макроуровне официально, через госорганы, в частности, Минобразования, под прикрытием новых методов преподавания, организации учебно-воспитательной работы, курсов духовно-нравственного воспитания, основ религиозного мировоззрения, факультативных программ, тренингов развития личности и т.д. и т.п. на микроуровне используя личную заинтересованность или лояльность руководителя или работников учебного заведения, иногда уже являющихся членами культа. на микроуровне используя личную заинтересованность или лояльность руководителя или работников учебного заведения, иногда уже являющихся членами культа.

На макроуровне в систему образования Беларуси проникали: На макроуровне в систему образования Беларуси проникали: Белорусская педагогическая лига с комплексом предложений о кардинальном пересмотре национальной доктрины образования (оккультисты); Пятидесятники с курсом «Введение в христианскую этику»; Движение Объединения с курсом «Мой мир и я»; Бахаи с курсом Лопатиной и Скребцовой, последователи П.К. Иванова с программой «Валеология» и др. На микроуровне в систему образования Беларуси проникали: Радастея, неоязычники, Международная Церковь Христа, Универсальная Энергия и Человек, Искусство Жизни, Брахма Кумарис, последователи Иванова, рёриховцы, пятидесятники, баптисты, и др.

Контрреакция государства на сектантские интервенции на макроуровне: Контрреакция государства на сектантские интервенции на макроуровне: Инструктивное письмо Министерства образования «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся» (от ); Инструктивное письмо Министерства образования «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деятельности деструктивных сект в учреждениях образования РБ» от ; Постановление коллегии Министерства Образования РБ и Государственного Комитета по делам религий и национальностей РБ «О духовно-нравственном воспитании и преодолении влияния деструктивных сект и организаций на учащуюся и студенческую молодежь» от ( ).

Важно: для анонимного проникновения в систему образования секты используют «фронтовые» организации! Такие организации, чаще всего, имеют светский статус и являются самостоятельными юридически лицами, хотя де-факто пропагандируют сектантское мировоззрение, занимаются формированием лояльности к секте, лоббируют ее интересы и являются вербовочными площадками. Маскируя сектантский характер своей деятельности, они могут заявлять образовательные, воспитательные, культурно-просветительские, оздоровительные (например, пропаганда ЗОЖ), психологические, экологические, рекреационные, спортивные и др. цели. В Беларуси зафиксирована деятельность таких «фронтовых» сектантских организаций как: Студенческая ассоциация C.A.R.P., ОО «Культурное развитие», объединения «От сердца», «От сердца к сердцу», «Международный школьный проект», Белорусская Педагогическая Лига, Брестский клуб «Ренессанс» и другие. Прим.: некоторые сектантские организации и сами юридически имеют светский статус!

Основные направления профилактической работы для предотвращения культовой индоктринации учащихся: Формирование культуры мышления, верификации информации и осуществления самостоятельного критически осмысленного выбора среди альтернативных вариантов. Формирование активной жизненной позиции готовности и умения принимать ответственность за свою жизнь и свои поступки, выборы. Формирование осознанного мировоззрения, основанного на широком гуманитарном кругозоре и глубоком знании основ традиционной аксеологической парадигмы (в Беларуси, прежде всего, традиционного христианства).

Критичность Критичность Ответствен- ность Мировоззрение Мировоззрение Устойчивость личности к сектантским интервенциям Педагогический «анитсектантский табурет»

Центр защиты здоровья семьи и личности глава проекта Олег Григорьевич Нагорный: Информационно-консультационный центр преп. Иосифа Волоцкого при МЕУ БПЦ глава центра Владимир Александрович Мартинович :