Древняя Греция. Древнегреческая цивилизация возникла гораздо позднее, чем древневосточные цивилизации, и многое заимстволаа у своих соседей (финикийцев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР (урок – экскурсия). ПЛАН УРОКА 1.Историческая разминка. 2.Что такое театр? - Возникновение театра. - Устройство театра. - Театральные.
Advertisements

Проблемная задача: « Сравните современный театр с древнегреческим. В чем общее и отличие? ». Задание: «Сравните современный театр с древнегреческим. В.
ПОДГОТОВИЛ: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ХАВАНЦЕВ В.Ю. КАФЕДРА «ОБЩЕСТВЕННО- ДУХОВНЫХ НАУК».
В ТЕАТРЕ ДИОНИСА Тема урока:. Цель урока: Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства.
В Афинском театре. Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков.
Проверочное тестирование по теме: «В театре Диониса»
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Воспитание гражданина Греческая наука Олимпийские игры Лица Архитектура.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Культуротворческий проект 5-г класса.
Беседа Олимпийские игры. Значение древнегреческой культуры.
ДревняяГреция. Почему спортивные состязания в Греции получили название «Олимпийские»? Какому богу были посвящены Олимпийские игры? В каком году проводились.
Театры древней Греции. В VIV вв. до н.э. непременной частью религиозного культа в Древней Греции стали торжественные шествия в честь того или иного божества,
В театре Диониса 1. Возникновение театра 1. Возникновение театра 2. Здание театра, актеры 2. Здание театра, актеры 3. Трагедии, комедии 3. Трагедии, комедии.
Древние греки, античные греки. Многим прославились греки навеки! Даже порой удивленье берет Ну, до чего ж знаменитый народ!
Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. 1.Возникновение театра.
Древнегреческий театр Урок истории 5 класс Учитель: Петрова В.П.
Дионис Роспись на греческой вазе. Жители Эллады Сцена из представления.
Древнегреческий театр. лово «театр» произошло от греческого «театрон» - «место, где собираются, чтобы посмотреть». C лово «театр» произошло от греческого.
ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. ПЛАН УРОКА 1.Возникновение театра. 2.В древнегреческом театре. 3.Трагедия. 4.Комедия.
Древняя Греция. Древняя Греция. Культура. Культура.
Блиц-опрос НАЙДИТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТАХ Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало:
Транксрипт:

Древняя Греция

Древнегреческая цивилизация возникла гораздо позднее, чем древневосточные цивилизации, и многое заимстволаа у своих соседей (финикийцев и египтян). Она представляет собой, с одной стороны, новый виток цивилизационного развития человечества, а с другой – его особую модель, которая именуется западной. Именно с появлением древнегреческой цивилизации было положено начало разделению двух регионов Запада и Востока.

Греция располагается на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, западного побережья Малой Азии.

Жаркий климат благоприятен- ствола виноградарству и оливководству. Неблагоприятенные факторы для зернового хозяйства: 1) неплодородные почвы; 2) малоземелье; 3) засуха в период созревания хлебов; 4) отсутствие рек, пригодных для орошения.

Развитию скотоводства способстволао обилие дикорастущих растений, шедших на корм скоту. Кормов для крупного рога- того скота не хватало. Козы и овцы паслись на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья.

Наличие полезных ископаемых (глины, камня, руд) способстволао развитию гончарного дела, строительства, обработки металлов.

Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятенстволаи развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способстволаи созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т.д.

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Постепенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных государств – полисов, включающих город и прилегающие земельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления.

В V в. до н.э. начинается великая греческая колонизация – расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей.

Развитие торговли Метрополия Колонии Вино Оливковое масло Изделия ремесленников Зерно Лес Металлы Продукты

Бедность природных ресурсов в сочетании с широкими возможностями для морской торговли привели к ориентации ремесла и сельского хозяйства на внешний рынок и возникновению зачатков товарно-денежных отношений. Колонизация и рост торговых связей имели ещё одно важное последствие: древние греки получали возможность знакомиться с достижениями других цивилизаций. Благодаря культурным контактам расширялись их представления о мире, активнее шло накопление знаний.

Афинская демократия Афинская демократия – самая совершенная форма государственного устройства. Вся высшая власть принадлежала народному собранию, в котором принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. Собрания проходили регулярно раз в 9-10 дней. Граждане принимали законы. В повестку заседания включался любой вопрос, который волновал граждан полиса.

Каждый человек мог внести проект закона, выступить со своей точкой зрения, убеждать присутствующих в собственной правоте. Вопросы, вынесенные на народное собрание, широко обсуждались. К голосованию приступали, когда были выслушаны все мнения. Голосование по законам проходило поднятием рук, а в органы управления и суд – по жребию.

Перикл Перикл родился около 495 г. до н.э. Он происходил из знатного аристократического рода, который придерживался демократических взглядов. В юности Перикл получил прекрасное воспитание и образование. За невозмутимость и величественное спокойствие в любых, даже самых сложных ситуациях Перикла называли «Олимпиец». Благодаря уму, замечательному ораторскому искусству, таланту дальновидного политика и блестящего полководца он быстро выдвинулся в число лидеров афинского народа.

Перикл с 443 по 429 г. до н.э. 14 раз избирался первым стратегом. Первый стратег решал практически все вопросы внешней жизни полиса. Чтобы привлечь простых граждан к активной политической деятельности, Перикл ввел плату за исполнение должностей в полисе: воин получал 6 оболов в день, член Совета – 5, а член суда – 2. Теперь гражданину, занятому государственными делами, не нужно было заботиться о пропита- нии. Благодаря этому при избрании даже на высшие должности учитывалось достоинство граждан, а не их происхождение.

При Перикле в Афинах развернулось большое строительство. Бедняки получили возможность за плату трудиться на строи- тельных работах. Под руководством Перикла был заново отстроен афинский Акрополь, разрушенный во время греко-персидских войн. Перикл выдавал народу деньги на приобретение театральных билетов.

Олимпийские игры Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель – в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие своё дело. Поэтому в жизни древне - греческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательной сети между людьми.

В праздничные дни греки устраивали спортивные состязания – игры. Наиболее знаменитыми были игры в Олимпии, они проводились раз в 4 года в честь Зевса Олимпийского. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э., от этой даты греки вели свое летосчисление. В центре Олимпии находился храм, в котором стояла статуя Зевса, созданная Фидием. На время игр прекращались войны в Греции.

На Олимпийских играх греческие атлеты состязались в беге, прыжках, борь- бе, метании диска, копья, кулачном бое. Самыми опасными были гонки колесниц, запряженных четверками коней. Судьи награждали победителей венками из ветвей оливкового дерева.

В состязаниях могли участвовать все свободные греки. Женщинам запрещалось присутствовать на соревнованиях. Олимпийские игры были посвящены Зевсу, это был чисто мужской праздник. В Олимпию приезжали писатели и поэты, чтобы прочесть свои произведения перед слушателями. По преданию, Геродот впервые читал здесь вслух «Историю»

Возникновение и устройство театра В праздники Диониса земледельцы устраивали шествия по улицам деревень и городов. Нараспев они рассказывали мифы о Дионисе, разыгрывали в лицах сцены из мифов. Изображая сатиров-спутников Диониса, участники праздничных шествий надевали на себя козлиные шкуры. Часто они отпускали веселые шутки и изображали в смешном виде граждан города или села.

Вокруг выступающих толпились зрители. Для их удобства представления перенесли к подножию холма, а зрители рассаживались на его склонах. У подножия холма ставили палатку, по-гречески «скене». В ней актеры переодевались. Затем вместо палатки стали строить небольшое здание, на него во время представления вешали декорации. Одна-две нарисованные на холсте колонны означали храм, два дерева изображали лес. Здание сохранило название «скене». Перед ним устраивали площадку – орхестру, на которой выступали актеры и хор. На склонах холма делали скамьи для зрителей, сначала деревянные, а потом каменные.

В конце V-IV вв. до н.э. такие театры для представлений под открытым небом были сооружены почти во всех греческих городах. «Театр» в переводе с греческого означает «место для зрелищ». В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя и вмещал 17 тысяч зрителей. Театральные представления устраивались 2-3 раза в год и продолжались с утра до вечера в течение трех дней. Ежедневно ставили по нескольку пьес.

Актеры декламировали, пели, танцевали. Мужчины исполняли и женские роли. На лица они надевали маски, соответствовавшие ролям и выражавшие гнев и мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски были хорошо видны и с задних рядов огромного театра. По ходу спектакля актеры меняли маски. Чтобы казаться выше, они надевали особую обувь с очень толстой подошвой.

Участники хора также надевали маски. Если содержание пьесы требовало, то они изображали и старейшин города, и молодых девушек и даже птиц. Хор выражал свое отношение к поступкам действующих лиц пьесы: порицание, одобрение, сочувствие. Этому служили декламация, пение, согласованные движения участников хора.

Трагедия Эсхил Древние греческие сказания дали богатейший материал для театра. На основе мифов возникли пьесы, называвшиеся трагедия, что в переводе с греческого означает «песнь козлов». Действующими лицами трагедий обычно были герои мифов. В пьесах изображались острая борьба между ними, их подвиги, страдания и часто гибель. Первым выдающимся автором трагедий был Эсхил. Одна из его трагедий называлась «Прометей прикованный».

Софокл Среди трагедий другого великого греческого писателя V в. до н.э. – Софокла особенно большое впечатление на зрителей произвела трагедия «Антигона», поставленная в афинском театре. Греческие трагедии прославляли смелых, мужественных людей, преданных Родине, верных своему долгу, осуждали жестокость, себялюбие и лживость.

Комедия Аристофан Из смешных сценок произошли комедии, в переводе с греческого «песнь веселых поселян». Комедии не только веселили зрителей. Нередко в них ставились проблемы, волновавшие в то время граждан. Борьба, начавшаяся на народном собрании, продолжалась в театре. Зрители легко угадывали в действующих лицах своих современников. Остроумием и злой насмешки- востью отличались комедии Аристофана.

Достижения науки в V-IV вв. до н.э. V-IV вв. до н.э. оказались эпохой прорыва во многих областях интеллектуального бытия древних греков. В середине V в. до н.э. зародилась история. Геродот считается «отцом истории» – он первым ввел описываемые им события греко-персидских войн в общеисторический контекст. С тех пор история рассматривалась не как «игра богов», а как результат действия людей и целых народов. Начались поиски и объяснения причин и поводов событий.

В философии софисты («учителя мудрости») проложили новое направление в познании. Выступая в качестве сторонников просвещения, они провозглашали основой всех знаний, обычаев и поведения мышление, критическое рассуждение и риторику. Человек был объявлен «мерой всех вещей». Несколько позже три великих греческих философа начали развитие этической мысли.

Сократ, сосредоточивший свои размышления на моральной ответственности индивидуума, был подвергнут судебному преследованию в 399 г. до н.э. по обвинению в том, что развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины, и вводит новые божества, и приговорен к смерти. Его обязали выпить кубок ядовитого настоя цикуты.

Ученик Сократа Платон построил на основе его учения собственную философию, изложенную им в форме диалогов, в которых разбирает- ся с этической точки зрения иерархически структурирован- ный порядок всего сущего. В диалоге «Политик» Платон изложил природу идеального государства и сформулировал концепцию царя-философа.

Около 385 г. до н.э. Платон основал в Афинах Академию философии, где много лет преподавал.

Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э.), древнегрече- ский философ и педагог. Почти 20 лет он учился в Академии Платона и, по- видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образова- ния, основав Ликей в Афинах.

Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

Сократ, Платон и Аристотель олицетворяют вершину греческой философии. Эти великие философы заменили прихоти капризных богов законами природы, что оказало сильнейшее стимулирующее воздействие на развитие наук, прежде всего математики, физики, и техники.

Гомер – автор «Илиады» и «Одиссеи» – стоит у истоков европейской литературы. Однако достоверных сведений о нем сохранилось мало. Имя Гомер, обозначающее «слепец», вероятно, нарицательное. За право называться родиной Гомера спорили 7 городов.

Вазопись Особым видом изобрази- тельного искусства Древней Греции является создание всевозможных ваз, украшав- шихся самыми разными способами. Вазопись посвящена либо мифологическим сюжетам, либо сценам жизни героев (погребальные обряды, гимнастические игры), либо эпизодам публичной и частной жизни греков.

Предназначение ваз было самым различным. Глиняные вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, их использовали для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, для смешивания напитков, для питья, для черпанья воды, для туалетных снадобий. Вазы служили украшением быта и наградой в гимнастиче- ских и других состязаниях.

Предназначение ваз было самым различным. Глиняные вазы помещали в гробницы и вешали на стены гробового склепа, их использовали для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, для смешивания напитков, для питья, для черпанья воды, для туалетных снадобий

Вазы служили украше- нием быта и наградой в гимнастических и других состязаниях. Функциональное назна- чение ваз определялось их формой.

Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам: 1) Сосуды для хранения различных припасов, 2) застольная посуда, служившая преимущественно для питья вина, 3) Вазы для масла.

Пифос Наиболее распространенным в хозяйстве сосудом, имеющий форму огромного яйца, обращенного острым концом вниз и снабженного вверху широким отверстием с крышкой. Пифос втыкали в землю либо помещали на особую подставку.

Амфора Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда использовались остродонная амфора.

Стамнос В храмах при обрядах вакхического культа для тех же целей применялся стамнос.

Лутрофор Разновидностью амфоры являлась лутфора (сильно вытянутая, узкогорлая амфора), в которой приносили воду для предсвадебного омовения. По этой причине существола обычай класть лутфоры в могилы юных покойников, не успевших вступить в брак

Пелика Характерной особен- ностью всех остродонных амфор было наличие двух ручек по обеим сторонам горла и суживающееся книзу тулово. Исключение составляла пелика с раздутым туловом и широким горлом.

Кратер Сосуд, где греки разбавляли вино водою, называли кратером. Существолао множество разновидностей этих сосудов, но их общим признаком являлись ножка с широким основа- нием и корпус в виде опрокинутого колокола с парой ручек по центру корпуса.

Киаф Вино разливалось по чашам посредством особого черпака – киафа.

Килик Излюбленными чашами для питья являлись килик – плоская чаша с двумя ручками.

Ритон В торжественных случаях пользовались застольной чашей наподобие рога в форме головы животного – ритоном.

Гидрия Для переноски воды у греков была гидрия – кувшин о трех ручках: одной длинной, за которую носили пустой кувшин, и двух маленьких, чтобы поддерживать сосуд, подставляя его под струю воды у фонтана.

Канфарь Кубком, употреб- лявшимся в обрядах культа Диониса, являлся канфарь, представлявший собой широкий кубок на ножке, снабженный парой очень высоких ручек.

Ойнохойя Застольными кувшинами служили ойнохойи. Главная их особенность состояла в грациозно изогнутой ручке и горлышке, снабженном тремя плавными выгибами верхнего края наружу. Такая форма устья кувшина позволяла вино- черпию, не меняя положения локтя, только наклоняя кисть руки, наливать вино в три расставленные треугольником чаши.

Лекиф Среди сосудов для благовон- ного масла, используемого в косметических целях, наиболее популярными были лекифы – ваза с продолговатым стройным корпусом, тонкой шейкой и длинной красивой ручкой. Лекифы, наполненные благо- вонным маслом, нередко ставились в гробницах.