Дэниэл Деннет о сущности сознания Презентация Пероцкой Светланы, РГСУ, ПСИ-ДБ-З Преподаватель Скородумова Ольга Борисовна Москва, 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Advertisements

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Обобщив идеи Ж. Ламарка о зависимости эволюции организмов от приспособленности их к окружающей среде, Ч. Лайеля об образовании.
Подготовил Голобородько Евгений.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Истина и ее критерии Часть Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется.
Эволюционный процесс по Ж. Б. Ламарку
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Известный американский психолингвист, последователь, самого известного в мире лингвиста Наума Хомского ( Ноама Чомски - Chomsky)
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Человек: информация и информационные процессы 8 класс.
Семестр1. Тема2. Лекции2-3. Становление категориального строя психологии.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Транксрипт:

Дэниэл Деннет о сущности сознания Презентация Пероцкой Светланы, РГСУ, ПСИ-ДБ-З Преподаватель Скородумова Ольга Борисовна Москва, 2013

Дэниел Клемент Деннет (род. 28 марта 1942) американский философ и когнитивист, чьи исследования лежат в области философии сознания, философии науки и философии биологии. Профессор философии и содиректор Центра когнитивных исследований Университета Тафтса. Дэниел Клемент Деннет (род. 28 марта 1942) американский философ и когнитивист, чьи исследования лежат в области философии сознания, философии науки и философии биологии. Профессор философии и содиректор Центра когнитивных исследований Университета Тафтса.

Проблема соотношения ума и тела в современной философии выдвигает на первый план две концепции: Концепция сознания Концепция интенциональности

Концепция сознания Сознание многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного.

Теория сознания Деннета В своей теории сознания Д. Деннет В своей теории сознания Д. Деннет отказался от представлений о дуализме ума и тела отказался от представлений о дуализме ума и тела использовал достижения естествознания, в частности теорию эволюции. использовал достижения естествознания, в частности теорию эволюции.

Концепция интенциональности Интенциональность первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений.

Деннет полагает, что интенциональность является более фундаментальным понятием по сравнению с понятием сознания. Деннет полагает, что интенциональность является более фундаментальным понятием по сравнению с понятием сознания. Интенциональность Сознание

Стратегия Деннета заключается в том, чтобы феномены сознания объяснить в терминах интенциональности, с привлечением естественнонаучных представлений из эволюционной теории. Стратегия Деннета заключается в том, чтобы феномены сознания объяснить в терминах интенциональности, с привлечением естественнонаучных представлений из эволюционной теории. Факты Сознание Интенциональность Термины Эволюционная теория Естественнонаучные представления

Общие установки теории Деннета: Интенциональность (направленность) присуща уже простейшим существам и является основой для возникновения сознания в ходе эволюции. Интенциональность (направленность) присуща уже простейшим существам и является основой для возникновения сознания в ходе эволюции. Интенциональность является функцией живых организмов. Интенциональность является функцией живых организмов. Сознание всегда опосредованно языком. Не существует мыслей, которые не могут быть выражены, напротив – некоторые мысли не могут быть поняты до того, как им придадут языковую форму. Сознание всегда опосредованно языком. Не существует мыслей, которые не могут быть выражены, напротив – некоторые мысли не могут быть поняты до того, как им придадут языковую форму.

Деннет проводит четкое различие между состояниями, зависящими от языка, созданными при помощи языка – мнениями, и состояниями, не зависящими от языка – верами. Деннет проводит четкое различие между состояниями, зависящими от языка, созданными при помощи языка – мнениями, и состояниями, не зависящими от языка – верами. Животные, не имеющие языка, могут иметь веры, но не мнения. Люди могут иметь и то, и другое. Животные, не имеющие языка, могут иметь веры, но не мнения. Люди могут иметь и то, и другое. Мнения не являются когнитивными состояниями, которые можно иметь без языка. Мнения не являются когнитивными состояниями, которые можно иметь без языка.

Деннет предложил так называемую много проектную (multiple drafts) модель сознания. Деннет предложил так называемую много проектную (multiple drafts) модель сознания. Мы опишем ее в сравнении с традиционной моделью, которую Деннет называет картезианским театром. Мы опишем ее в сравнении с традиционной моделью, которую Деннет называет картезианским театром.

Традиционная модель Вся полученная информация хранится до того момента, пока весь сырой материал, полученный через сенсорные каналы, не будет усвоен соответствующим образом и не послан в центральный орган управления. Вся полученная информация хранится до того момента, пока весь сырой материал, полученный через сенсорные каналы, не будет усвоен соответствующим образом и не послан в центральный орган управления. Вся сенсорная информация сводится в одну точку мозга, из которой генерируется весь поток сознания. Вся сенсорная информация сводится в одну точку мозга, из которой генерируется весь поток сознания. Пока каждый бит информации не будет обработан, он не может войти в сознание и быть принят во внимание. Пока каждый бит информации не будет обработан, он не может войти в сознание и быть принят во внимание. Ментальные акты скрыты в самых глубинах мозга, предельно далеко от входов и выходов. Ментальные акты скрыты в самых глубинах мозга, предельно далеко от входов и выходов.

Многопроектная модель Единое цельное данное разбито, разбросано в церебральном пространстве и реальном времени. Единое цельное данное разбито, разбросано в церебральном пространстве и реальном времени. Решаемые сознанием задачи фрагментированы и распределены по множеству рассредоточенных моментов обработки микро данных. Решаемые сознанием задачи фрагментированы и распределены по множеству рассредоточенных моментов обработки микро данных. Нет единой точки, куда сводятся все данные сознания. Нет единой точки, куда сводятся все данные сознания. Новая информация постоянно соотносится с информацией, полученной в прошлом. Новая информация постоянно соотносится с информацией, полученной в прошлом. Поток сознания представляет собой множество параллельных потоков конфликтующих и непрерывно пересматриваемых фрагментов содержания (проектов, значений, нарративов), ни один из которых не является абсолютно истинной версией. Поток сознания представляет собой множество параллельных потоков конфликтующих и непрерывно пересматриваемых фрагментов содержания (проектов, значений, нарративов), ни один из которых не является абсолютно истинной версией.

Таким образом, много проектная модель Деннета отрицает единый поток сознания. Из этого следует что Таким образом, много проектная модель Деннета отрицает единый поток сознания. Из этого следует что нет единого центра, в который сходится вся полученная информация нет единого центра, в который сходится вся полученная информация нет общей единой картины сознания нет общей единой картины сознания существует множество потоков сознания, при чем ни один из них не главенствует существует множество потоков сознания, при чем ни один из них не главенствует

Многопроектная модель позволяет отмести в сторону сложную проблематику качеств (квалий), как реальных ментальных событий, которые играли важнейшую роль в теориях сознания, начиная с Декарта. Многопроектная модель позволяет отмести в сторону сложную проблематику качеств (квалий), как реальных ментальных событий, которые играли важнейшую роль в теориях сознания, начиная с Декарта. Общефилософские следствия из теории сознания Деннета:

Качества (qualia; квалиа) - это интроспективно субъективные впечатления человека от его собственных чувственных восприятий. Квалиа это термин для обозначения того, как вещи выглядят для нас. Качества (qualia; квалиа) - это интроспективно субъективные впечатления человека от его собственных чувственных восприятий. Квалиа это термин для обозначения того, как вещи выглядят для нас. Для Декарта качества были одним из основных понятий, т.к. только с помощью качеств человек мог убедится в собственном существовании («Я мыслю, следовательно, я существую»). Для Декарта качества были одним из основных понятий, т.к. только с помощью качеств человек мог убедится в собственном существовании («Я мыслю, следовательно, я существую»).

Но если для Декарта очевидно, что мы можем иметь доступ к своим собственным мыслям, то с точки зрения Деннета прямой доступ подобного рода является понятием сомнительным. Но если для Декарта очевидно, что мы можем иметь доступ к своим собственным мыслям, то с точки зрения Деннета прямой доступ подобного рода является понятием сомнительным. Деннет полагает, что в конечном счете то, что называется качествами, в принципе сводимо к молекулярному и атомному уровню объяснения, а любое проявление качества оформлено лингвистически. Деннет полагает, что в конечном счете то, что называется качествами, в принципе сводимо к молекулярному и атомному уровню объяснения, а любое проявление качества оформлено лингвистически.

Критика идей Деннета: С Деннетом полемизируют такие философы, как Д. Дэвидсон, Дж.Серл и Т.Нагель. С Деннетом полемизируют такие философы, как Д. Дэвидсон, Дж.Серл и Т.Нагель. Критики усматривают трудность функционалистской концепции сознания Деннета в том, что в ней воспроизводится старый бихевиоризм. Критики усматривают трудность функционалистской концепции сознания Деннета в том, что в ней воспроизводится старый бихевиоризм. Еще большая трудность связана с объяснением субъективных качеств нашего опыта, или квалиа (qualia). Квалиа не тождественны ни микро суждениям, осуществляемым различными частями мозга, ни языковым высказываниям о них, поскольку они творятся в опыте субъекта. Еще большая трудность связана с объяснением субъективных качеств нашего опыта, или квалиа (qualia). Квалиа не тождественны ни микро суждениям, осуществляемым различными частями мозга, ни языковым высказываниям о них, поскольку они творятся в опыте субъекта. Что касается объяснения интенциональности на основе естественного отбора, то многие критики ссылаются на мнения современных биологов- теоретиков, не считающих естественный отбор объясняющим все свойства организма; некоторые из свойств являются побочными и случайными продуктами эволюционных процессов. Что касается объяснения интенциональности на основе естественного отбора, то многие критики ссылаются на мнения современных биологов- теоретиков, не считающих естественный отбор объясняющим все свойства организма; некоторые из свойств являются побочными и случайными продуктами эволюционных процессов.

Обобщение взглядов Д. Денната на проблему сущности сознания: Сознание представляет собой интегрированную систему психологических состояний индивида. Сознание представляет собой интегрированную систему психологических состояний индивида. Каждый элемент этой системы соотносится со всеми другими элементами. Каждый элемент этой системы соотносится со всеми другими элементами. Ввод новой информации соотносится с информацией, полученной в прошлом. Ввод новой информации соотносится с информацией, полученной в прошлом. Поток сознания разделен на несколько потоков, ни один из которых не является главным. Поток сознания разделен на несколько потоков, ни один из которых не является главным. Не существует единого центра, в который стекается информация. Не существует единого центра, в который стекается информация.

Спасибо за внимание.

Список использованной литературы: Виды психики: на пути к пониманию сознания (Деннет Д.С.) Виды психики: на пути к пониманию сознания (Деннет Д.С.) Холистическая теория сознания Д.Деннета. (Старикова И.В., ЦелищевВ.В.) Холистическая теория сознания Д.Деннета. (Старикова И.В., ЦелищевВ.В.) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A2 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина %97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95 Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина %97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95 0%97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95 0%97%D0%9D%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95