ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. evg3097@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Advertisements

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию.
МОУ «СОШ 20». Баулина Т.В.. В 2011 году Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22). Часть А содержит задания двух уровней: 16 заданий базового.
Установите соответствие между видами налогов и их примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
1 ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Выберите один ответ из четырех Вариант 1.
Выполнила: Ученица 11 а класса Возная Е. В.. Содержание 1. Часть А1. Часть А: 2. Часть В: 3. Часть С:2. Часть В3. Часть С 1) А11) А1 15) А15 1) В1 1)
Методика подготовки к написанию эссе (задание «С» ЕГЭ по обществознанию) 1.Знание материала. Условия 2. Высокий уровень общей культуры. 3. Развитая письменная.
Терминологический диктант 1.Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу. 2.Стадия.
Тест по обществознанию. Тема: Экономика. Задания группы «А» Подготовила учитель истории и обществознания ГБОУ 505 Работягова Т.В.
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: Обществознание Подготовка к ЕГЭ Задания "С"
ЕГЭ тренинг. A 1 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную.
Тема: «Правовое регулирование экономических отношений».
Интеллектуальная игра За курс обществознания 8 класса Подготовила: Матвиенко Антонина Сергеевна.
Гражданское законодательство основывается на: 1. признании равенства участников регулируемых им отношений, 2.неприкосновенности собственности, 3.свободы.
1. Конституция РФ. 2. Конституционно правовой статус человека и гражданина. 3. Гражданство в РФ. 4. Система прав и свобод человека и гражданина. 5. Гарантии.
Тест по теме: «Социальная сфера». 1. Экономическая сфера жизни общества характеризует отношения: 1) по поводу власти; 2) между общественными организациями.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация: Правильный ответ.
Транксрипт:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

А А В В С А.1А.2 А.3 А4А.5 А6 А7А8А.9 А10 В.1 В.2В.3В.4 В.5 В.6В.7 В.8 В.9 В.10 С.1 С.2 С.3С.4С.5 Методика.Методика

А.1 Что характеризует общество как динамичную систему? 1) наличие общественных отношений 2) сохранение связи с природой 3) наличие социальных институтов 4) самоорганизация и саморазвитие Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это 1) выводы, полученные научным путем 2) суждения, лишенные субъективных оценок 3) исчерпывающее знание о предмете 4) экспериментально установленные факты

А.2 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте? 1) объяснительная 2) прогностическая 3) социальная 4) мировоззренческая Верны ли следующие суждения об ответственности личности? А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков. Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А.3 Необходимым условием развития рыночной экономики является 1) устранение неравенства доходов населения 2) увеличение расходов государственного бюджета 3) частная собственность на средства производства 4)превышение предложения над спросом Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это 1) банковский процент 2) прибыль 3) бонус 4) дивиденды

А.4 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета? 1) показатели роста прибыли предприятий 2) доходы граждан от предпринимательской деятельности 3) расходы на содержание армии 4) среднемесячную заработную плату Верны ли следующие суждения о центральном банке? А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью. Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А.5 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка? 1) культурной 2) этнической 3) демографической 4) социально-классовой Социализацией личности называется 1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека 2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей 3) освоение индивидом культурных ценностей общества 4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

А.6 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу. Варианты ответа 2002 г г. Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией. 36% 20% Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью. 40% 55% Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям. 7% 10% Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии. 17% 15% Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы? 1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась. 2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась. 3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась. 4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

А.7. Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль. Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства? 1) федерация 2) республика 3) монархия 4) демократия

А.8 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется 1) наличием судебной системы 2) лидерством одной политической партии 3) избранием законодательного органа власти 4) верховенством закона Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример? 1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений 2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти 3) политическая социализация граждан 4) расширение социальной базы партии

А.9 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни. Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда 1) регулируют общественные отношения 2) устанавливаются государством 3) гарантируют равноправие 4) обеспечивают социальную справедливость

А.10 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием? 1) производственный кооператив 2) унитарное предприятие 3) закрытое акционерное общество 4) открытое акционерное общество В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей? 1) административном 2) арбитражном 3) гражданском 4) уголовном

В.1 Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА A) подозреваемый 1) обвинение Б) прокурор 2) защита В) адвокат Г) потерпевший Д) обвиняемый Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких- либо символов). А Б В Г Д

В.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть». Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ: _ племя. __________________________ Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) денежные средства 2) участок пашни 3) залежи нефти 4) станки и оборудование 5) лесной массив 6) здания, сооружения Ответ:___________________________

В.3 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. (А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым. Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов. А Б В Г

В.4 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда. 2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей. 3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу. 4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников. 5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой. Ответ :___2 4 ________________________

В.5 Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА А) запрет на применение смертной 1 казни как вида уголовного наказания Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными 1 В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти 2 Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора 2 мусороперерабатывающих заводов Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишение свободы 1 Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций 1 1) гуманизация общественных отношений 2) совершенствование техники и технологии Ответ: АБВГДЕ

В.6 Найдите в приведенном ниже списке наименование организаций, относящихся к государству. 1) общества защиты прав потребителей 2) Министерство образования и науки 3) ассоциация педагогов «Демократическая школа» 4) межрайонный суд 5) объединение владельцев автотранспорта 6) управление внутренних дел Ответ: 2 4 6

В.7 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят (А) Социальный конфликт вполне может сформироваться на индивидуальном уровне. (Б) Это означает, что нормы и ценности одной роли человека, противоречат нормам и ценностям другой роли. (В) Действительно, женщины, собирающиеся сделать успешную деловую или научную карьеру, как правило, поздно обзаводятся детьми, так как уход за ними не позволяет им оставаться эффективными работниками. (Г) Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт, очевидно, носит обезличенный характер. 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений Ответ: АБВГ 2122

В.8 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Философию можно определить как специфическую форму __ _3 _______ (А), которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и __ 1 ________(Б), и человека. Научное же определение философии звучит так: философия – форма общественного __ 6 ________(В); учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную __ _7 _______(Г) взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально–политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои _ 9 _________(Д), отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на _ _2 ________(Е). Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. 1) мироздание 2) вера 3) духовная культура 4) мораль 5) субъект 6) сознание 7) система 8) истина 9) принципы Ответ: АБВГДЕ

В.9 Найдите в приведенном ниже списке типы политических партий, сформированные по одному признаку, и обведите цифры, под которыми они указаны. Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны без пробелов и знаков препинания в строку ответа и перенесите в бланк. 1) массовые партии 2) легальные партии 3) либеральные партии 4) социал–демократические партии 5) оппозиционные партии 6) консервативные партии Ответ: 3 4 6

В.10 Укажите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление социальной стратификации в традиционном обществе. 1) Разорившись, вчерашние крестьяне переходили жить в города, устраивались на заводы и фабрики, становясь пролетариями. 2) Принадлежащий к касте брахманов в Индии мог занимать должность советников при правителях – раджах. 3) В Советском Союзе в структуре общества выделяли два основных класса: пролетариат и колхозное крестьянство, а также социальную прослойку – трудовую интеллиенцию. 4) Сын торговца сумел разбогатеть и приобрести дворянский патент, дающий право на ряд привилегий. 5) Основное положение в современном обществе занимает средний класс, включающий в себя людей, экономически независимых от государства.. 6) Согласно «Жалованной грамоты дворянству» представители дворянского сословия освобождались от телесных наказаний и обретали личную неприкосновенность. Ответ: 246

С.1 ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ИНФЛЯЦИЯ Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающие получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывания покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчеты будущих доходов и издержек. Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. … Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля) будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации – снижается. Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растет быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает… И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной–единственной причины – быстрого роста денежной массы… Инфляция разрушает экономику страны. Она делает планирование и реализацию инвестиционных проектов чрезвычайно рискованным делом. Неожиданные изменения в уровне инфляции могут быстро превратить обещающий высокую отдачу проект в трагедию для инвесторов. Когда правительство раздувает инфляцию, люди затрачивают меньше времени на производство и больше – на попытки оградить свое благополучие. Невозможность точно представить себе будущий уровень инфляции может оказать существенное влияние на личное богатство каждого, вследствие чего люди сокращают вложение ресурсов в производство товаров и услуг, взамен направляя их на получение информации относительно будущих темпов инфляции… По мере того, как ресурсы уходят из производительных сфер деятельности в непроизводительные, экономика деградирует. Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в свое правительство… При всем разнообразии средств, обеспечивающих денежную и ценовую стабильность, все признают ее исключительную важность как источника экономического процветания. Без денежной стабильности потенциальные выгоды от инвестиций и других операций, предусматривающих долговременные обязательства, будут утеряны, и народ страны не сможет полностью реализовать свой экономический потенциал. C1 Как авторы определяют значение денег в рыночной экономике? Сформулируйте ответ со ссылками на авторский текст. Указанные авторами функции денег дополните, опираясь на знание курса, собственным примером функции денег. C2 Авторы утверждают, что «экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью». С опорой на текст, знание обществоведческого курса приведите три опасности нестабильности денег в экономике. C3 Как авторы определяют причину возникновения инфляции? Приведите два любых примера экономического поведения людей в условиях инфляции по тексту, дополнив двумя своими примерами, опирающимися на знание обществоведческого курса, личный социальный опыт и социальную практику. C4 Авторы утверждают, что «самое разрушительное последствие инфляции – это подрыв веры граждан в свое правительство». Опираясь на текст, знание курса обществознание, личный социальный опыт приведите три аргумента в обоснование приведенного суждения. C5 Политика выполняет в жизни общества ряд значимых функций. Перечислите любые четыре из них C6 В каких случаях законодательство РФ предусматривает возможное разлучение ребенка с родителями в его интересах и на основании закона? Приведите три примера подобных случаев. C7 Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом. Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу четырьмя примерами, систематизировав их в виде таблицы: 1 группа 2 группа 1) 2) 3) C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная роль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Философия «В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений» (И. Фихте) Социальная психология Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть» (Г. Бичер) Экономика «Банк это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны» (Б.Хоуп) Социология «Всякая нация может и должна учиться у других.» (К.Маркс) Политология «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л.Фейхтвангер) Правоведение «Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право». (Г.Лихтенберг)

С.2 Демократия как тип политической системы Собственной сферой демократии является политическая система. К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой – мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству – с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения… Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними… Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом ни политическим рынком. C1 Какие два необходимых условия для осуществления демократии отмечает автор? Укажите их, опираясь на текст. C2 Какие три угрозы демократии определяет автор? Укажите их с опорой на текст. C3 Автор подчеркивает, что демократия обязана быть представительной. Как понимает сущность представительной демократии автор? Раскройте авторское понимание с опорой на текст. Приведите два проявления представительной демократии в развитии политической системы современного общества. C4 Автор пишет, что «демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения». Приведите три аргумента в подтверждение авторского вывода. C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банковская система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о банковской системе. C6 Конституционное право является основополагающей отраслью в системе российского права. Приведите три примера действия норм конституционного права. C7 В местной газете появились сведения, порочащие деловую репутацию фирмы. Нормы какого права будут основанием для рассмотрения данного дела в суде? Как называется документ, с которым должно выступить руководство фирмы? В каком качестве фигурировать в судебном разбирательстве стороны конфликта? C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. C9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Философия «Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды» (А.Н. Радищев) Социальная психология Человек это живое противоречие и в этом качестве живая загадка.» (С.Н. Булгаков) Экономика «Конкуренцию никак нельзя соединить с планированием, не ослабляя ее как фактор организации производства». (Ф. фон Хайек) Социология «Высшие должности походят на крутые скалы: одни только орлы да пресмыкающиеся взбираются на них» (Ж. де Сталь) Политология «Вожди, которые пугают свой народ кровью, тяжким трудом, слезами и потом, пользуются большим доверием, чем политики, сулящие благополучие и процветание» (Дж. Оруэлл) Правоведение «Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г.Филдинг)

С.3 Извлечение из Семейного Кодекса РФ Статья Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Статья При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и(или) иного дохода родителей. 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Статья При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем. Статья Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. 3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. C1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов. С.2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства. С.3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом. С.4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными. С.5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии. С.6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером. С.8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. С.9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. Философия «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» (Д. Дьюи). Социальная психология «Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса» (В.М. Бехтерев). Экономика «В бизнесе и в спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования» (К. Рокне). Социология «Лучшие законы рождаются из обычаев» (Ж. Жубер). Политология «– Я не занимаюсь политикой. – А знаете, это все равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"» (Ж. Ренар). Правоведение «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого» (В. Гюго).

С.4 (рекомендации к написанию эссе.) Очень важно на первоначальном этапе обратить внимание учащихся на правильную работу с черновиком. Исходя из важности работы с черновиком, при написании эссе выделяется несколько этапов: написание эссе в черновом варианте анализ содержания текста проверка стиля, логичности и последовательности изложенного внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта В структуре эссе по обществознанию можно определить несколько элементов: - Вступление. В нём должно присутствовать собственное отношение к выбранной теме и выделена ключевая идея темы. - Тезисы и аргументы. Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время быть кратким. - Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщённые выводы. Обычно я составляю памятки для учащихся, которые помогут им правильно написать эссе. Используя знания об особенностях, структуре, требований к эссе, учащиеся в практической учебной деятельности на уроках и во внеурочное время могут совершенствовать свои знания и умения по на писанию обществоведческого эссе. Систематическое применение данной формы работы на уроках и во внеурочное время поможет учащимся проявить свои творческие способности и продемонстрировать уверенное знание курса.

С.5. ( РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА.) 1. Понятие о … 2. Характерные черты, признаки, особенности.. 3. Функциональная нагрузка. 4. Типы, виды, классификации 5. Особенность в современном обществе. 6. Проблемы (или особенности и традиции) в России.

ИСТОЧНИКИ. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ( Демонстрационный вариант ЕГЭ 2011 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. © 2011 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ( ) Тренировочная работа 3 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 4 марта 2011 года 11 класс. © МИОО, 2011 г