Тема 12: ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ 1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу подготовила Агаева.Л группы BM Работу подготовила Агаева.Л группы BM
Advertisements

Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
ТЕМА 10 РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение Питер Друкер, американский экономист.
Предпринимательский риск В рамках проекта «Учебная фирма». Экономика 10 класс. Учитель истории, обществознания, экономики Василёнок В.В. МОУ СОШ 36 г.
Глава 1: Риск и его измерение Берегулько А. В.. Понятие риска Риск Риск – вероятность (угроза) потери лицом или организацией части своих ресурсов, недополученных.
1 ТЕМА 3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять. Изречение американских менеджеров Ни одно исторически важное маркетинговое.
Программа семинара Риск-менеджмент в деятельности некоммерческих организаций Часть IПонятие и классификация риска в деятельности некоммерческих организаций.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Риск и страхование. Ожидаемые денежные величины Выбор: проект D 1 или проект D 2 D 1 – надежные инвестиции, рынок сбыта известен => 1000 долл. со 100%
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине Управление рисками На тему: « Схемы переноса финансовых рисков: диверсификация, страхование, хеджирование » Подготовила: ст.гр.
Тема 2. Понятие и особенности товарного рынка. Понятие рынка Рынок – сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития,
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Выполнил: Студент 105 гр Стом Мустафин Р.Ж. Проверил: Старший преподаватель Бектаева И.Б.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Транксрипт:

Тема 12: ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ 1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск. 2. Асимметричность информации. Рынки с ассиметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. 3. Моральный риск. Проблема «принципал- агент». 4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации

1. Информация и её роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск. Категория «информация» тесно связана с другими понятиями, такими как «данные» и «знания», более того между ними можно заметить определенную взаимосвязь и последовательность развития. Данные представляют собой совокупность разнородных, необработанных, неструктурированных объективных фактов. Что касается информации, то она обладает определенной формой, независимостью от субъекта, выступает своеобразным связующим элементом между отправителем и получателем, поскольку обязательно их предполагает. Информация представляет собой обмен сигналами, передачу данных, которые можно обнаружить как в живой, так и неживой природе. Знания же представляют собой результат индивидуальной познавательной деятельности человека, они неразрывно связаны с интеллектуальными способностями человека.

Свойства информации Во-первых, по мере потребления информация увеличивает свою полезность, т.е. обладает мультипликационным эффектом. Поэтому бартер на информацию более эффективен, чем в отношении иных товаров и услуг. Во-вторых, экономический эффект может принести только цельная информация, ее использование по частям не вызовет никакого результата. В-третьих, информация представляет собой общественное благо, а потому обладает такими характеристиками как неисключаемость и неконкурентность в потреблении. Фактически это проявляется в возможности обладания информацией одновременно несколькими субъектами, при этом наличие ее у одного индивида не препятствует возможности получения другими. В-четвертых, сложность в определении стоимости информации, поскольку пока она не применена на практике, оценить ее невозможно. В-пятых, имеет место тенденция быстрого обесценивания информации, так как этот ресурс производства подвержен только одному виду износа – моральному.

Причины неполноты информации Во-первых, это барьер трансакционных издержек. Принцип рациональности заставляет и продавцов и покупателей вести поиск оптимальных цен, издержки же поиска будут мешать субъектам совершать сделку по оптимальной цене. Во-вторых, информация не всегда соответствует действительности. С одной стороны, она может изначально быть искажены, с другой стороны, она слишком быстро устаревает. В-третьих, проблема обработки информация и трансформации ее в знания, не все экономические субъекты в состоянии обрабатывать и усваивать информацию, а потому она частично теряется.

Виды риска Хозяйственный риск можно определить как экономическую категорию, связанную с количественно определенной неуверенностью в результатах хозяйственной деятельности. Экономический риск - это возможность отклонения характеристик экономического состояния объекта от ожидаемых значений. В конкретных экономических условиях деятельности, а также при решении новаторских задач субъектам хозяйствования следует выявлять возможные благоприятные и отрицательные последствия своих действий, учитывать степень вероятности получения нужного результата, нежелательных последствий и отклонений от выбранной цели.

Классификация рисков По периоду действия выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный риск. По возможности страхования можно выделить страхуемые и нестрахуемые риски. По природе источника: риск неопределенной природы, риск социально-технической природы, риск естественной природы. По изучаемым аспектам объекта: социально-политический риск, производственно-технологический риск, экологический риск, медицинский риск, экономический риск. По характеру источника: случайный риск, систематический риск. По отношению источника к объекту: внутренний риск, внеш­ний риск, комплексный риск. По структуре субъекта: индивидуальный риск, коллективный риск, институциональный риск. По оценке масштабов последствий: катастрофический риск, критический риск, значительный риск, умеренный риск, незначительный риск, малый риск. По оценке привлекательности последствии: привлекательный риск, приемлемый риск, неприемлемый риск. По связи с другими рисками: независимый риск, зависимый риск, замещаемый риск, незамечаемый риск, первичный риск, сложный риск.

Измерение рисков Ожидаемое значение получения какого-либо результата – это средневзвешенная величина всех возможных результатов, которые могут иметь место. Оно рассчитывается по формуле: m E(x) = n1x1 + n2x2 + … + nmxm = nixi i=1 где xi – возможный вариант, ni – вероятность соответствующего результата.

Измерение риска Величина (степень) риска определяется двумя критериями: ожидаемым значением и отклонением действительного результата от ожидаемого. Второй показатель оценивают с помощью трех параметров: 1) дисперсии; 2) среднего квадратического отклонения; 3) коэффициента вариации.

Методы снижения риска Диверсификация. Это метод, уменьшающий степень риска путем его распределения между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного приводит к снижению риска от покупки (или продажи) другого. Объединение рисков. Это метод, снижающий общий риск путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Данный способ лежит в основе страхования. Распределение риска. Это способ, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками общего бизнеса таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода крупные финансово- промышленные концерны и объединения не боятся идти на риск финансирования дорогостоящих проектов или новых направлений НИОКР. Поиск информации. Этот метод также способствует снижению риска. Уже отмечалось, что множество ошибочных решений связано с недостатком информации. Получение ее является ценным товаром, и вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства.

2. Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии. Под асимметричной информацией понимается такая ситуация, в которой часть участников сделки владеет исчерпывающей и точной инфор­мацией, в то время как другие участники не владеют ею.

Понятие рыночных сигналов Рыночные сигналы представляют механизм, позволяющий продавцам и покупателям элиминировать или ослабить информационную асимметрию, т.е. это механизм, который помогает информированной стороне передать о себе информацию неинформированной стороне. Проблемы асимметричной информации могут быть решены в том случае, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ. Концепция рыночных сигналов была разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. Майклом Спенсом, который установил, что на некоторых рынках продавцы подают сигналы покупателям продуктов. Способом передачи информации является цена, которая дает информацию об альтернативной стоимости продукта, позволяя принимать правильное деловое решение.

3. Моральный риск. Проблема «принципал-агент» Моральный риск – это действия, предпринимаемые индивидуумом с сознательной целью увеличить вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Способы минимизации морального риска 1) осуществлением особо тщательного подбора кандидатов; 2) классификацией клиентов по группам риска (с соответственной дифференциацией страховых взносов); 3) заключением договора, предусматривающего только ча­ стичное возмещение ущерба (разделение с клиентом опасности морального риска); 4) полным отказом от договоров по страхованию клиентов, входящих в группы повышенного риска (наркоманов, душевно­больных, водителей, неоднократно задерживавшихся за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, за езду с повышенной скоростью и т.д.).

Виды аукционов Английский – это аукцион, на котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен. Это наиболее известный тип аукциона, где предлагаются произведения искусства и предметы роскоши. Голландский – это аукцион, на котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально допустимую цену. Главным фактором здесь является время, так как на голландском»аукционе обычно продается ско­ропортящийся товар: живые цветы, ранние овощи и фрукты, свежая рыба и т. п. Закрытый аукцион, или аукцион втемную имеет место, когда ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно, и товар достается тому, кто предложит наивысшую цену. Закрытые аукционы чаще всего проводятся крупными покупателями услуг, когда конкурирующие подрядчики представляют свои предложения по строительству домов, прокладке дорог и т.д.

4. Деятельность государства по регулированию асимметричности информации Наличие асимметричной информации предполагает сферу деятельности по ее устранению. Как было показано выше, в пределах автоматически действующего рыночного механизма существуют способы ее уменьшения – это рыночные сигналы, аукционы, а также регулирования в рамках системы «принципал- агент». Тем не менее, остается ряд аспектов асимметрии информации на рынках, которые может уменьшить только государство. Наиболее значимыми являются следующие формы вмешательства государства: содействие развитию конкурентной среды; ценовая политика; прямое участие в производстве; контроль за производством и сбытом; введение лицензирования на право занятия определенными видами деятельности; введение систем стандартизации и сертификации; осуществление мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, проведение налоговых проверок и т.п.

Спасибо за внимание!