Педагогический совет «Эффективность урока». Цель: Формирование понятия «эффективный урок» Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель русского языка и литературы Иванова Ольга Валерьевна Учитель истории Чернова Татьяна Сергеевна Проведение уроков с учетом индивидуально- личностного.
Advertisements

«Факторы повышения эффективности урока» Научно-практический семинар «… урок – это архаика, но колесо ещё древнее, но попробуйте без него обойтись.
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников Педсовет. МОУ Магнитная СОШ Руководитель: Аитова Р.К. заместитель директора по УВР.
«Профессионализм учителя-залог эффективного урока»
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
ПЕДСОВЕТ « С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» 2013 – 2014 уч. год.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учитель математики : МБОУ « СОШ с. Амурзет » Машанова Т. И.
Вариативные маршруты. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на.
Транксрипт:

Педагогический совет «Эффективность урока»

Цель: Формирование понятия «эффективный урок» Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. хороший – учит её находить. А. Дистервег

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, разнообразнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Анализ посещения уроков Из анализа посещения уроков можно выделить несколько основных проблем на сегодняшний день: Большинство учителей уроки проводят традиционные. Почему? Да потому, что к ним не надо предварительно готовиться; готовить какие-то карточки, ведь в карточках должны быть задания не для всех одинаковые, а разного уровня, учитывать при этом еще индивидуальные особенности учащихся, которых не знают; наглядные пособия. А зачем? Можно же все записать на доске. Поймите, разве при этом можно вызвать у учащихся какой-то интерес к предмету, к знаниям. А еще хотим хорошей дисциплины на уроке. А будет ли она, если нет заинтересованности? Естественно учащиеся начинают шуметь на уроках, разговаривать, смеяться. А учитель еще может и не заметить, и продолжает вести урок, несмотря на все, что происходит вокруг него, продолжает дальше объяснять тему. Мы всегда задаем вопрос, почему дети не умеют разговаривать, правильно отвечать на вопросы, молчат, когда их спрашивают? А мы им даем возможность научиться это делать? Мы задаем вопрос, и сами на них отвечаем. Кто говорит большую часть времени на уроках? Учитель. А когда же учащимся научиться этому. С этими проблемами нельзя добиться эффективности урока.

Сопоставление традиционного и современного урока плюсы минусы Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

плюсы минусы Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.

Что значит слово «эффективность»? Критерии эффективности современного урока Современные требования, возможно, рассмотреть сквозь призму эффективности урока. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Обучение через открытие Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. Мотивация познавательной деятельности на уроке. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Достижение целей урока.

От чего зависит эффективность уроков? 1. Подготовка учителя к уроку При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса: * уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине, * индивидуальные особенности. Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства. Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока: - определить место урока в теме, темы в годовом курсе; - выделить общую задачу урока; - посмотреть учебную программу, учебную литературу; - восстановить в памяти материал учебника; - отобрать опорные знания; - выделить главную идею урока; - отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала; - чётко и ясно ставить задачи перед учениками; - следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование; - экономить время; - поддерживать темп, посильный для большинства. У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.

Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.

Виды организации деятельности на уроке: лекция дискуссия ролевая игра телемост КВН Гостиная Беседа, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника конспектирование эксперимент, опыты работа в парах программирование совместная деятельность по достижению цели урока путешествие пресс-конференция «крестики-нолики» «морской бой» Пересказ текста Групповая работа Творческие задания Самостоятельная работа Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата Работа с картами, контурными картами Дидактический материал Работа с иллюстрациями Составление кроссвордов Исследование Музыкальная пауза Фронтальный опрос Взаимопроверка, самопроверка Аукцион идей Тестирование Практическая деятельность Сочинения сказки по предмету карточки для устной работы самостоятельное составление заданий составление тренажеров для устной и самостоятельной работы задания для самостоятельной работы товарищей наглядные пособия модели фигур, развертки, графики доклады презентации Составление памяток издание книг, брошюр составление тестов и др.

Используя творческую деятельность ученика, мы можем поднять его мотивацию учения на более высокий уровень. Проследим этот процесс. Ученик: Обратил внимание на изучаемый материал (проявил интерес) Заинтересовался (проявил произвольный интерес) Приступил к действию (попробовал себя в деятельности) Получил результат (он должен быть положительным!) Приобрёл знания (на своём уровне) Применил этот результат (свои знания) в своей деятельности (процесс пошёл) Представил результаты своей деятельности для работы всего класса Работа в классе (закрепил знания) Выполнил новое задание (применил знания в новой ситуации) Учитель: Опирается на личные интересы учеников Использует межпредметные связи Увязывает преподавание предмета с жизнью Индивидуализирует процесс обучения Осуществляет личностную ориентацию Вносит новизну в преподавание предмета. И как следствие вышесказанного мы решаем поставленную задачу повышения мотивации изучения предмета, формируем интерес к предмету, ориентируемся на личность ученика, развивая его, решаем задачи обучения и воспитания на уроке и возникающие противоречия.

Важно отметить, что творческая деятельность ученика должна всегда носить поощрительный характер. Ребёнок должен получать удовольствие от своего труда. Это первое. И второе, обязательное использование продукта деятельности учеников на уроках и во внеурочное время. Если в классе человек, составлено 15 кроссвордов или 15 тестов, 15 вариантов контрольных работ по теме – они должны быть доступны всем ученикам. Кроссворды оформляются в книжку, варианты тестов и контрольных работ просматриваются, проверяются, прорешиваются не один раз. Все эти работы носят авторский характер, так что все недостатки и недоработки каждого будут на лицо. Но! Автор задания проверяет работу того, кто её решает. Они между собой выясняют и корректность задания, и верность решения, и часто в споре приходят к истине. Учитель приходит на помощь лишь тогда, когда она нужна ученикам. Если оформляется стенд – то не только лучшие работы, а работы всех учеников, если составляем сборник задач, туда помещаются задачи, взятые, откуда - то или составленные самими учениками, но каждого. А на уроке: Катя решает задачу Миши, Света решает задачу Марины из нашего сборника,- Миша и Марина будут включены в урок, как его соавторы, и будут чувствовать свою сопричастность к нему, даже если, им больше внимания учитель на уроке не уделит. А написанная всем классом книжка и полученная каждым в свою личную библиотеку, даёт возможность не просто разбудить интерес учеников, а в полной мере проявиться их творчеству и запомнить необходимый материал прочно и легко. Это можно рассматривать как средство общения между учениками. Это и КТД, и форма поощрения. А, главное, такая работа формирует логическое, критическое, вариативное мышление. Сегодня созданная собственная книжка является интересным источником знаний, результатом своего труда, а завтра она станет для учеников доброй памятью о прекрасных школьных годах, о друзьях- одноклассниках, и ценность её для детей станет гораздо выше.

Активные формы работы на уроках Чтобы правила или формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры: Домино – состоит из карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию. У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку. Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе. Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся. Важно будоражить ребят, заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. Змиа. Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу. В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий. Цель дидактической игры Логическое домино заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким- либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой. Совершенствовать вычислительные умения поможет игра Кормление рыбок Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10. Здесь будет рисунок! Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления. Дидактические игры на развитие мыслительных процессов используются и на уроках природоведения. Игра «Овощи- фрукты» имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом: 1-й ученик: Положи в корзину овощ. 2-й ученик: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мяч и произносит: «Положи в корзину овощ».). 3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его. Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов карточек: 1) с картинками овощей; 2) с гербарными листьями этих овощей. Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву. Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.

Методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Классификация методов обучения. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Какие бывают цели и что такое результат эффективного урока? Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?» Цель обучающая, воспитывающая. Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников. Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум) для детей (программа-минимум) При постановке целей следует обращать внимание на следующее: проблемность материала наглядность воздействие на эмоции и чувства стиль общения применение учащимися знаний на практике развитие способностей учащихся содержание материала интеллектуальные способности учащихся совокупность решений множества задач ожидание результата. Результат – это: - конечный продукт - достижение целей - выполнение поставленных задач - использование знаний в новых ситуациях - использование знаний в жизни - содержание урока – это ступенька к результату -правильный подбор методов и приёмов – это результат - качество знаний и умений - саморазвитие, самообучение, самообразование. Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: А) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям

Индивидуально-личностный подход при обучении Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты современного учителя. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика. Цели индивидуально-личностного подхода при обучении развитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника. Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной системы и такие ее показатели, как сила/слабость и подвижность/инертность нервной системы.

Портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Сильный ученик Слабый ученик Бодрый, уверенный в себе, легко усваивает большой материал, неутомим, полон энергии; постоянно готов к деятельности, легко переносит нагрузки, у него большая эффективность работы. Спокойно-тихий; имеет повышенную утомляемость, не участвует в шумных играх; аккуратен до педантизма; склонен к наведению порядка; реагирует на непривычную среду и внимание окружающих, уязвим, болезненно реагирует на замечания взрослых и их недовольство, не уверен в себе; боится глупо выглядеть. Подвижный учащийся Инертный учащийся Непоседа, не собран, не может сосредоточиться на уроке, вертится, разговаривает, перекладывает книги, не может долго заниматься одной деятельностью, способен на ходу принять решение, быстро приспосабливается к новым условиям. Учеба для него - главное дело, а непредвиденное обстоятельство выбивает из себя, неприятности застревают в сознании.

Соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками С учащимися со слабой нервной системойС инертными учениками 1. Не ставьте слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дайте время на обдумывание и подготовку. 1. Не требуйте от них немедленных ответов и включения в работу. Их активность и выполнение нового вида заданий возрастает постепенно. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 2. Учтите, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении заданий. 3. Не давайте для усвоения в ограниченное время большой разнообразный материал; нужно разбить его на отдельные фрагменты. 3. Не требуйте быстрого изменения неудачных формулировок: ученику необходимо время на обдумывание. 4. Не заставляйте отвечать по новому, только что усвоенному материалу, отложите опрос на следующий урок. 4. Не следует проводить опрос в начале урока. 5. Правильный опрос и поощрение формируют уверенность ученика в себе. 5. Избегайте ситуаций, когда требуется быстрый, умный ответ. Дайте ученику время на обдумывание и подготовку. 6. Во время подготовки ответа дайте ему время для проверки и исправления написанного. 6. В момент выполнения заданий не отвлекайте, не переключайте его внимание на что-то другое. 7. Старайтесь не переключать внимание ученика, создавайте спокойную, не нервную обстановку. 7. Желательно не заставлять инертного ученика отвечать новый материал.

Требования к заданиям Задания должны соответствовать познавательным возможностям, способностям, а так же состояниям и темпам обучения каждого конкретного ученика. Для этого разноуровневые задания должны предоставлять ребенку возможность свободного выбора линии поведения в процессе учения и создавать предпосылки для появления у каждого ребенка чувства успешности своей учебной деятельности. Высокая успеваемость Средняя успеваемость Низкая успеваемость - неожиданный вызов к доске; - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; - интересная проблема на уроке; - оценка учеником своего ответа у доски; - ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы; - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой

Примеры приемов для реализации личностно-ориентированного обучения Задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не от учителя, а от ученика. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний учащихся. самоопрос или самоконтроль Для осуществления дифференцированного подхода при опросе применяется два переносных стенда, на которых расположены в 4 ряда ячейки-кармашки. Все ячейки пронумерованы. К примеру, верхний ряд от 1 до 13, второй сверху от 14 до 27 и т.д. В ячейки первого стенда кладутся задания. Обычно это определения какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождение соотношений между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов - работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие. Если же учащийся не справился с заданием, то он может его обменять на более лёгкие задания нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать количество баллов, соответствующих нерешенному заданию.

Правильность ответов учащиеся сверяют на доске самоконтроля, в которой в кармашках под такими же номерами даны ответы на задания. Если ответ правильный, учащийся ставит себе на листочке, где он выполнял задание, соответствующее количество баллов, если нет - разменивает на более лёгкие задания. В это время учитель может осуществлять другие формы актуализации знаний. Одновременно у стенда самоопроса может работать любое количество человек. Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не в лоб, не навязчиво, а незаметно для самого ученика. Обычно при использовании такого дифференцированно подхода учащиеся получают хорошие отметки. Но отметка отметке рознь. И четвёрка, полученная на заданиях первого ряда, в глазах учащихся имеет совсем иную ценность, чем четвёрка, полученная на задании четвёртого ряда. Это побуждает учащихся брать более сложные задания, но для того, чтобы их выполнить, надо хорошо знать материал, а значит, надо быть внимательным при объяснении материала, хорошо готовиться дома. Обычно учащиеся начинают с лёгких заданий, а затем переходят на более сложные, а задания нижнего ряда берут лишь в крайнем случае. Данный подход снимает известную всем психологическую напряжённость у учащихся перед опросом - напряженность ожидания: вызовут или не вызовут? Исчезает страх перед вопросами учителя, перед возможностью получения отрицательной отметки. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя равным со всеми, даёт возможность к самосовершенствованию. Кроме того, такой подход освобождает учителя от работы по подбору заданий, рассчитанных на конкретного ученика. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, он должен следить, чтобы ученики не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперед. Личностно-ориентированный подход предполагает наличие учебных пособий и дидактических материалов для индивидуализированной работы (рабочие тетради, задачник, учебники); заданий различной степени трудности; адаптированных программ; учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость; поиск путей преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях; преодоление неразвитости мотивации; сочетание приемов учебной работы и приемов преподавания; индивидуальную работу с книгой, учителем; самостоятельную работу в школе и дома; свободное самообразование.

В процессе индивидуально-личностного обучения педагогу нужно опираться на такие индивидуальные особенности, как особенности восприятия, мышления, памяти, речи, темперамента, характера, воли. Доминирующим качеством педагога, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии. От индивидуальных особенностей, от способности к самоанализу, самооценке зависит развитие склонностей и способностей личности в разных областях, поэтому очень важно найти к каждому ребенку особый подход, дать возможность каждому проявить себя. В процессе обучения учитель должен выявить сильные стороны личности каждого ребенка, и, опираясь на них, помочь ему справиться с его слабыми качествами. При каждом достигнутом успехе в учебе необходимо похвалить ученика, что даст ему импульс на дальнейшие успехи. Обучение следует проводить исходя из запросов и интересов детей.

Методика исследования типов памяти Цель: исследование уровня и особенностей развития различных видов памяти у школьников – зрительной, слуховой, моторной. Оборудование: тестовые наборы слов для запоминания. Описание: школьникам предлагаются поочередно четыре группы слов для запоминания, пробы отличаются характером предъявления и формами организации процесса запоминания. Инструкция и порядок работы: первая проба – слуховое запоминание. Инструкция: Сейчас я буду вам зачитывать ряд слов. Вам необходимо внимательно прослушать и после предъявления всех слов записать запомнившиеся слова. Первый набор слов экспериментатор читает с интервалом 4–5 секунд между словами. После 10-секундного перерыва ученик записывает запомнившиеся слова. Через некоторое время (не менее 10 минут) школьникам предлагается второй набор слов для зрительного запоминания. Инструкция: Сейчас ты внимательно прочитаешь слова, написанные на доске (на карточке), а потом по памяти запишешь их. Третья проба – моторно-слуховое запоминание. Инструкция: Сейчас я буду читать вслух слова, а ты вслед за мной будешь (будете) записывать их пальцем в воздухе. После предъявления всех слов надо будет записать на листе те слова, которые запомнились. После очередного 5–10-минутного перерыва предъявляются слова для зрительно-моторно-слухового запоминания. Инструкция: Сейчас я буду вам читать слова, а вы при этом будете следить по карточке и шепотом повторять каждое слово. Затем запишите слова, которые запомнили. Обработка полученных данных: прежде всего, подсчитывает количество правильно воспроизведенных слов в каждой пробе. Затем для каждой пробы вычисляется коэффициент типа памяти по следующей формуле: (С – n) / 10, где С – коэффициент типа памяти, n – количество правильно воспроизведенных слов.

Представление и анализ индивидуальных данных. Индивидуальные данные составляют отдельную строку в групповой таблице, в которой фиксируются четыре коэффициента типа памяти в соответствии с 4 проведенными пробами. При анализе важно обратить внимание как на абсолютные значения коэффициента, так и на их соотношение друг с другом: чем ближе абсолютные значения коэффициентов к единице, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти. В норме коэффициент должен быть равен 0,6–0,8. При сравнении коэффициентов между собой можно определить ведущий тип памяти, а также ту форму запоминания, которая удается школьнику хуже всего. Представление и анализ групповых данных. Групповые данные фиксируются в общей сводной таблице, имеющей следующую форму: Основные линии анализа групповых данных: Какой тип памяти преобладает у учеников данного класса? Какой тип памяти наименее хорошо развит? Есть ли индивидуальные результаты, сильно отличающиеся от средне-групповых и по каким типам памяти? Материал к методике исследования типов памяти: Слуховое предъявление: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло. Зрительное представление: поле, коса, море, камень, кора, сарай, звонок, крыса, кустарник, сказка. Моторно-слуховое предъявление: тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка. Зрительно-моторно-слуховое предъявление: река, сажа, телега, козел, учитель, апельсин, трава, волк, карта, гриб.

Также совместно с классным руководителем составляется таблица с составляющими индивидуального способа учения учащихся. Степень предпочтения оценивается от 1 до 5 баллов.(Таблица 2):

Период продуктивной деятельности на уроке у учащихся различный. Если активность отдельных учащихся спадает к концу урока, планируется построить свою работу так, чтобы привлечь этих учащихся к активной деятельности в начале урока. С теми же учащимися, у которых активность возрастает к концу урока, работать на этапе изучения нового и первичного закрепления полученных знаний. На первом уроке при объяснении нового материала нужно опираться на знания тех учащихся, которые уже имеют первичные представления о … и приемах работы... При первичном закреплении полученных знаний даются индивидуальные консультации, учитывая индивидуальные особенности учащихся. При подведении итогов опрашиваются те ребята, у которых устойчивая активность на протяжении всего урока. На втором уроке при актуализации знаний проводится опрос ребят с неустойчивым вниманием. Во время объяснения нового материала используются записи на доске, мультимедийный проектор. Всем раздаются карточки. Более подготовленным учащимся предлагается усложнить задание. При подведении итогов урока учитывается уровень знаний и умений по теме. Домашнее задание также рассчитывается на учащихся с разным уровнем подготовки по данной теме. С целью наблюдения за успехами продвижения школьников в учении на третьем уроке проводится критериальная диагностика в виде небольшой проверочной работы, по результатам которой анализируется сформированность необходимых умений и навыков, а также выявляются типичные ошибки, допущенные учащимися и наиболее часто встречающиеся затруднения в освоении учебного материала с определением их причин. При проведении диагностических работ нужно стараться, чтобы они не превращались в контрольную работу и не оценивались традиционной отметкой. Оценивать можно лишь степень продвижения ученика в формировании предметных умений и навыков по отношению к вчерашним достижениям, да и то с поправкой на его индивидуальные особенности. Только такая оценка приносит воспитательный эффект. На предпоследнем уроке в данной теме так же, как и на предыдущих уроках, восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха, выделения главных положений на экран. Используются карточки со схемой, работа с литературой.

Сотворчество ученика и учителя на уроке Рассмотрим эффективные составляющие учения и обучения 1. Ученик – учитель Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового. Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников. Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать. Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень. Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения. 2. Учитель – ученик Алгоритм построения уроков по предмету + эффект новизны + +Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий + +Поощрение креатива = Интерес, мотивация, деятельность, знания!

План проведения современного эффективного урока 1. Подготовка учителя к уроку (планирование урока с учетом разных форм работы с учащимися: тема, цель, задачи, наглядный материал, дополнительная литература, подготовка заданий разного уровня и с учетом индивидуальных особенностей учащихся) 2. Ход урока: Организационный момент (учитель проверяет готовность учащихся к уроку - учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности у уч-ся) (1 мин.) Проверка домашнего задания (2 мин.) Устные упражнения (решение примеров, скороговорок и т.д. на слух) (3 мин.) Работа по карточкам (задания разного уровня) (5 мин.) Повторение пройденного (учитель задает вопросы «С чем вы познакомились на прошлом уроке? и т.д.) (3 мин.) Физкультминутка (упражнения для глаз) (1 мин.) Изучение нового материала (на доске записывается тема урока; Ребята, какая тема сегодняшнего урока? Поставьте для себя цели урока. (например: Мы сегодня используя …, сделаем... Читая тексты из…, мы станем ещё умнее, мудрее и т. д.); включение каждого ученика в деятельность по достижению цели, здесь должно присутствовать степень новизны, проблемности, поиска, творчества и привлекательности учебного материала, с помощью наглядных пособий) (14 мин.) Физкультминутка (упражнения для рук, спины, шеи) (2 мин.) Закрепление нового материала (решение задач, упражнений) (11 мин.) Домашнее задание (1 мин.) Итог урока. Рефлексия (Ребята, какая была тема нашего урока? Какую мы ставили для себя цель? Вы смогли это сделать? Что вы узнали интересного? Что было для вас самым трудным и сложным ( не понравилось)? Похвалите своих товарищей и себя за работу на уроке. Я хвалю вас, ребята, за работу на уроке. Спасибо вам! Наш урок закончен) (2 мин.)

Существует такая формула: Т-П-П-П Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а полезное должно быть приятным (будь зарядка, выстраивание отношений, любая инновация и многое другое)