Программа социально-трудовой подготовки воспитанников разновозрастной группы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» К.Д. Ушинский Щербинина В.С.
Advertisements

Презентация по теме: Трудовое воспитание дошкольников.
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Самоанализ учителя начальных классов Коломыцевой Любови Ивановны.
Профориентационная работа в коррекционной школе-интернате Социальный педагог 1 кв. категории Тарасова Н.А.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
Реализация Программы воспитания социально-адаптированной личности в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната п. Октябрьский.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Система трудового воспитания в школе Подготовила : Зеленская Дарья, ГСБ
Развитие у обучающихся способности к самоорганизации, самореализации на основе компетентного подхода в воспитании.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад 1.
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
Тема: Проектная деятельность в группе раннего возраста МДОУ д/с 145 о.в. г. Магнитогорск Подготовила: воспитатель Комягина Марина Александровна.
ГОУ Шарьинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
Майорова Татьяна Леонтьевна. 1. Что подразумевает коммуникативная функция семьи? А)общение, получение информации; Б) воспроизведение рода; В) воспитание.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» Базисный план 2004 года.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Формирование элементарной трудовой деятельности..
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭКОНОМИКЕ» Выполнила: Бондарчук С. В. МБДОУ детский сад «Ласточка» с. Илек.
Транксрипт:

Программа социально-трудовой подготовки воспитанников разновозрастной группы.

Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками; формирование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, потребности в трудовой и профессиональной деятельности. Задачи программы. создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности; развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда. подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда; создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;

Возраст воспитанников. Сроки реализации программы. Ступень ВозрастСрок реализации I ступень воспитанники младшего школьного возраста, 7-10 лет 1 год II ступень воспитанники среднего школьного возраста, лет 3 года III ступень воспитанники старшего подросткового возраста, лет 1 год

Педагогические условия подчинение труда воспитанников воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами воспитанников, их убежденность в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их группы и для себя; доступность и посильность трудовой деятельности; разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности воспитанников.

Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется Учебный труд воспитанника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за памятниками, парками, охрана птиц, летнюю работу на полях во время каникул, работу в профильных сменах летнего оздоровительного лагеря. Труд по самообслуживанию: соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Производительный труд предполагает участие воспитанников в создании материальных ценностей, ремонт помещений, вступление в производственные и экономические отношения. Создание трудовых бригад. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экономических понятий и категорий.

Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется Хозяйственно – бытовой труд воспитанников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно–бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поэтому заключает в себя большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Сельскохозяйственный труд - подсобное сельское хозяйство должно быть базой трудовой подготовки воспитанников. Важно научить детей вести домашнее хозяйство, жить на земле. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Влияние трудового воспитания на развитие личности воспитанников умственное развитие восприятия, представлений, понимания действия и способов действия с орудиями труда, приобретение умения планировать трудовую деятельность, предвидеть результаты труда нравственное воспитание формирование качеств личности (коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формирование положительного отношения к. труду взрослых и сверстников, стремление оказать им помощь), активности и самостоятельности, взаимовыручки. физическое развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координированных движений, ловкости, выносливости и др. речевое развитие расширение и обогащение словаря ребенка, развитие речевого общения эстетическое воспитание развитие умения делать не только быстро, правильно, но и красиво

Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания субъект задачи Админис- трация детского дома соблюдение Сан ПиН, действующего трудового законодательства обеспечение общего руководства реализацией программы: организация, координация, контроль экспериментальное обоснование новых форм трудового воспитания в воспитательном процессе обеспечение подготовки кадров к решению поставленных задач организация взаимодействия участников образовательного процесса при организации трудовой деятельности воспитанников влияние на социальные и экономические факторы влияние на психологические факторы, их контроль

Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания субъект задачи воспитатели просвещение воспитанников мотивация воспитанников на участие в трудовой деятельности, осознанный выбор профессии создание благоприятного психологического климата в группе выбор адекватных средств, методов и приемов воспитательной работы индивидуальный подход взаимодействие со школой по вопросам трудового воспитания детей учет влияния микро- и макросоциума фиксация проблем обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований к организации трудовой деятельности воспитанников

Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания субъект задачи воспитанник формирование собственной мотивации к трудовой деятельности; формирование привычки соблюдать правила и нормы, выполнять трудовые поручения; изучение тематического материала ; нацеленность на дальнейшую трудовую деятельность, осознанный выбор профессии

Блоки программы: «Мой дом» «Одежда и обувь» «Питание» «Торговля» «Бытовая техника и инструменты» «Экономика» «С/х труд и комнатное растениеводство» «Семья» «Профориентация»

«Мой дом» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Мой дом и всё о нём» 1«Обстановка квартиры. Уход за мебелью» 1«Интерьер, что это такое?» 1«Интерьер и дизайн. В чём разница?» 1«Квартира – новая ли старая. Условия ремонта.» 1 Практика Итоговое занятие: Сюжетно- ролевая игра «Переезд» Всего часов 55555

Цели и задачи: Дать представление о гигиенических требованиях к жилому помещению и мер по их обеспечению, о повседневной сухой и влажной уборке жилого помещения, уборке помещения с помощью пылесоса, уход за мебелью, полом в зависимости от покрытия (лак, масляная краска, линолеум, ковёр), средства ухода за полом, чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал, утепление окон. Дать понятие – «интерьер», «дизайн»; о способах расстановки мебели, подборке деталей интерьера. дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия«договор», «ордер», «договор безвозмездного пользования»); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями «Мой дом»

Практические работы. Сухая и влажная уборка помещения; пользование пылесосом; мытьё полов. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать: виды жилых помещений в городе и деревне, их различие; правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны; моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла Учащиеся должны уметь: убирать комнату; мыть кафельные стены, чистить раковины; -пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни, ванны.

«Одежда и обувь» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Виды, назначение. Правила повседневно го ухода» 1«Эстетика внешнего вида» 1«Виды и назначение одежды и обуви» 1«Стиль и мода» 1«Как правильно подобрать свой гардероб» 1 Практика Итоговое занятие: практикум «мой выход» Всего часов 55555

«Одежда и обувь» Практические работы Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок. Подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва. Стирка и утюжка хлопчатобумажных цветных и шёлковых тканей. Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Выбор одежды по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спортивная). Химчистка. Правила пользования услугами химчистки. определение стиля одежды (авангардный, романтический фольклорный (кантри), классический, унисекс); составление памятки по выбору стиля одежды, с учётом : время года, суток, цель визита, цвет, материальные возможности. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление о том, почему они должны содержать в чистоте одежду и обувь. правила пришивания пуговиц; - правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом и бытовыми химическими средствами. Учащиеся должны уметь: подбирать одежду, головные уборы и обувь по назначению, сезону; сушить мокрую одежду; чистить верхнее и лёгкое платье; подготавливать их к хранению; подбирать крем и чистить кожаную обувь; чистить замшевую и текстильную обувь; сушить мокрую обувь, подготавливать её к хранению; пришивать пуговицы, крючки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшивать платья, брюки, рукава; подбирать моющие средства для стирки изделий; стирать изделия из хлопчатобумаж­ных и шёлковых тканей; гладить эти изделия.

«Питание» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Что значит накрыть стол?» 1«технология приготовления холодных блюд» 1«технология приготовления горячих блюд» 1«технология приготовления десерта» 1«Чистый продукт» 1 Практика Итоговое занятие: комплексное занятие, включающее в себя разработку меню, закупку продуктов и приготовление праздничных блюд на Новогодний стол или День рождения. Всего часов 55555

« Питание » Практические работы Приготовление супов, вторых блюд, бутербродов, салата, винегрета, яичницы, гренок, отваривание яиц, заваривание чая. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Правила безопасной работы на кухне. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Приготовление отварного картофеля. Виды круп. Приготовление каши. Приготовление отварных макарон. Национальные блюда. Сервировка стола. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление о роли пищи в жизни человека, о том, какая пища способствует здоровью, а какая - нет. правила сохранения пищевой ценности блюд при их приготовлении Учащиеся должны знать: виды бутербродов; различные меню; как можно использовать чёрствый хлеб; санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину; правила заваривания чая; отваривать макаронные изделия; варить кашу на воде и молоке; отваривать картофель и готовить пюре; тушить капусту; оформлять готовые блюда; названия кухонных принадлежностей и посуды;

«Торговля» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Магазины и наши потребности» 1«Правила поведения покупателя» 1«Сети маркетинга и его «+»» 1«Сети маркетинга и его «-»» 1«Если товар оказался плохим» 1 Практика Итоговое занятие: комплексное занятие – сюжетно-ролевая игра «магазин» Всего часов 55555

«Торговля» Цели и задачи: дать представление о порядке приобретения товара, оплате. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли; дать представление о товарах и услугах. Познакомить с понятиями «товар», «услуга», «кредит», «рассрочка».Дать представление о товарах и услугах как способе удовлетворения потребностей, о деньгах как универсальном товаре, о покупке товаров в кредит и в рассрочку. знакомство с отделами магазина и видами товаров, гарантийным сроком. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку, тетрадку),проверка чека и сдачи. дать общее представление о потребительской сфере (понятия «гарантийный срок», «срок годности»); формировать умение совершать покупки.

«Торговля» Тематика Продовольственные и промышленные магазины. Специализированные магазины. Экскурсии. Экскурсия в продовольствен­ный магазин. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: основные виды магазинов, их назначение; виды отделов в продовольственных и промышленных магазинах; права покупателя. Учащиеся должны уметь: оплачивать покупку; соблюдать правила поведения в магазине.

«Бытовая техника и инструменты» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «В мире бытовой техники» 1«Назначение простейших бытовых приборов» 1«Гаджеты в быту» 1«Скорая помощь на дому» 1«Сервисные службы» 1 Практика Итоговое занятие: игра викторина «Наши помощники» Всего часов 55555

«Бытовая техника и инструменты» Практические занятия: знакомство с бытовыми приборами в условиях группы, изучение правил их использования, показать и научить исправлению мелких неисправностей, показать на практике использование гаджетов. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: виды и назначение бытовых приборов и инструментов; -местонахождение предприятия бытового обслуживания населения; -какие виды услуг оно оказывает; -правила пользования услугами; -стоимость обслуживания; -профессии работников этого предприятия. Учащиеся должны уметь: пользоваться доступными бытовыми приборами; Уметь оказывать доступную «скорую помощь» бытовым приборам своими руками обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

«Экономика» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Что такое семейный бюджет?» 1«Распределение семейного бюджета» 1«Оплата коммуналь- ных услуг» 1«Незапланир ованные расходы. Пути решения» 1«Экономика моей семьи. Налоги, кредиты и другие платежи» 1 Практика Итоговое занятие: «один день из жизни семьи» - практикум. Всего часов 55555

«Экономика» Цели и задачи: познакомить с правилами оформления таких счетов, как «оплата электроэнергии», «оплата телефона», коммунальных услуг», « газ». бедность. Причины бедности, пути решения проблемы; дать представление о том, что такое бюджет и из чего он складывается. Формировать умение распоряжаться определенной суммой наличных средств – денег – на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета. познакомить с основными финансовыми документами и понятиями;. познакомить с работой Сбербанка: со структурой, с деятельностью специалистов, которые работают с физическими лицами. Учить обращаться по интересующим вопросам в разные отделы Сбербанка, учить работать с информацией.

«Экономика» Практические занятия: Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах); снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции; планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должнызнать: Основные статьи расходов в семье; Правила учета расходов; Порядок расчета квартплаты; Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг. Порядок планирования крупных покупок; Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д. Учащиеся должны уметь: Подсчитывать расходы; Планировать расходы на день, две недели; Снимать показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции; Оплачивать коммунальные и др. платежи; Планировать крупные покупки.

«Профориентация» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Ярмарка профессий» 1«Профессии – которые окружают» 1«Рынок профессий» 1«Мой выбор»1«Биржа труда и трудоустрой- ство» 1 Практика Итоговое занятие: фотовыставка «в мире профессий» Всего часов 55555

«Профориентация» Цели и задачи: расширить представление о мире профессий, понятиями «профессия», «специальность»; актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификацией профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представления о «ловушках», встречающихся при поиске работы; дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства (правовые аспекты, резюме и др.) познакомить с Трудовым кодексом РФ, с правовыми аспектами, связанными с первичным трудоустройством.,.

«Профориентация» Практические занятия: экскурсии в детском доме, в близлежащие предприятия, в учебные заведения, составление дневников профессий. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: профессии рядом; О личных способностях, возможностях; Перечень необходимых документов при трудоустройстве; Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в мире профессий. Оценивать свои интересы, способности и возможности. Уважительно относиться к людям различных профессий. Анализировать и оценивать свои профессиональные склонности, проф.пригодность. Строить профессиональные и жизненные планы (обладать навыками планирования и целеполагания).

«Семья» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Семья и мои обязанности» 1«Роль мужчины и женщины в семье» 1«Кто в доме хозяин?» 1«Ребёнок в доме» 1«Семейный кодекс РФ» 1 Практика Итоговое занятие: сюжетно-ролевая игра «три поколения» Всего часов 55555

«Семья» Цели и задачи : дать возможность позитивного принятия будущего. Способствовать формированию представления о правах и обязанностях каждого члена семьи; о правах и обязанностях родителей, об ответственности родителей за воспитание детей. Познакомить с законами, охраняющими права детей. Помочь позитивно представить собственное будущее. Способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя.. Познакомить на примерах с Конвенцией о правах ребенка. помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за станами детского дома; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящей роли родителя и мере ответственности (Конвенция о правах ребенка); дать представления о конфликтных ситуациях в семье, о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека; дать понятие уход за ребенком: упражнения в купании, одевании младенца; правила содержания в чистоте детской постели, посуды и т. п.; уход за детской посудой, игрушек; купание, одевание, пеленание куклы.

«Семья» Практические занятия: Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, организация и проведение игр с младшими школьниками, организация семейного праздника. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны иметь представление о понятии «семья», её функциях, семейных праздниках, распределений обязанностей в семье. Учащиеся должны знать: детские тихие и подвижные игры; свои обязанности в семье; правила поведения в семье.

«С/х труд и комнатное растениеводство» I ступень ( 1 год ) II ступень (3 года) III ступень (1 год) 1-й год 2-й год 3-й год Кол-во часов Теория «Наши домашние питомцы» 1«Орудия с/х труда. Правила ТБ. 1«Весенние хлопоты» 1«Секреты садовода – огородника» 1«Вопросы о земле» 1 Практика Итоговое занятие: подведение итогов за год. Всего часов 55555

«С/х труд и комнатное растениеводство» Практические занятия: Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Сбор опавших листьев на территории школьной усадьбы, заполнение компостных ям, выкапывание и уборка на хранение луковиц и клубней цветов. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: правила хранения клубней и луковиц цветов; целесообразность компостных ям и обосновать вред костров для сжигания опавших листьев. Учащиеся должны уметь: ухаживать за комнатными и огородными растениями; готовить и высаживать рассаду; Правильно собирать урожай; пользоваться граблями, лопатами, носилками и другими инструментами.

Ожидаемый результат. Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду. Сформированность у воспитанников общетрудовых умений и навыков. Сформированность у воспитанников знаний, умений и навыков ведения сельского подсобного хозяйства. Сформированность основ экономических знаний, владение способами рационального ведения домашнего хозяйства. Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность. Воспитание гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду, как первейшему общественному долгу. Готовность воспитанников к продолжению обучения и дальнейшей трудовой деятельности.