Тема: Практика работы по адаптации обучающихся выпускников УГВ в условиях общежития ОО СПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИКУМА «Я – первокурсник» Авторский коллектив: ГБОУ СПО (ССУЗ) «ВАТТ- ККК» Вершинина.
Advertisements

Адаптация учащихся I курса к новым условиям проживания и обучения Выполнила: ст. воспитатель Венидиктова С.Н.
Социальная адаптация (лат. adaptatio –приспособление) – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для неё.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Тема : "Работа с родителями трудновоспитуемого ребёнка"
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
L/O/G/O Квалификационная категория: вторая Квалификационная категория: вторая Сведения об образовании: Славянский педагогический институт Сведения об образовании:
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Алгоритм социально-психологического сопровождения учащихся «группы риска» «ШАНС» Разработчик: Педагог-психолог МБОУ СОШ 44 Шматова С.А.
Семинар кураторов Н.А. Крылова. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально- психологическое.
Выполнила: студентка 411 группы Барсук Яна Анатольевна.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Муниципальное образовательное учреждение Набережная средняя общеобразовательная школа Каргатского района Новосибирской области Аналитический отчёт педагога-психолога.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Индивидуальная дифференцированная работа с учащимися по ликвидации пробелов Гимазетдинова Г.М. Преподаватель ПРЛ.
ГБОУ СОШ 1224 с углубленным изучением английского языка «Школьная социально- психологическая служба» Повышение качества психолого- педагогического сопровождения.
Транксрипт:

Тема: Практика работы по адаптации обучающихся выпускников УГВ в условиях общежития ОО СПО

Составители: Власова Ольга Николаевна, воспитатель 1 категории, стаж работы в ГАОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум» 8 лет; Калинина Надежда Владимировна, воспитатель 1 категории, стаж работы в ГАОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум» 10 лет; Комкова Галина Лаврентьевна, воспитатель категории, стаж работы в « 35 » лет; Бунькова Людмила Владимировна, социальный педагог 1 категории, стаж работы в ГАОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум» 10 лет; Ломакина Ирина Анатольевна, педагог- психолог высшей категории, стаж работы в ГАОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум» 3 2 года; Лебедева Валерия Александровна, категории, стаж работы в « 1 » год.

Цель: Создать комплекс педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, формирование адекватной самооценки и коллектива общежития, осознание собственных стратегий поведения подростка, сохранение психологического и физического здоровья студентов, организация культурно-массовой работы в вечернее время

Задачи: 1. Создать условия для успешной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурном и образовательном пространстве, включая организацию воспитательного процесса в условиях общежития. 2. Спроектировать систему психолого – педагогической поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, развивая у них уверенность в себе и различные способности.

3. Создать условия для развития навыков поведения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и успешного разрешения конфликтов в коллективе. 4. Обеспечить условия для комфортного внеурочного и каникулярного времяпровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Разработать план воспитательной деятельности в общежитии в рамках образовательного пространства ГАОУ СПО СО «Горнозаводской политехникум». 6. Разнообразить досуг проживающих в общежитии детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формами работы, учитывающими их позитивные интересы и склонности.

Гипотеза : Существует мнение,что воспитательная среда общежития содержит в себе возможности для формирования у обучающихся основ нравственности, формирует социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности

Практика показывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей испытывают значительные трудности, как в социальной, так и в профессиональной деятельности. Одна из проблем, с которой они сталкиваются – это трудность в установлении нормальных отношений с людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не умеют распределять бюджет, не умеют соизмерять свои потребности с возможностями, вести домашнее хозяйство, организовывать свой досуг.

Адаптация - это процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий. Адаптационный период в общежитии охватывает с сентября по ноябрь и заключается в исследовании особенностей социальной и трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в техникум

Для успешного протекания адаптационного периода детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях общежития, воспитателями, социальным педагогом, педагогом – психологом и мастером группы проводится работа различного характера и направленности: собеседования, наблюдения, диагностирование и т.д.

Проведенный педагогом – психологом диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения показал, что наиболее высокие баллы у обучающихся из числа детей – сирот по следующим параметрам: Недостаточный уровень профессиональной направленности Значительная склонность к аддиктивному и делинквентному поведению Более высокий риск суицида

Работа, проведенная социальным педагогом, позволила выявить основные причины, предшествующие разным уровням адаптации обучающихся первого курса: Темперамент ребенка Социальная активность ребенка Умение приспосабливаться к различным условиям Желание проявить самостоятельность Наличие родственников в городе (или за его пределами) и их влияние на ребенка Склонность вести асоциальный образ жизни Неумение приспосабливаться к изменившимся условиям среды и недостаток практики позитивного бесконфликтного общения со сверстниками, что и приводит к конфликту

Учитывая выше указанные причины адаптации обучающихся первого курса, воспитателями общежития заполняется таблица «Уровень адаптации обучающихся». Данная таблица позволяет воспитателям скорректировать план работы со студентами, испытывающими трудности в адаптационный период Уровень адаптации Перечень причин, предшествующих уровню адаптации Фамилии и имена обучающихся Кол-во Высокий - Учащиеся быстро нашли контакт с другими детьми, проживающими в общежитии; - не испытывают затруднений в общении с сотрудниками общежития; - Условия проживания в общежитии их устраивают. Средний- Учащиеся контактируют с детьми и сотрудниками общежития, но предпочитают большее время проводить вне общежития: часто уезжают ночевать к родственникам, либо уехали «пожить» к ним на неопределенный срок. - Условия проживания в общежитии их не вполне устраивают. Низкий- Учащиеся не смогли наладить контакт с другими детьми и сотрудниками, даже не смотря на попытки детей и сотрудников найти общие интересы; - Условия проживания в общежитии их не устраивают.

Воспитателями общежития разрабатывается план работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для успешной адаптации в условиях общежития п\п МероприятиеСрок Ответственный Первый этап 1. Знакомство с обучающимися; 2. Экскурсия по общежитию; 3. Индивидуальные беседы со студентами на предмет выяснения их интересов 4. Организация информационного собрания по ознакомлению с режимом проживания в общежитии и правилами ТБ. 5. Сбор дополнительной информации о родителях или родственниках, проживающих в городе 6. Заполнение индивидуальных карт психолого- педагогического изучения личности студента. Сентябрь - Октябрь Зам. директора по УВР, Социальный педагог, Воспитатель. Второй этап Психолого - педагогическая диагностика Определение свойств темперамента (методика В.М. Русакова); 1. Выявление хакавтерологических особенностей личности(методика Айзенк); 2. Определение самооценки себя (методика Айзенка); 3. Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации (методика Власовой Т.А) Сентябрь – Октябрь Воспитатель Педагог-психолог

Третий этап Анализ проведённых психолого- педагогических исследований. 1. Результаты психолого-педагогических исследований; 2. Программа коррекционной деятельности с обучаю­щимися. 3. Участие в педагогическом консилиуме. Октябрь-ноябрь Воспитатель Социальный педагог Педагог- психолог Мастера групп Администрация Четвёртый этап Индивидуальная работа с обучающимися. 1. Индивидуальные беседы с обучающимися; 2. Своевременное привлечение социального педагога, педагога-психолога и мастера группы к проблемам обучающихся; 3. Привлечение администрации техникума к решению проблем. В течение учебного года Воспитатель Социальный педагог Педагог-психолог Мастера групп Администрация Слаженная работа всех звеньев педагогического коллектива позволяет создать условия для успешной адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурном и образовательном пространстве, включая организацию воспитательного процесса в условиях общежития

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ Опираясь на информацию из личных дел детей, сотрудничая с социальным педагогом и педагогом – психологом, воспитатели составляют социальную карту контингента студентов, проживающих в общежитии

Немаловажное значение для успешной адаптации студентов (в том числе и детей-сирот) в условиях общежития имеет эмоционально-психологический климат в коллективе. На диаграмме четко видно, что уровень эмоционально - психологического климата в коллективе за гг. – высокий: конфликтные отношения находятся в достаточно большом противовесе относительно спокойных и уравновешенных отношений. Кроме того следует отметить высокий уровень таких показателей как: грубость, бестактность учащихся по отношению друг к другу и к сотрудникам общежития; неуверенность, тревожность среди ребят; высокое давление сильных обучающихся на более слабых

Уровень эмоционально - психологического климата в коллективе за 2012 – 2013 гг

Благодаря правильно спроектированной системе психолого – педагогической поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, уровень эмоционально – психологического климата в коллективе за 2013 – 2014 гг. изменился в позитивную сторону. Кроме этого следует отметить снижении таких показателей как: грубость, бестактность обучающихся по отношению друг к другу, сотрудникам общежития; неуверенность, тревожность; давление сильных учащихся на более слабых.

Уровень эмоционально-психологического климата в коллективе за 2013 – 2014 гг

В ноябре 2013 учебного года был проведен анализ адаптации учащихся первого курса в условиях общежития

Опираясь на информацию личных дел студентов, воспитатели общежития составляют «Рабочую карту», в которой студенты, проживающие в общежитии, разделены на три группы риска с учетом таких факторов как: поведенческий фактор; фактор обучаемости; медицинский фактор (фактор здоровья). Данная Карта содержит рекомендации по взаимодействию с детьми той или иной группы риска, а также информацию о характере заболевания ребенка. Так же составляется прогноз в отношении учебной успешности и здоровья обучающихся. Эта информация значительно облегчает работу с обучающимися и позволяет, приняв во внимание существующие проблемы, наиболее четко определить методы и способы взаимодействия с данными детьми.

Анализ данных причин обуславливает проведение коррекции организации учебно-воспитательного процесса по работе с детьми-сиротами во внеурочное время Работа воспитателя Работа воспитателя с обучающимися, проживающими в общежитии Работа воспитателя с мастерами и преподавателями Организация работы воспитателя (август-сентябрь) 1. Заполнение индивидуальных карт психолого - педагогического изучения личности студентов. Сбор сведений о родителях и родственниках. 2. Работа по адаптации студентов в условиях общежития. 1. Разъяснение требований и правил проживания в общежитии, в том числе индивидуально каждому проживающему ребенку. 2. Помощь и рекомендации (советы) по оформлению комнат. 3. Индивидуальные беседы со студентами на предмет выяснения интересов и индивидуальных особенностей. 1. Работа с мастерами групп, социальным педагогом, с целью сбора информации о родителях, а так же родственниках, проживающих в городе.

Направление «Учеба» 1. Изучение отношения студентов к учебе. 2. Контроль и профилактика пропусков занятий. 3. Контроль подготовки студентов к контрольным зачетам и экзаменам. 1. Индивидуальные беседы со студентами на предмет выяснения их интересов, индивидуальных способностей, творческого потенциала, мотивов выбора профессии. 2. Тест «Мотивация к обучению». 3. Спор-час: «Зачем нужно учиться?» 4. Беседа на тему: «Как правильно и эффективно приготовиться экзамену или зачету?» 5. Индивидуальная помощь учащимся в учебе. 1. Работа с мастерами групп с целью профилактики пропусков занятий. 2. Работа с мастерами групп, преподавателями, социальным педагогом с целью сбора информации об успеваемости студентов, проживающих в общежитии.

Направление «Досуг» 1. Работа по выявлению коммуникативных и организаторских способностей. 2. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся, во внеурочной деятельности. 1. Проведение акции «Самая новогодняя комната». 1. Работа с мастерами групп с целью сбора информации об организаторских способностях детей (на основании характеристик). Направление «Здоровье» 1. Контроль над соблюдением правил ТБ и эксплуатации электроприборов. 2. Работа по профилактике вредных привычек у подростков. 3. Проведение постоянного контроля чистоты и уборки в комнатах. 4. Подведение итогов ежедневной чистоты и порядка в комнатах. 1. Проверка чистоты и порядка в комнатах вместе с дежурным учащимся по общежитию. 2. Индивидуальные беседы о личной гигиене. 3. Беседа «Человек сам себе враг» (о вредных привычках) 4. Беседа «Причины быстрой утомляемости и частых заболеваний» 5. Генеральная уборка комнат перед отъездом на каникулы. 1. Работа с комендантом общежития с целью назначения дежурных по общежитию, а также оказание помощи в организации уюта и утеплении комнат.

Направление «Нравственность» 1. Профилактика конфликтного поведения у подростков, проживающих в общежитии. 2. Изучение методической литературы на тему: «Конфликт. Пути решения конфликта». 3. Разбор конфликтных ситуаций. 1. Групповая дискуссия «Что влияет на формирование жизненных ценностей и приоритетов». 2. Тесты «Какой ты есть», «Как ты воспитан». 3. Беседа «Правила межличностного общения». 4. «Час профилактики конфликта» (по ситуации) 4. «Час профилактики конфликта» (по ситуации) 5. Упражнение «Договоритесь». 6. Проведение ролевых игр и упражнений: - «Конфликт, что это?» - «И тут вы ему говорите...» -«Наши стереотипы» - «Сила власти» - «Неконфликтная личность» - «Сотрудничество» игры: 1. Беседа с мастерами производственного обучения, преподавателями, воспитателями социальным педагогом о поведении, межличностном отношении учащихся и условий бесконфликтного общения.

Направление «Круг общения» Направление «Круг общения» 1. Сформированы позитивные межличностные отношения между проживающими в общежитии студентами. 1. Свободное общение на темы: «С кем познакомились и стали дружить в общежитии?» «Как складываются взаимоотношения между домашними детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей, сиротами?» «Насколько влияет коллектив на мое поведение?» « Где и как ты хотел бы встретить Новый Год?» «Что ты изменишь в своей жизни в Новом Году?» 1. Беседа с мастерами производственного обучения, преподавателями, социальным педагогом об интересах, о круге общения студентов Направление «Работа с активом общежития» Направление «Работа с активом общежития» 1. Контрольнад дисциплиной поведения, поддержанием чистоты и порядка в общежитии. 2. Организация работы по подготовке к Новому году. 3. Планирование работы на второе полугодие, учитывая рекомендации и пожелания студентов 1. Привлечение актива для создания дружеской и творческой атмосферы в общежитии. 2. Привлечение актива для поддержания чистоты, порядка, дисциплины в общежитии. З Работа по оформлению новогодней стенгазеты и оформлению фойе в общежитии к Новому году.

Направление «Работа с детьми - сиротами и Направление «Работа с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей» 1. Изучение личности уч- ся и условий воспитания. 2.0 пределение существующих проблем в воспитании, обучении и развитии личности учащихся с целью планирования дальнейшей работы. 3. Индивидуальное отслеживание успехов, достижений (отношений), внутренних изменений подростка за время проживания в общежитии. 4. Планирование мероприятий с детьми - сиротами на время зимних каникул по результатам проведенной беседы и пожеланий учащихся. 1. Индивидуальные беседы на разные темы, интересующие ребят. 2. Индивидуальная беседа на тему: «Культура поведения, общение между сверстниками в общественных местах, в училище, в общежитии». 3. Индивидуальные беседы с неуспевающими учащимися об учебе. 4. Свободное общение на тему: «Что изменилось в моей жизни за время проживания в общежитии?» 1. Сотрудничество с мастерами производственного обучения, преподавателями, воспитателями, социальным педагогом об индивидуальных возможностях и подходах в воспитании данных учащихся.

Но несмотря на достигнутые успехи, следует так же сказать и о проблемах, существующих в общежитии: при внешней взрослости подростков слабо сформированная мотивация к обучению и получению профессии; недостаточное техническое оснащение общежития снижает уровень культурно-массовых мероприятий; неумение самостоятельно спланировать и использовать личное время приводит к тому, что подростки допускают нарушения Правил и норм проживания в общежитии … и мн. др.

Таблица «Работа с подростками, допускающими нарушения Правил проживания в общежитии» ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ ПО СИТУАЦИИ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ БЕСЕДА ПРОВЕДЕНА В ПРИСУТСТВИИ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДАТА КОНТРОЛЯ, ПОДПИСЬ СТУДЕНТА С целью профилактики снижения количества нарушений Правил проживания в общежитии воспитатели могут обратиться за помощью к социальному педагогу или педагогу – психологу

Таким образом, совместная работа всего коллектива образовательной организации позволяет: 1. Значительно облегчить работу с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 2. Приняв во внимание существующие проблемы, наиболее четко определить методы и способы взаимодействия с данными детьми. 3. В рамках общежития изыскать возможности для формирования у обучающихся основ нравственности, и сформировать социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ !