Софийский собор в Новгороде. С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, на высоком берегу Волхова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА АБАЙДУЛИНА АЛИНА. Собор Святой Софии.
Advertisements

Презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: презентация по МХК "Художественная культура Киевской Руси"
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ. АРХИТКТУРА КИЕВА Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Золотые ворота.
Софийские соборы Киева и Новгорода. Выполнила: Варехина Екатерина, ученица 5 «Б» Руководитель: Суханова О.В.
Архитектура Великого Новгорода Софийский собор в Новгороде Великом Софийский собор в Новгороде был заложен в 1045 году новгородским князем Владимиром.
МИРЭА Курс История культуры России Софийские соборы Киева и Новгорода Группа ЭМ-3-05 Стукало Роман Игоревич Преподаватель Перова Екатерина Юрьевна Москва.
БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ ХРАМЫ СОЗДАВАЛИСЬ НА ОСНОВЕ СТАРЫХ РИМСКИХ БАЗИЛИК. ОНИ ИМЕЛИ ТРИ ИЛИ ПЯТЬ ПРОДОЛЬНЫХ НЕФА, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА КОЛОННАМИ. ВХОД РАСПОЛАГАЛСЯ.
( X - XIII века ). Софийский собор в Киеве 1017 – 1037 гг. Современный вид Собор перестроен в конце XVII века. Он приобрёл черты, характерные для архитектуры.
Мозаики и фрески Киевской Софии Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г. Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г.
Византийское наследие и архитектурные особенности собора Святой Софии в Киеве Презентация Хайруллиной Алины, 10 « б »
Собор Святой Софии был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
Архитектура Руси формировалась в IX – XIII веках на основании деревянного зодчества местного образца и византийских каменных храмов. Существовали величественные.
Соборы и храмы Руси.. Собор. 1)Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России вв.)2)Главный храм города или монастыря,
Художественная культура Киевской Руси. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА Отсутствие авторства. Имперсональность, нередко анонимность художественных.
XIV век Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV начало XV века. К высшим достижениям новгородских.
Урок окружающего мира «Древнерусская культура». В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени.
Десятинная церковь Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде Церковь Покрова на реке Нерли Успенский собор во Владимире Дмитриевский собор во.
Искусство средневековой Руси. Урок МХК в 10 классе.
Архитектура Киевской Руси.
Транксрипт:

Софийский собор в Новгороде. С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, на высоком берегу Волхова, в центре древнего детинца возводится огромный каменный собор в честь Премудрости Божьей. Храм задумывался с явным намерением повторить строительное великолепие митрополичьего Киева. Новгородская София повторяла киевскую не только по именованию, но и по масштабам. Однако новый выстроенный храм оказался мало похожим на своего предшественника. Он прекрасен по- своему. Собор отличает соразмерность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Подобно киевскому одноименному собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Проще решена и общая композиция здания. Сложное завершение ранних киевских соборов заменено более простым пятиглавием. Шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей, вносил в композицию живописную асимметрию. В древности собор был покрыт свинцовыми листами, только в XV в. центральную главу обивают позлащенной медью. Большие выступы лопаток укрепляют стены здание по вертикали и разграничивают фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Стены новгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления "полосатой" кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы, что было характерно для киевского зодчества XI века. Стены новгородской Софии, по всей видимости, первоначально не были оштукатурены. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту. Новгородская София впечатляет даже современного человека своими огромными размерами и высотой, а для средневекового новгородца, жившего в курной избе, он воистину казался колоссом. Следует припомнить, что в первые века своего существования храм был выше, чем в наши дни: изначальный уровень пола сейчас находится на глубине 1,5 – 1,9 метра. На эту же глубину уходят и фасады здания.

Первая каменная постройка Новгорода Софийский собор (1045–1050 гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. Софийская тема, связанная с идеей благоустройства Русской земли на христианских началах, и здесь получила замечательное, по-новгородски своеобразное воплощение. Пятиглавый храм Новгорода выглядит проще, но не менее внушительно, чем тринадцати главах София в Киеве. Внутреннее пространство расчленено мощными крещатыми столбами на пять продольных нефов, из которых три нефа центральный и примыкающие к нему с севера и юга завершаются алтарными выступами апсидами. С трёх сторон севера, запада и юга к храму примыкают двухэтажные паперти галереи. У юго-западного угла располагается башня, заключающая в себе лестницу, которая выводит на полати (хоры), устроенные П-образно в виде второго яруса над крайними нефами. С хор открывается величественный вид на центральную часть храма. Массивность форм, их неторопливый торжественный ритм способствуют появлению у зрителя особого благоговейного чувства. Покоряет властная сила средневековой архитектуры, избыточная мощь форм, их уверенная, мастерская прорисовка. Эпической силой дышит внешний вид храма. Его каменная масса, увенчанная компактным пятиглавием, создаёт впечатление несокрушимой богатырской мощи. Былинной стариной веет от стройных барабанов и глав, стен, расчленённых массивными лопатками, узких окон и плавных полукружий в завершении стен. Есть в образе собора непреклонная духовная мощь, та твердость и сила, размах души и мужественное достоинство, которые были свойственны чувствам и действиям жителей этого города. Первоначально собор предназначался для княжеских захоронений. Здесь был похоронен основатель храма князь Владимир Ярославович. В дальнейшем собор стал местом захоронения новгородских владык, т. е. высших церковных чинов, возглавлявших новгородскую церковь. От первоначальной настенной живописи (середины XI века) сохранилось изображение равноапостольных Константина и Елены. Полностью храм был расписан лишь в годах. От этой живописи остались изображения пророков в простенках окон центрального барабана.

Новгородская София Аксонометрия Интересно решены покрытия сводов закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями). Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры. Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово- серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.

Икона Софии Премудрой

Вседержитель. Фреска на барабане.

Петр и Павел.

Константин

Константин и Елена. Фреска на Мартирьевской паперти в Софийском соборе в Новгороде Великом изображают святых равноапостольных императора Константина и мать его Елену. Они держат Крест, на котором был распят Иисус Христос (иллюстрируется обретение и воздвижение Креста Господня).