Блокада Ленинграда Работу выполнили: Шкаров Сергей Лисный Андрей учащиеся группы СВ-12 Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО 20 от 1 мая 1945 г. Москва...ПРИКАЗЫВАЮ: Сегодня, 1 мая, произвести салют в столицах союзных республик: Москве, Киеве,
Advertisements

22 июня июля С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые.
22 июня 1941 г. С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые.
Одесса с первых дней войны оказалась прифронтовым городом. Ожесточенные бои на дальних подступах к Одессе развернулись в начале августа 1941 г.
22 июня июля С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые.
Осада длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон.
Посвящается…. 8 сентября 1941 года началась 900-дневная блокада Ленинграда.
Города - герои Презентация Степаковой Полины 4 класс ( 10 лет) МБОУ «Ухтомская нош»
8 сентября января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано18 января 1943 г) 872 дня.
Великая Отечественная война в Заполярье
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА июня 1941 года.
Блокада Ленинграда. Фашисты забрасывали ленинградцев с воздуха провокационными листовками: «Доедайте бобы, готовьте гробы!», «Москва сдалась!», «Сдавайтесь,
Дети военных лет Шестьдесят восемь лет назад началась Великая Отечественная война. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества.
Работа Самедова Эмиля Этапы Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда осада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда. Длилась с 8 сентября 1941 по.
Севастополь – город герой Авторы: ученики 6 «Б» класса, МБОУ СОШ 16 г.Павлово Гаврилов Владимир, Макаров Игорь.
Блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.) 872 дня.
ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА Курапина Александра Олеговна.
Великая Отечественная война Подготовили: Печёнов С. Жанжуманова А.
Транксрипт:

Блокада Ленинграда Работу выполнили: Шкаров Сергей Лисный Андрей учащиеся группы СВ-12 Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, а жила … О. Бергольц

Ленинград – прекрасный город на Неве. Он был основан в 1703 году. С этим городом неразрывно связаны история России, ее культура, русское революционное движение и победа Великого Октября. Ленинград – город трудовых традиций, город прославленных заводов, порт мирового значения. Это один из крупнейших политических, научных и культурных центров страны.Ленинград

Борьба на подступах к Ленинграду Немецкий план захвата Ленинграда состоял в следующем. Главные силы группы армий «Север» должны были стремительным ударом через Лугу на Красногвардейск (Гатчину) разгромить советские войска на подступах к Ленинграду и овладеть городом. Предполагалось, что с Карельского перешейка наступление на Ленинград развернут финские войска. Одновременно намечалось осуществить более широкий двусторонний охват района Ленинграда: силами 16-й армии через Старую Руссу в обход озера Ильмень и соединениями финской армии через Петрозаводск на реку Свирь. Часть сил 18- й армии при поддержке авиации должна была овладеть Эстонией и Моонзундским архипелагом, чтобы лишить Балтийский флот баз и портов на побережье Балтийского моря и Финского залива и таким образом создать предпосылки для капитуляции или уничтожения флота.

Битва за г. Ленинград продолжается 16 сентября Военный совет Ленинградского фронта разработал мероприятия по усилению обороны города. В основном они сводились к тому, чтобы накопить резервы, создать необходимую оборону и наиболее полно использовать всю мощь артиллерии фронта и Балтийского флота. Намечалось также осуществить контрудары силами 8-й армии во фланг и тыл группировке вражеских войск, вышедшей в район Пулковских высот. Были приняты меры по усилению ПВО Ленинграда и организации воздушной трассы для связи с Большой землей. Блокада противником Ленинграда не внесла паники и растерянности в ряды ленинградцев. Население Ленинграда, и раньше принимавшее активное участие в обороне города, теперь с еще большей энергией включилось в оборонную работу. Ленинградцы верили, что Советское правительство, Коммунистическая партия и вся страна не оставят их в беде, помогут перенести тяготы, связанные с защитой города в условиях блокады.

При защите Ленинграда войска и население проявили массовый героизм и невиданное упорство. Вся их борьба на подступах к городу была подвигом. Среди множества примеров героизма тружеников Ленинграда нельзя не отметить подвиг ленинградских портовиков, прежде всего тех, кто действовал у самого переднего края обороны города рядом с войсками. Угольная гавань, где имелись большие запасы топлива, находилась всего в 3 километрах от переднего края. С вражеского наблюдательного пункта, расположенного в Лигово, просматривалась вся гавань. Зная, что у ее причалов получают топливо корабли Балтийского флота и транспортные суда, гитлеровцы с первых же дней блокады стремились разрушить причалы и склады и уничтожить запасы топлива. Только в ночь на 11 сентября в районе Угольной гавани, Лесного мола и Южной дамбы фашистские самолеты сбросили 12 тыс. зажигательных бомб, а с 13 сентября начали артиллерийский обстрел, который вели в течение всей блокады. Несмотря на это, рабочие-портовики во главе с начальником участка А. Е. Мамруковым обеспечивали погрузку топлива на корабли, уходившие в бой. Этот пример, один из тысяч подобных, символизирует героический подвиг ленинградцев, которые плечом к плечу с армией и флотом стояли насмерть у ворот города, и отстояли его.

Блокада Ленинграда В конце сентября в связи со стабилизацией фронта под Ленинградом немецко-фашистское командование вынуждено было отказаться от штурма и перейти к осаде города. 8 сентября 1941 г. противник захватил Шлиссельбург. Ленинград был отрезан от Большой земли. Началась блокада города на Неве. План гитлеровского командования по захвату Ленинграда потерпел крах, а это повлекло за собой и срыв намерений противника повернуть основные силы группы армий «Север» для наступления на Москву. Возросшее сопротивление советских войск заставило немецкое командование значительную часть своих соединений держать под Ленинградом. Вместо основных сил группы армий «Север» ее командование смогло к началу наступления на Москву выделить на усиление группы армий «Центр» лишь шесть дивизий. Сложившаяся к весне 1942 г. обстановка под Ленинградом и в самом городе требовала принятия неотложных мер по укреплению его обороноспособности. Улучшение продовольственного и топливного положения Ленинграда за счет перевозок по Ладожской ледовой дороге позволило руководству обороной города приступить с весны 1942 г. к ликвидации тяжелых последствий прошедшей зимы, принесшей ленинградцам столько страданий и лишений. После голодной зимы надо было вывести людей из оцепенения, апатии и забытья, отогреть их душу, снова вдохнуть в них жизнь, перестроить травмированную нечеловеческими переживаниями психологию населения. Требовались самые энергичные меры по борьбе с дистрофией, оздоровлению санитарной обстановки в городе, восстановлению коммунального хозяйства, коренному улучшению бытовых условий. Блокадная квартира

Первейшей задачей было восстановление здоровья и работоспособности ленинградцев, организация эффективной борьбы с дистрофией, которой страдало почти все население блокированного города. В марте, апреле и даже в мае 1942 г. от последствий голодного истощения продолжали умирать десятки тысяч населения. Только решив эту проблему, можно было возродить рабочие коллективы и восстановить работу ленинградской промышленности в необходимом для обороны города объеме. В апреле 1942 г. по решению Горкома партии и Исполкома Ленгорсовета были открыты столовые повышенного питания закрытого типа, в которые направлялись главным образом больные дистрофией I и II степени сроком на 23 недели. Лица же с самой тяжелой формой истощения подлежали госпитализации сроком на месяц. Врач амбулатории фабрики «Красное знамя» А. И. Лихачева, которой было поручено наблюдение за рабочими, направленными в столовую повышенного питания, писала в своем дневнике: «Кто же питается в столовой? В подавляющем большинстве рабочие, потом служащие второкатегорники. Есть истощенные I и II степени, причем II степень преобладает. Едят люди с жадностью, кто очень быстро, а большинство медленно, маленькими глотками, с кусочками накрошенного хлеба, как всех приучила питаться зимняя недостача хлеба. Еще характерно: привыкли люди в общих столовых, хлебая суп, сначала съедать жидкость первое блюдо, а потом густоту второе...»

У большинства прошедших курс лечения в столовых повышенного питания наблюдалось резкое улучшение состояния здоровья. За три месяца работы столовых повышенного питания в них поправили свое здоровье около 260 тыс. человек. Широкое распространение получали и столовые общего типа, обслуживавшие весной 1942 г. почти миллион ленинградцев. Взамен сданных карточек население получало здесь трехразовое питание, что позволяло равномерно распределять скудный продовольственный паек в течение всего рабочего дня. Питающиеся по рациону получали сверх нормы соевое молоко, кефир, блюда из белковых дрожжей, а с лета 1942 г. овощи и картофель. Одновременно принимались срочные меры по борьбе с болезнями витаминной недостаточности, в первую очередь с цингой, представлявшей весной 1942 г. особую угрозу для здоровья населения. В городе было налажено в самых широких масштабах производство хвойного настоя, богатого витамином «С». Ценным источником витаминов и пищевым подспорьем для ленинградцев стали дикорастущие съедобные растения. Весной 1942 г., с появлением первой зелени, можно было видеть, как на пустырях, газонах и обочинах дорог жители собирали различные травы. «С палочками в руках, с мешком на руке бредут они, но не по дороге, а по краям ее, по траве, отмечала в своем дневнике одна ленинградка. Поминутно останавливаются, потом опускаются на корточки или на колени, вытаскивают из земли маленькую, свежую, зеленую травку, вытаскивают бережно, осторожно. Ведь это витамины, какая-то крошечная частица жизни...» Трудящиеся города за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин. 18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 километров, а через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги.

«Ладога. Дорога жизни» С 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250 граммов хлеба в день, все остальные по 125 граммов. В городе начался голод. За время блокады умерло свыше 640 тысяч ленинградцев. В тяжелых условиях зимы 1941 г. по льду Ладожского озера стала действовать военно-автомобильная Дорога жизни. В первую блокадную зиму по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, что несколько улучшило снабжение города продуктами и вооружением. С весны 1942 г. улучшилась работа почты, которая зимой часто бездействовала. На главпочтамте и в почтовых отделениях скопились тысячи мешков корреспонденции. Между тем любая весточка с фронта или Большой земли была особенно дорога ленинградцам и служила большой моральной поддержкой в их борьбе. На помощь работникам почты пришли комсомольцы и школьники. 8 марта был организован общегородской комсомольско-молодежный воскресник по разборке и разноске корреспонденции. В этот день жители Ленинграда получили десятки тысяч писем и телеграмм. Единственной коммуникацией после прекращения работы ледовой дороги оставалась водная трасса через Ладогу, в частности через ее южную часть. Надо было отремонтировать имевшийся на Ладожском озере флот; построить новые плавучие средства, осуществить реконструкцию и расширение портов, действовавших в осеннюю навигацию 1941 г.Дорога жизни.

С целью увеличения объема перевозок в июле 1942 г. возникла идея превратить металлические баржи в паромы. Паромная переправа имела большие преимущества, она давала возможность перевозить грузы без их перевалки, прямо в железнодорожных вагонах и на платформах. Перевозки по Ладожскому озеру по своему масштабу и значению выходили далеко за рамки обычных перевозок, осуществляемых органами фронтового тыла. От успеха этих перевозок зависело обеспечение всем необходимым войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, находившихся в кольце вражеской блокады. От этого зависела жизнь и деятельность населения Ленинграда, Использование для перевозок речных судов было связано с большими трудностями, так как метеорологические условия плавания на озере в навигацию 1942 г. были неблагоприятными. Они характеризовались частыми и продолжительными ветрами, которые нарушали и даже вынуждали прекращать движение судов и погрузочно- разгрузочные работы в портах.

Перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. стали основным условием укрепления обороноспособности Ленинграда, окончательного превращения его в военный город. Так с конца мая в Ленинград водным путем пошло продовольствие, боеприпасы и вооружение, горюче- смазочные материалы и уголь, военно-техническое имущество и народнохозяйственные грузы. Однако темпы перевозок вначале были еще очень небольшие, и объем перевозимых грузов был еще далек от заданий ГКО и Военного совета фронта. Гитлеровцы были абсолютно уверены в том, что им удастся нарушить перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. Командующий группой армий «Север» генерал-полковник Кюхлер в интервью берлинскому корреспонденту хвастливо заявил: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и средства питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады, установленное нашими войсками». Однако осуществить свой замысел фашистам не удалось. Организуя перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г., советское командование с самого начала обеспечило их защиту от воздействия сухопутных, воздушных и морских сил врага. Таким образом, гитлеровской ставке не удалось выполнить задуманный план прервать Ладожскую коммуникацию и тем самым задушить Ленинград голодом. Этот план был сорван героическими защитниками города-героя. Благодаря четкой организации перевозок, надежной защите Ладожской коммуникации от нападения авиации и кораблей противника, самоотверженности всех, кто нес службу на Ладоге, перевозки по озеру в навигацию 1942 г. осуществлялись регулярно и в небывало широких масштабах. Борьба против попыток гитлеровцев прервать связь Ленинграда с Большой землей, нарушить Ладожскую коммуникацию носила упорный и длительный характер. Эта борьба, происходившая в воздухе, на земле и на воде, превратилась в длительное сражение широких масштабов, то несколько затихавшее, то, выливавшееся в острые, ожесточенные схватки. Сражение на Ладоге было одной из главных составных частей общей битвы за Ленинград. Без этой, не столь богатой внешними событиями, эпопеи 1942 г. на Ладоге победа Ленинграда была бы невозможна. Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. героическими усилиями войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, при тесном взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской военными флотилиями блокада была окончательно снята.

Подвиг ленинградцев 3 ноября 1942 г. приказом командующего КБФ были награждены 39 командиров и краснофлотцев Ладожской военной флотилии. 22 февраля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Красного Знамени были награждены вице-адмирал В. Ф. Трибуц и контр-адмирал Н. К. Смирнов. 7 марта 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению Ленинграда и Ленинградского фронта орденами и медалями были награждены 945 человек. Орденом Красного Знамени были награждены заместитель Председателя СНК СССР А. Н. Косыгин, член Военного совета Ленинградского фронта Н. В. Соловьев, генерал-лейтенант Ф. Н. Лагунов, генерал-майор А. М. Шилов. - У нас, в Ленинграде, все герои! Но когда я вижу человека с Ладоги, мне хочется поклониться ему как герою из героев! Из дневника ленинградской школьницы Майи Бубновой, декабрь 1941 года

Поэзия блокадного Ленинграда Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла, я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу. - Сменяй на платье,- говорит,- менять не хочешь - дай по дружбе. Десятый день, как дочь лежит. Не хороню. Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам. Отдай. Ведь ты сама рожала...- И я сказала: - Не отдам.- И бедный ломоть крепче сжала. - Отдай,- она просила,- ты сама ребенка хоронила. Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу.-...Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке, две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.

Город – герой Ленинград Ленинград – город-герой, выстоявший невиданную в мировой истории 900- дневную блокаду. Родина высоко оценила трудовые достижения и боевые подвиги народа: на его знамени сверкают Золотая Звезда героя, два ордена Ленина, ордена Красного Знамени и Октябрьской Революции. За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе восемь человек дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Союза СССР от 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждены около 1,5 миллионов человек. 1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина г. Ленинград назван в числе первых городов- героев. Девятисотдневная защита осажденного города легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений. 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание Города-героя.

Прорыв блокады Ленинграда, штурм Синявинских позиций вошел в историю Великой Отечественной войны, в историю славной битвы за город на Неве, как ярчайший пример мужества, отваги и непреклонной воли наших войск к победе.