«Воспитательно- образовательный процесс в детском саду при введении ФГТ»
Что изменилось в образовательном процессе с введением ФГТ? 1. Изменились подходы к организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. 2.Совместная(партнерская) деятельность воспитателя и детей. 3. Учет по ролевых особенностей детей ( гендерная принадлежность) 4. Игровая деятельность-приоритетная для детей дошкольного возраста. 5. Создание развивающей среды, которая бы способствовала качественному развитию ребенка.
Партнерская деятельность взрослого и ребенка Партнер-это участник общего дела, связан с другими взаимным уважением.
- Чтобы стать партнером детей воспитателю предстоит поменять авторитарный стиль поведения на демократический
1. Для этого воспитатель приглашает к деятельности детей
2. Добровольное присоединение детей к деятельности( без психологического и дисциплинарного принуждения.
3. Воспитатель предлагает свою идею или свой результат для детской критики
5. При этом нужно приблизится к ситуации «круглого стола»( расположение детей и взрослого за круглым столом или на ковре. Если воспитатель вне круга- он над детьми).
6. Каждый ребенок должен работать в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу, исследование. Оценка взрослого может быть дана лишь косвенно, что хотел сделать –то и получилось.
Высший пилотаж педагога, если все дети без принуждения участвовали в работе и остались довольны своим трудом.
На седьмом году жизни включить в образовательный процесс учебные занятия, здесь воспитатель будет в роли учителя ( подготовка детей к школе)
Остановимся на образовательной области « Знакомство с художественной литературой»
Методические требования к организации чтения художественной литературы: - Чтение должно быть ежедневным - чтение должно проходить в непринужденной обстановке - читая книгу, воспитатель проявляет эмоции: удивление, изумление, сострадание. - воспитатель сам подбирает для детей своей группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения
-Произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок. - Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста. -Короткие произведения для непродолжительного чтения, должны подходить по сезону, праздникам, памятным датам. - Книга должна эстетично выглядеть. Необходимо подыскивать книги с иллюстрациями лучших художников
Продуктивная деятельность. В младшем возрасте это лепка, рисование, знакомство с красками, пластилином, кисточкой. А к пяти годам ребенок уже может экспериментировать с материалами и инструментами. А на седьмом году у ребенка появляется мотивация « сделать вещь хорошо». Перед старшими дошкольниками необходимо ставить вопрос: « Что из этого можно сделать?».
Что можно мастерить с детьми? 1. Изготовлять предметы для игры и познавательно- исследовательской деятельности 2. Создание произведений для собственной художественной галереи ( создавать галерею по жанрам, темам, материалам) 3. Создание коллекций ( монеты несуществующих стран, модели транспортных средств и т.д)
4. Создание макетов( макеты сказочных царств, космодрома, морские порты, крестьянские подворья, зоопарк и т.д) 5. Изготовление украшений и сувениров к праздникам (пригласительные билеты, поздравительные открытки, афиши, праздничное панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким.) 6. Создание и украшение Книги. 7. Подготовка материалов для собственного Театра, спектакля
Тема: Северные земли и их обитатели. Для введения в тему вспомним сказку Г.Х. Андерсена « Снежная Королева», почитаем небольшие отрывки из нее( Герда у лапландки и финки, описание Чертогов Снежной Королевы» - Найдем на карте и глобусе земли Крайнего Севера- вдоль Северного Ледовитого океана. Обсудим, почему так называется океан. Поговорим о суровом климате, полярной ночи и Северном сиянии, о северной степи-тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера( белый медведь, северный олень, полярная сова, ластоногие-моржи и тюлени). Рассмотрим иллюстрации-карточки. - Вспомним где живет Санта-клаус( Лапландия), и найдем на карте это место, отправимся с ним в воображаемое путешествие с подарками для детей Крайнего Севера. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Выберем подходящий транспорт( особый корабль-ледокол, снегоход, оленья и собачья упряжка, лодка-каяк) Сделаем несколько остановок и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются: выложим в ряд на столе или ковре и обсудим картины с изображением селений оленеводов, рыболовов, охотников на морского зверя, обратим внимание на типичную одежду- из меха, на жилища- из снега, оленьих шкур. -Наклеим на карту маленькие картинки- метки, символизирующие природу и жизнь человека по маршруту нашего путешествия. - Порекомендуем родителям почитать детям сказки северных народов