И ЗМЕРЕНИЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ воспитатель гр. «Вишенка» Бракк В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер класс по теме Исследование и наблюдения над величинами. Объём.
Advertisements

З НАЧЕНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОСТЕЙШИМ ИЗМЕРЕНИЯМ.
Методика формирования количественных представлений в средней группе с использованием ведущего вида деятельности- игры Составитель: Титова Н.Ф.
Методика формирования количественных представлений во второй младшей группе с использованием ведущего вида деятельности – игры Составитель:Титова Н.Ф.
Метод моделирования как способ обучения дошкольников математики Воспитатель МБДОУ д/с 17«Рождественский» Краснихина Екатерина Игоревна.
Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Наша спутница ВОДА» Косогорова Татьяна Викторовна Воспитатель МКДОУ детский сад 17.
Деятельностный подход это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться,
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЕЛ. воспитатель гр. «Брусничка» Золотухина О.Н.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
Выполнила: воспитатель первой квалификационно й категории Семухина Н.В. МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 95»
Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.
Практическая работа по химии в 8 классе на тему: Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе.
«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Особенности развития элементарных математических представлений у детей с ОНР Из опыта работы МДОУ 138 г. Мурманска ст.воспитателя Рощиной С.А. и воспитателя.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Урок по теме: «Плотность вещества» Урок изучения нового материала Авторы: Хусаинов М.Д. МОУ «Новоаптулинская СОШ», Фокина Е.П. МОУ «Малиновская СОШ», Дацкевич.
Счетные палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Автор: Белошицкая Ольга Александровна воспитатель ГБДОУ д/с14 Московского района.
Транксрипт:

И ЗМЕРЕНИЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ воспитатель гр. «Вишенка» Бракк В.В.

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕМЕ ЖИДКИХ И СЫПУЧИХ ВЕЩЕСТВ И СПОСОБАХ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ. Основная задача обучения – формирование представлений об общих способах измерения Введение измерительной деятельности требует: - опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание детей на измерительных действиях. - умение координировать движение руки и глаза, что является непременным условием точности при выполнении измерений. - определенного уровня развития счетных измерений и количественных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА ( ОТ 3-4 ЛЕТ ). Сравнение групп предметов по размеру (длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше) Учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: длинный - короткий, длиннее – короче, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, шире – уже, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые (равные) – по высоте, большой – маленький, больше – меньше, одинаковые (равные) по величине.

С РЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ ) Величина: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте). Учить детей сравнивать (соизмерять) предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой). Учить сравнивать несколько предметов (до пяти) разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте; рассказывать, в каком порядке расположены предметы («Самая высокая башенка, башенка по ниже, еще ниже, самая низкая»). Учить детей сравнивать предметов по величине (длине, ширине, высоте), располагая их в определенной последовательности – в порядке убывания и нарастания величины; определять словом размерные отношения предметов в ряду: «Этот - высокий, а этот – по ниже, этот еще ниже, он самый низкий и т.п.»

С ТАРШАЯ ГРУППА (5 – 6 ЛЕТ ) Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, высоты в возрастающем или убывающем порядке; объяснять в каком порядке расположены предметы. Учить сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Учить измерять объем (вместимость сосудов, объем жидких и сыпучих веществ) условными мерками. Учить выделять отношение между несколькими предметами, упорядочивать их по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

П ОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6 – 7 ЛЕТ ) Величина: учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры; понимать зависимость результата измерения от величины условной меры. Учить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер. Познакомить с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формировать первоначальные измерительные умения. Учить считать по заданной мере (двойками, пятаками). Учить делить предметы на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной меркой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых и т.д.) понимать, что целое 5 больше части, а часть меньше целого.

I ЭТАП. Обучение уравниванию веществ по объему.

а) в два одинаковых прозрачных сосуда наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей: «Одинаковое ли количество воды в стаканах?». Ориентируясь по уровню, дети говорят «да». Затем воду из одного стакана переливаем в другой сосуд (н-р, ниже и шире) на глазах у детей и опять повторяем вопрос. Если дети говорят «да», то переходим к следующему заданию. Если нет, то на время работу прекращаем.

б) в два одинаковых прозрачных сосуда наливаем разное количество воды и вновь задаем тот же вопрос; дети отвечают отрицательно, и тогда мы ставим перед ними проблему: как уровнять воду в стаканах? Для решения задачи предлагаем оборудование в следующей последовательности: - кастрюля с водой и кружка (необходимо долить воду из кастрюли с помощью кружки в тот стакан, где воды меньше); кастрюля без воды (вылить воду из того стакана, где воды больше, в кастрюлю, чтобы уровнять); - никаких дополнительных предметов (перелить воду из того стакана, где больше, в тот, где меньше).

II ЭТАП. О БУЧЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЮ ОБЪЕМОВ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРЫ.

Перед детьми ставится задача: определить, сколько гороха в мешочке. Сначала выслушать разные варианты определения количества (н- р, сосчитать горошины, взвесить). Затем можно рассмотреть заранее приготовленное оборудование: ложка, веревочка, стакан, палочка, блюдце и т.п.… В результате необходимо выбрать прозрачный стакан в качестве мерки. На первом занятии целесообразно будет высыпать горох в несколько одинаковых стаканов, так же как и при измерении линейных величин. Дети определяют, сколько стаканов понадобилось, и называют результат, именуя число. Затем предлагается измерить объем только с помощью одной мерки (одного стакана). При этом обязательно обговариваются правила измерения: мерка должна каждый раз наполняться одинаково (до половины, до краев, с горкой т т.д.) после заполнения мерки высыпать ее содержимое в другую посуду и отложить фишку (назвать число) подсчитать количество фишек и назвать результат, именуя число (н-р, 5 стаканов гороха).

Организуя работу, необходимо помнить, что *** измерять необходимо сыпучие и жидкие вещества, чередуя их, чтобы дети научились выбору мерки *** измерять одно и тоже вещество необходимо разными мерками для выработки обобщенных способов действий. Возможные ошибки детей при измерении объемов: нет равномерности при наполняемости мерок; чем меньше остается измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки; не сочетается счет и измерение (наполняют мерку – один, высыпают – два). Как прием работы, можно использовать алгоритм в картинках, с помощью которого закрепляются основные правила измерения.

III ЭТАП. С РАВНЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО ОБЪЕМУ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.

1. Сначала предлагаем вещества в одинаковой и разной по объему и размеру посуде с одинаковым и разным уровнем. Дети пытаются на глаз определить, где больше или меньше вещества. Для доказательства используем прием переливания в одинаковую посуду.

2. Затем предлагается следующее упражнение, в котором воспитатель выполняет действия за ширмой. - имеется два пустых стакана (показать их детям и спрятать за ширмой так, чтобы дети не видели стаканов, но видели действия воспитателя), влить в первый стакан 3 части воды, во второй – одну), спросить, где больше? Дети без труда ответят на вопрос, проверить, убрав ширму; - влить в первый стакан 6 частей воды, во второй – 7, спросить, где больше; скорее всего, дети затруднятся ответить, так как различие невелико и не фиксируется умение считать; убрать ширму, проверить; обсудить; - предложить детям то же упражнение, только попросить откладывать фишки (считать) и на этой основе, сравнивая числа, определить, где больше воды

3. В итоге предлагаются вещества, помещенные в непрозрачную посуду, дети должны предложить различные способы определения того, где больше и на сколько, при этом активно используется измерение и сравнение чисел.

IV ЭТАП. Освоения функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

Необходимо продумать задания для понимания этой зависимости: измерять различными по объему мерками один и тот же объем вещества, выяснить, почему числа получились разными. Для осознания этой связи можно предложить устные задачи: *** сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы? *** скольким покупателям хватит сахарного песка, если каждому продавать по два стакана? *** скольких детей можно угостить соком, если каждому давать по полстакана?

ФЭМП Тема. Измерение с помощью условной мерки Первое занятие Цель : Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Второе занятие : Цель: Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость между величиной, меркой, числом. Тема. Знакомство с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема. Цель: Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема; Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.

И ГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. С/Р И ГРА «М АГАЗИН », В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ПРОДАВЕЦ ОТПУСКАЕТ ПОКУПАТЕЛЯМ В БИДОНЫ, ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ 1 Л, 2 Л, 3 Л МОЛОКА У ПРАЖНЕНИЕ «С ВАРИМ КУКЛЕ КАШУ ». Ц ЕЛЬ : УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ИЗМЕРЕНИИ ОБЪЕМА СЫПУЧИХ ТЕЛ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕРКИ. У ПРАЖНЕНИЕ «П ОМОЖЕМ ДОКТОРУ А ЙБОЛИТУ ». Ц ЕЛЬ : ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЯ ИЗМЕРЯТЬ ОБЪЕМ ЖИДКИХ ТЕЛ С ПОМОЩЬЮ УСЛОВНОЙ МЕРКИ. У ПРАЖНЕНИЯ НА НАХОЖДЕНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБЪЕМОМ В УПОРЯДОЧЕННОМ ПО ДАННОМУ ПРИЗНАКУ РЯДУ, ПОДБОР КАЖДОМУ ЭЛЕМЕНТУ РЯДА ПАРНОГО, Т. Е. РАВНОГО ПО ОБЪЕМУ, ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ ПО ОБЪЕМУ («Р АССТАВЬ, КАК Я СКАЖУ ») - «У ГАДАЙ СКОЛЬКО ЛИТРОВ ВМЕЩАЕТСЯ В ПОСУДУ » ( ВНАЧАЛЕ ОБЪЕМ ИЗМЕРЯЕТСЯ НА ГЛАЗ, А ЗАТЕМ - ИЗМЕРЕНИЕМ ); - У ПРАЖНЕНИЯ В УРАВНИВАНИИ КОЛИЧЕСТВА ЖИДКОСТЕЙ В ДВУХ СОСУДАХ. - «Х ВАТИТ ЛИ В ЧАЙНИКЕ ЧАЮ ДЛЯ ВСЕХ КУКОЛ ?»

Трудовая деятельность «Цветочный патруль» - Уход за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями, растениями крупными в больших горшках и за небольшими растениями (полив и корневая подкормка) «Дежурство по занятиям» - набираем воду для рисования в непроливайки с использованием обговоренной мерки; «Здоровей-ка» - с использованием условной мерки (стаканчика и ложки) готовим соленой и содовый раствор для полоскания горла и полости рта; Ручной труд: Измерение соли и муки для лепки из соленого теста.

Изобразительная деятельность Рисование: «Банка с компотом», «сок в коробке», «молоко и кефир в пакете», «вода в графине ». Цель: закрепить знания о видах жидкостей. Лепка «Емкости» (кастрюля, чашка, графин, банка). Цель: закрепить знания о видах емкостей.

Социальное развитие Экскурсия на кухню детского сада. Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов.

Работа с родителями Подготовка фотогаллереи на тему: « Применение измерения объема в повседневной жизни». Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.

Оформление уголка для экспериментирования Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.