Актуальные задачи образования Федеральный государственный образовательный стандарт - 2009 г. Екатерина Петровна Толстова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
Advertisements

1 Планируемые результаты общего образования как цели и их оценка Т. С. Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
«Федеральный государственный стандарт начального общего образования»
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
ГОУ Педагогическая академия последипломного образования.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
ФГОС Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Транксрипт:

Актуальные задачи образования Федеральный государственный образовательный стандарт г. Екатерина Петровна Толстова

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании

Основные документы образовательной политики 1. Концеопция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) 2. Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) 3. Приоритетный национальный проект «Образование» на годы 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 г. Пр-271

Стратегические документы Принимаются вновь: Федеральная целевая программа развития образования на годы Новая программа приоритетного национального проекта «Образование» Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»

Образование понимается как Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально- экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества

Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности

Цель российского образования Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Концеопция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования + системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Наша новая школа

Стандарт второго поколения Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий: –равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях –сохранение единства образовательного пространства России –преемственность ступеней общего образования

1. Указ Президента РФ о внесении изменений в Закон «Об образовании» от 1 декабря 2007 года. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ) Базовые документы ФГОС Статья 7 «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года) 4. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)

«Образовательный эффект от любой инновации происходит только в том случае, если вокруг этой инновации меняется вся среда школы»

Взаимосвязанные документы Наша новая школа ФГОС Квалификационные характеристики должностей работников образования НСОТ Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Концеопция стандарта Конце́опция определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса основная точка зрения на предмет руководящая идея для систематического освещения

1 Изменение парадигмы образования Усвоение суммы знаний Максимальное использование содержания и инструментария всех учебных предметов для развития личности учащихся

2 Изменение парадигмы образования Переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях

Вектор смещения акцентов нового стандарта Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания

Новый Стандарт Переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования Придание образовательному процессу воспитательной функции

Новое методологическое обоснование Системно - деятельностный подход Метапредметный подход Компетентностный подход

Стандарт – совокупность требований

1 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 2 Требования к структуре основной образовательной программы 3 Требования к условиям реализации кадровым, финансовым, материально-техническим

Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию сформированность мотивации к обучению и познанию ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции социальные компетенции личностные качества сформированность основ гражданской идентичности Предметные освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Метапредметные результаты раздел 2, пункт 9 освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение –ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, –межпредметными понятиями Стандарт, раздел 2, пункт 9

Метапредметные результаты Универсальные учебные действия Ключевые компетенции Умение учиться Межпредметные понятия Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Глоссарий сайта ФГОС: Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Требования к результатам Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные Метапредметные результаты образовательной деятельности Универсальные учебные действия Способы деятельности

Требования к структуре основной образовательной программы начальной школы 2 Планируемые результаты 3 Базисный учебный план 4 Программа духовно- нравственного воспитания 5 Программа здорового образа жизни 6 Программа развития универсальных учебных действий 7 Программы по предметам 8 Программа коррекционной работы 9 Система оценки 1. Пояснительная записка

Количество и наименование разделов ООП старшей школы 1. Пояснительная записка 2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания 3. Планируемые результаты 4. Учебный план 5. Программа развития УУД 6. Программы отдельных учебных предметов (курсов) 7. Программа подготовки к профессиональному самоопределению 8. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности 9. Программа социализации обучающихся 10. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 11. Программа работы с обучающимися инвалидами и обучающимися С ОВЗ 12. Система оценки

Новая структура учебного плана Урочная деятельность Обязательная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность 10 часов по направлениям Спортивно- оздоровительное познавательное исследовательское художественно- эстетическое Трудовое

Урочная – внеурочная деятельность Три варианта

Как было Урочная деятельность Внеурочная деятельность

Урочная деятельность Как было Внеурочная деятельность Внеурочная - формирует УУД

В одной логике, взаимосвязаны

Современный урок Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися

«Новые образовательные результаты предполагают использование других форм и способов достижения требований стандарта и адекватных им процедур и методов оценки»

Новая формула выстраивания траектории урока Соответствующие им виды учебной деятельности Необходимые средства обучения (в том числе средства ИКТ) Планируемые результаты

Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие

Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и учеников Роль ученика и учителя

Роль учителя: лучший артист второго плана

Учебная ситуация, ситуация учения-обучения Маленький эпизод урока, вокруг которого развивается действие

Технологии Технология учебного проектирования Обучение, основанное на исследовании Способ Диалектического обучения Проблемное обучение Технология развития критического мышления Таксономия учебных целей Б. Блума Вопросы для развития мышления высокого уровня

Технология учебного проектирования Начальная школа Средняя школа Старшая школа Проектные задачи Коллективный проект Индивидуальный проект

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки: основные особенности 1. Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов 2. Оценка способности решать учебно- практические задачи 3. Сочетание внутренней и внешней оценки 4. Уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов 5. Аутентичность внутренней оценки 6. Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации

«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс Самооценка Самоанализ Взаимооценка

Комплексный подход к оцениванию Виды: –стандартизированные работы (устные, письменные) –нестандартизированные работы: проекты практические работы портфолио самоанализ самооценка Процедуры: аттестационные мониторинговые экспертиза модерация

Процедуры оценки Стандартизированные Персонифицированные Не стандартизированные Не персонифицированные Аттестационные Мониторинговые Оценивание Уровень школы Уровень федерации Результаты разделили на те, которые относятся к конкретной личности и те, которые относятся к оценке системы образования в целом

Государственная итоговая аттестация / Итоговая оценка 1. Накопленная текущая оценка 2. Оценки за итоговые работы 3. Оценки за подготовку и презентацию проектной работы

Годовые оценки по трем предметам изучающимся на профильном уровне 15 б. Зачеты по остальным предметам Зачеты по проектам 3 б. Портфолио 7 б. Внутренняя оценка: пример (III ступень)

Накопительная система оценки индивидуальных достижений Портфолио

Программа духовно- нравственного воспитания Программа здорового образа жизни Внеурочная деятельность Проектирование Исследование

Русский язык и литература 2 – 4 творческие работы Иностранный язык 5 – 7 монологов, аудиозаписи с диалоговой речью История и обществознание 2 – 4 мини-проекта, эссе, презентации Математика пакет математических исследований или заданий прикладного характера Естественные науки пакет экспериментальных работ, мини-проекты, презентации Предметы по выбору 2 – 4 творческие работы Внешкольная деятельность Грамоты, сертификаты, свидетельства, благодарности … Портфолио

Требования ФГОС к условиям реализации ООПСПОО Кадровые Финансовые Материально – технические Создание комфортной развивающей образовательной среды, … «чтобы каждый учащийся в каждом учебном заведении добивался успеха»…

Стандарт упорядочил и привел в единое целое Компетентностный подход Проектирование Портфолио Дополнительное образование Воспитание

Темы для работы Структура и назначение всех программ в ООП Технологии Система оценивания УУД, формирование, оценивание Роль и место. Процедура сбора материалов и оценивания портфолио Модель образовательного процесса Внеурочная деятельность Расписание Динамическое расписание Нелинейное расписание Разновозрастные группы