Выполнили учащиеся 7 «Б» класса Митрофанова Ольга, Красников Никита Научный руководитель Жизневская О.А.
На Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам. Их звон был чем-то большим, чем просто музыка, в нем словно бы отразилась русская душа, русская жизнь.
Много лет живёте вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить.
Для русского народа колокола стали частью национального самосознания, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Жива святая Русь, жива Россия… Горят ее, сияют купола, От моря и до моря С новой силой Звонят, звонят ее колокола.
Колокол Коло – круг, чаша Кол- глухой вариант корня «гол» - звук «Звук из круга», «круговой» (то есть общий) голос.
Судьбы русских колоколов сходны с судьбой нашего народа – за призывы к бунту у них вырывали язык, закапывали в землю, за непослушание наказывали плетьми и даже отправляли в ссылку. Не раз казнили звонарей, А если их в народе укрывали, Тогда колокола казнили за людей, Лупили розгами и била вырывали.
У каждого колокола было свое имя и с некоторого времени даже паспорт. «Корноухий» был назван так за то, что не имел медных отливных ушей. «Лебедь» - за то, что имел голос, похожий на крик птицы; «Голодарь» был отлит в годы неурожаев и эпидемий и звучал в дни великого поста. Колокол – существо одушевлённое.
«Колокольные» метафоры. «Язык хорошо подвешен», «Язык заплетается» - от того, хорошо или неудачно подвязан язык колокола, зависит качество звона. Язык « Придержи язык», «никто тебя за язык не тянул», «распустили языки» - в нерабочем состоянии языки колоколов обычно связаны. Прежде чем начать звонить, веревки развязывают.
Валдайские колокольчики. И царь, добравшись до Валдая, Приказ дал – колокол разбить. Разбили колокол, разбили!.. Сгребли валдайцы медный сор, И колокольчики отлили, И отливают до сих пор...
Звон колокольчика как явление русского фольклора. Звону много – веселей дорога Еду- еду не свищу,а наеду не спущу Смотри, не зевай, веселее погоняй Не любо, не слушай, а врать не мешай» ( о реформе 1861 года).
Литейщики выбивали на колокольчиках цитаты из полюбившихся им стихотворений. Григорий Малышев «Звени звонок звонче – лихая тройка вихрем мчись» Фёдор Глинка «Мчится тройка удалая – Колокольчик Дар Валдая».
Они звенят, поют, плачут, рыдают, хохочут, гремят, гудят, кричат… Колокольным звонам чутко внимали сердца поэтов. Они делали колокола и колокольчики действующими лицами своих стихотворений, и каждый слышал их «голос» по-своему. Глухо каялся грешный колокол – Это медное сердце собора. Он эфир колол, глубоко колол, Как щепу, звук бросал у забора… Игорь Северянин.
В стихотворении А.К.Толстого «Благовест» колокольный звон ассоциируется с темой Родины, России, населению которой издавна было присуще очень трепетное отношение к своей вере, к православию. Молюсь, и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого; И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает...
В поэзии Лермонтова чаще всего звук монастырского колокола выступает как предвестник беды,бывает связан с утратой надежды вырваться на свободу. Перед казнью купца Калашникова, например, «заунывный гудит, воет колокол, разглашает всюду весть недобрую». И слушал я, без слёз, без сил, Казалось, звон тот выходил Из сердца будто кто- нибудь Железом ударял мне в грудь.
Как символ радости и надежды, счастливой и неожиданной встречи выступает нежный звон колокольчика в знаменитом стихотворении «И.И.Пущину»: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.
Характерная черта колокольчика – однозвучность. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Колокольчик однозвучный, Крик протяжный ямщика, Зимней степи сумрак скучный, Саван неба, облака! А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Вяземский «Дорожные думы»
Колокольном звон – это ещё и сила, поднимающая народ на битву с врагом, это душа России, негодующая, протестующая. Когда ж врывались в Новгород соседи И был весь город пламенем объят, Тогда глубокий звон червонной меди Звучал, как ныне. Это был набат!
Москва – мать городов русских. Колокольный звон стал неотъемлемой частью нашей столицы, её, как принято сейчас говорить, визитной карточкой. Москва златоглавая, звон колоколов, Царь-пушка державная, аромат пирогов.
К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались и многие русские композиторы: М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и другие.
Особенно богаты колоколами и колокольчиками песни и романсы. В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь- динь, Колокольчик звенит. Этот звон, этот звон О любви говорит
А вот стихотворение Александра Башлачёва Время колокольчиков давно уже сделалось своеобразной визитной карточкой русской рок- поэзии 1980-х годов, поэзии протеста, несогласия с установившимся режимом. Но с каждым днём времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты. Что ж теперь ходим круг да около На своём поле как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь время колокольчиков.
Колокол – это символ России, ее голос. Это душа русского человека – открытая и громогласная. Так пусть же в наших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего. Кто знает, может быть, колокольный звон поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.