Урок по литературе для 9-го класса Учитель: Кучерявая Ольга Владимировна
Особенности русского классицизма Тема урока
С помощью произведений литературы и искусства 18 века определить отличительные черты классицизма как направления в русской культуре. Цель урока
Повторение ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА Рационализм Гармоничность Строгость ясность Разделение жанров на высокие и низкие Единство места, времени, действия
Историческая эпоха 18-го века в России характеризуется: развитием науки, образования, театра, журнального дела; распространением французской культуры; усилением патриотизма в среде дворянства просвещенным абсолютизмом (просвещенный монарх мудро управляет государством). Новый материал
Русская архитектура 18-го века В архитектуре отражается стремление к возвеличиванию государства, национальной гордости. Здания несут отпечаток монументальности, выражают высокое чувство гражданственности. В России творят не только русские, но и итальянские архитекторы. Доменико Джованни Трезини Петропавловская крепость в Петербурге.
Бартоломео Франческо Растрелли Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец
Матвей Федорович Казаков (Москва) Московский университет, Петровский дворец.
Монументальная скульптура Этьен Морис Фальконе Памятник Петру Первому в Петербурге
Живопись 18-го века Портреты Дмитрий Левицкий Воспитанницы Смольного института
Владимир Боровиковский Федор Рокотов Портрет М.И. Лопухиной Портрет А.П. Струйской
Пейзажная и историческая живопись Федор Алексеев Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости
Александр Лосенко Прощание Гектора с Андромахой Для живописи характерно сочетание античного представления о красоте с углублением в душевное состояние героя, лиризмом и эмоциональным фоном.
Садово-парковое искусство и скульптура Для парков характерно симметричное и четкое расположение аллей, павильонов, клумб и прудов и т.п. по примеру построения загородного дворца и парка Людовика 14-го в Версале. Лучевое расположение аллей от дворца короля символизирует единовластие и могущество монарха. Ярким примером такого паркового ансамбля является подмосковное имение графа Шереметьева Кусково.
Парки в Петергофе и Павловске
Э.М. Фальконе создал конную статую Петра 1-го (медный всадник), которая символизирует грандиозность и могущество царя и России. В скульптуре классически трактуются фигуры в виде античных героев, которым придаются национальные черты. Например, памятник Минину и Пожарскому в Москве скульптора И.П. Мартоса.
Литература В литературе отстаивается идея просвещенного абсолютизма, согласно которой развитие государства происходит под руководством просвещенного монарха, который заботится о культурном и научном прогрессе в своей державе. По этому в произведениях литературы на первое место выдвигаются мотивы гражданского и патриотического пафоса, а также призывы к образованию и просвещению. М.В.Ломоносов провел реформу русского языка, опубликовал теорию стихосложения и теорию трех штилей, согласно которой все жанры литературы делятся на высокие, средние и низкие.
Жанр сатиры представлен в творчестве Антиоха Кантемира. Объектами его обличений стали противники петровских реформ: дворяне злонравные,церковники, ненавистники просвещения. Кантемир показывает правду исторически конкретной жизни своего времени. А.П. Сумароков – автор сатирической и лирической поэзии выступает против знатной черни: Какое барина различье с мужиком? И тот и тот земли одушевленной ком. А если не ясней ум барский мужикова. Так я различия не вижу никакова.
Самым распространенным жанром поэзии стала ода. Ода- торжественное произведение, воспевающее великих людей, важные исторические события, явления общественной жизни. Особенно известны оды М.В. Ломоносова, А.П.Сумарокова, прославляющие императрицу Елизавету Петровну и достижения России во время ее правления. Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебе благодарит! Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет. М.В. Ломоносов
Г.Р. Державин – поэт, который в своей лирике борется с несправедливостью, требует соблюдения законов, выступает борцом за правду и поэтому остался в истории литературыбичом вельмож. …Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я, подобно страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!...
Развивается жанр повести, путевых заметок, в которых ставятся актуальные вопросы общественной жизни. В повести Путешествие из Петербурга в Москву А.Н. Радищев заклеймил самовластие, поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем. По распоряжению Екатерины 2-ой повесть была запрещена но многочисленные рукописи запрещенного сочинения ходили по России. Драматургия представлена в основном комедиями, которые носят остро сатирический характер и поднимают важные общественные проблемы Д.И. Фонвизин в комедиях Бригадир,Недоросль осуждает необразованность, развращенность безграничной помещичьей властью представителей провинциального дворянства. Комедии носят также воспитательный и просветительный характер.
Жанровая система русского классицизма очень разнообразна. Кроме вышеперечисленных, представлены такие жанры, как притчи, эпиграммы, пародии, песни, басни, элегии, сказки, трагедии. Русская литература этого направления, в первую очередь, это литература просвещения, основные принципы которой основаны на утверждении высокого гражданского, героического и патриотического чувства в сознании современников.
Подведение итогов урока Литература русского классицизма Основные принципы Жанры Авторы Произведения