Мастер-класс учителя-дефектолога Фроловой И.Б. «Поэтапное формирование умственных действий у обучающихся с нарушением письма»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Устранение недостатков правописания в начальной школе Презентацию составила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ 14» Ярополова Светлана Вадимовна.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Развитие орфографической зоркости младших школьников Выполнила: Разумова Т. М. Учитель средней школы 11.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Выполнила: Безенкова Л.Г. Челябинск 2012 г. Тема: «Развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи языкового анализа и синтеза для профилактики дисграфии»
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
1 группа. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Например: сосна – сосны. 2 группа. Словарные слова (непроверяемые написания) Например: горизонт,собака.
Развитие орфографической зоркости младших школьников Выполнила: Разумова Т. М. Учитель средней школы 11.
Звуки и буквы Фонетическая транскрипция 5 класс. Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим.
Методы, приемы и средства выработки орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе Из опыта работы учителя русского языка и литературы Солодовник.
Почему безударная гласная в корне слова требует проверки? Различается ли произношение и написание безударной гласной в корне слова? Какие способы проверки.
Орфограмма 5 класс. Мы уже знаем, что существует написание по произношению и что многие слова пишутся не так, как произносятся. Л то с Р уна.
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии Логопедическая тема: Фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры. Грамматическая.
Тест по русскому языку (повторение изученного в 5 и 6 классах)
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Транксрипт:

Мастер-класс учителя-дефектолога Фроловой И.Б. «Поэтапное формирование умственных действий у обучающихся с нарушением письма»

Виды нарушения письма Дисграфия Дизорфография Дисграфия Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки: замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме Дизорфография Дизорфография – это стойкое. Специфическое нарушение усвоения орфографических знаний. Умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций

Принципы письма ФОНЕТИЧЕСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Большое достоинство этого принципа заключается в его простоте: он не требует знания каких-либо грамматических правил, и с точки зрения грамматики ошибиться здесь совершенно негде: пишем, как слышим. Однако фонетический принцип «надёжно работает» лишь тогда, когда произношение записываемых слов полностью совпадает с их написанием. А это значит, что речь здесь может идти только о тех словах, в которых все звуки находятся в сильных позициях: гласные - под ударением, согласные - в условиях ясного звучания, например: ДОМ, СТОЛ, РУКА, ДИВАН, КУРТКА и т.п. Фонетический принцип письма

Морфологический принцип письма является в русской орфографии ведущим, поскольку именно ему подчинено правописание подавляющего большинства слов. Согласно морфологическому принципу письма уже нельзя писать так, «как слышим», а нужно руководствоваться определёнными грамматическими правилами. Таким образом, овладение морфологическим принципом письма по сути дела сводится к усвоению грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем. Например: правописание безударных гласных. проверяемых ударением, в корне слова; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание парных согласных в корне слова; правописание приставок; правописание суффиксов. Морфологический принцип письма

Традиционный принцип написания заключается в том, что многие слова пишутся так, как писались когда-то раньше, без всякого учёта состояния русского языка. Это как бы дань традиции, привычке, самой истории языка. Примером традиционного написания является: написание буквы И после букв Ж, Ш, Ц; написание многих слов с безударными гласными в корне слова, непроверяемыми ударением (словарные слова); написание заимствованных иностранных слов, которые пишутся в соответствии с законами тех языков, из которых они к нам пришли (ПАЛЬТО, МАНТО, ПАРАШЮТ и т.д.) написание 198 словарных слов (в начальной школе) Традиционный принцип письма

Петр Яковлевич Гальперин - доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967), выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Т Теория поэтапного формирования умственных действий 1 этап. Этап формирование ориентировочной основы действия (ознакомление с заданием или образцом) 2 этап. Этап формирования действия с опорой на предметы 3 этап. Перенесение действия в план громкой речи без опоры на предметы o Громкое проговаривание действий o Проговаривание действий про себя (по речевой формуле) 4 этап. Сокращение самой речевой формулы (речь внешняя переходит во внутреннюю и течет автоматически)

звукобуквенный анализ и синтез слоговой анализ и синтез слово предложение Языковые уровни коррекции письма

«Озорные буквы» Бофар кодофил опет, А дуд одглючили зфед. Бофар леща перёд И обузгаед ф гомбод. Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берёт И опускает в компот.

Игра «4 осы» Ос- - а На этой осе в октябре позолота, Ос- - а А это растёт на лугу у болота, - - ос а - - У этой на лапках зелёные иглы, -ос а -На этой опасно устраивать игры ______________________ осина, осока, сосна, мостовая «Три сороки». *Три болтливые сороки У различных птиц гостили, Буквами заполнив строки, Догадайтесь, с кем сороки Ели джем и кофе пили. Не забудьте, что таится В каждом строчке только птица 1.Со ро ка 2. Со ро ка 3.Со ро ка

СКАЛОЛАЗЫ Олимпийские игры АЛЬПЕНИСТЫ

мнемотехника

Безударные гласные Существительное ПрилагательноеГлагол ……Чистить …Подарочный… Боль…… Пол т Прол тел Ос нний Ос нь Прин с сётсёт Подбери недостающего «родственника» Подставь нужную букву в слово «Конфликтные» слова Нуждаются ли в проверке гласные в словах ? ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ

«Озорные буквы» Белка Живет в пбг чк. Гнездо у нее в дупле. Летом и осенью белка сушила пбг и пбг. Настала холодная пбг. Трудно искать щу. А у белки в дупле еда. ПБГ –проверяемая безударная гласная ЧК – слово с сочетанием ЧК ЩУ - слово с сочетанием ЩУ Слова для справок : лесу, белочка, ягоды, зима, пищу, грибы.

Снег Идет снег. Тихо падают на землю _________. Они похожи на _________. В ______ снег сухой. Нельзя лепить _________. В _______ погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и _____ ! Слова для справок: СНЕЖ-ИНК-И, МОРОЗ, СНЕГ-ОВ-ИК, ЗВЁЗД-ОЧК-И, ТЁПЛ-УЮ, СНЕЖ-К-И. Снег Идет снег. Тихо падают на землю СНЕЖ-ИНК-И. Они похожи на ЗВЁЗД-ОЧК-И. В МОРОЗ снег сухой. Нельзя лепить СНЕЖ-К-И. В ТЁПЛ-УЮ погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и СНЕГ-ОВ-ИК!