Традиционные ценности и современный мир Духовно-нравственные ценности православия как ориентир для оценки поступков героев литературных произведений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Advertisements

А. П. Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец» Федеральное Государственное Казённое Общеобразовательное Учреждение «Ставропольское Президентское.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
А.П.Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым.
Ученица 8 «А» класса Матвиенко Татьяна 2012г.. « Без солнца не цветут цветы, Без любви нет счастья, Без любви нет счастья, Без женщины нет любви, Без.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
Притча Христа о добром самарянине Встреча с добрым самарянином.
Трудная дорога. Трое пожилых людей в тёмных очках неуверенно шли по улице, палками ощупывая вокруг себя тротуар. Увидев их, какой-то мальчишка свистнул.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Белоцерковская Татьяна Юрьевна, МБОУ СОШ 21 города Ставрополя.
Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей одной веры в разных странах.
Вторушин Станислав Васильевич. Толковый словарь русского языка( С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова) Поклон,-а,м.1.Наклонение головы или верхней части туловища.
Права, обязанности знай И по жизни побеждай! Если ты законы знаешь И их честно исполняешь, То спокойно проживешь И в беду не попадешь!
1 Дидактические материалы к обобщающему уроку по курсу «ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…» АВТОР: Воронина Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ.
Транксрипт:

Традиционные ценности и современный мир Духовно-нравственные ценности православия как ориентир для оценки поступков героев литературных произведений

Библейские реминисценции в рассказе Олега Павлова «Конец века» Работа выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей 18» г. Новочебоксарск Саложенкиной Татьяной Борисовной

Каковы, на ваш взгляд, приметы Рождества? Каким мы себе представляем этот праздник? Как этот праздник изображён в рассказе О.Павлова? Христианский праздник Рождества. Свечи, зелёные ветки хвои, украшения красного и золотистого цветов. Подарки. Помощь несчастным, бедным, попавшим в беду. Светлая радость, домашний ужин. Радость от общения, мороз на улице, тепло и уют дома. Рождество, изображённое в рассказе. Уже первая фраза рассказа говорит о том, что праздника как будто и нет: «Столпилось праздников, будто справляли старого года похороны». Пьянство, двойная оплата труда, все «исходят тоской». Красная масляная краска на кастрюлях и зелёнка на исходных данных трупа.

Охарактеризуйте героев рассказа. Антонина, «простая смертная баба», из санитарок. Когда препирательства по поводу бомжа закончились, Антонина «…одна начала его обрабатывать», стала разговаривать с этим ни на что не реагирующим человеком. Именно она первая увидит, что делается «он вдруг человеком». После того как труп увезут в морг, дольше всех будет оставаться в больнице, глядя «безрадостно куда-то в пол». Охранники, все пьяные, думающие только о том, чтобы их никто не потревожил, чтобы не прервали их «веселье». С унынием охранники идут доставать утром труп из ванной, «позарившись на добавку в деньгах»

«Молоденькая растрёпанная врачиха» не упрекает охранников ни в чём, просто просит искренне, чтобы приняли человека. В рассказе дан диалог дежурного врача и этой девчушки, в котором чётко ясна позиция обоих: для дежурного врача то, что привезли, - просто мешок, от которого надо избавиться. Она пытается достучаться до сердец этих людей Дежурный доктор не спешит, даже не подходит к мешку, чтобы осмотреть, кто в нём. Именно он предлагает охранникам освободиться от мешка: увезти подальше от больницы и скинуть в сугроб.

Пожилой водитель вступился «за свою врачиху»: «…Вон морды нажрали, ребята в Чечне погибают, а вы подъедаетесь на больничных харчах!» «Вплыла тут в приёмное и тощая, вся зевая, медицинская сестра, которая обиделась на всех и плаксиво гундосила: «А почему к нам всех этих бомжей везут, я не знаю!.. Сегодня праздник, девушка, понимаете, а вы его портите…»

Какой образ дети не включают в таблицу? Ученики не включают в таблицу самого человека, которого привезла «скорая». По их мнению, ОН НАД ВСЕМИ, он никого не судит, ничего не говорит. После смерти «он и всё вокруг делал другим, чужим». Этот загадочный образ производит неизгладимое впечатление, так как он разработан автором в двух ипостасях. 1. Бомж, завёрнутый в полиэтиленовую плёнку, привезённый врачом «скорой» в горбольницу 7 января. От него пахнет «всей вонью земной», «из полиэтиленового мешка торчала одна грязно-каменная ступня». Его бьёт ногами паренёк-охранник, пытаясь заставить уйти из больницы, поливает хлорным раствором. Он голый лежит на кафельном полу в комнате санобработки, одежды на нём столь гнилые, «что и сами распались, вшивые».

2.«Это был молодой человек, чуть не мальчик – но измученный и тощий, как старик. Чесотка сделала его кожу одной темнотой, и только лицо да руки были режущей белизны, красоты. Он лежал в корыте грязной больничной ванны так глубоко и убито, будто висел, приколоченный к ней гвоздями. Что Антонина силилась отмыть как грязь, но так и не отмыла – свинцовые полосы, чёрные пятна – были раны». Когда этот человек умер, взгляд Антонины «измучивали белокожие и гладкие, что небесные, его ручонки – уроды в том панцирном, рачьем от чесотки теле».

Средства создания образов 1. Портретная характеристика 2. Речевая характеристика 3.Поступки.

Портретная характеристика 1. Девушка-врач – «…молоденькая растрёпанная врачиха, ни упрёка не произнеся…влетела воробышком…», «…вскричала девчушка, понимая, что происходит, и становясь вдруг от навернувшихся жалких слёзок пылающе живой и красивой» Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнение с воробышком, метафору «пылающе живая и красивая» Всё это помогает нам увидеть молодую, искреннюю, милосердную женщину. 2. Медицинская сестра – «вплыла тут в приёмное и тощая, вся зевая, медицинская сестра, которая обиделась на всех и плаксиво гундосила…» Автор намеренно выбирает разговорные, просторечные выражения, тем самым показывая отчуждённость, равнодушие, злобу этой женщины.

3. Портретная характеристика Антонины ограничивается фразой «сухонькая, почти костлявая…», читатель сам может дорисовать портрет «простой смертной подмосковной бабы». Антонина, в отличие от всего «народа больничного», всегда в делах, самая грязная и тяжёлая работа на ней; и в начале рассказа она «обрабатывает» привезённого бомжа, и в конце рассказа она «…ползала с тряпкой и с тазиком, не разгибая спины…и тихонько от бессилия плакала…»

Речевая характеристика Речь очень характеризует Антонину. В рассказе перемежается её голос и голос рассказчика, гл чуткий читатель может заметить грамматические ошибки в речи героини, диалектные выражения («надо всё одно будет вставать», «что пошагали в сторону, поспешая, за каталкой», «чего-то не гремят ребятушки», «вырос на пороге паренёк ихний», «стали ораться» и т.п.) Особенно важна внутренняя речь героини, когда она разговаривает со своим «подопечным», приводя его в порядок: здесь слышны и откровенно грубые выражения, но почему-то у читателя не создаётся впечатления, что Антонина жестока, наоборот, эти речи дают нам возможность понять, что главное в душе героини – сострадание Молоденькая врачиха очень эмоциональна, в её речи много риторических восклицаний, она пытается расшевелить своих «коллег». Врач приёмного отделения говорит немного, видно, что злость, безразличие и усталость овладели им полностью.

Как библейские реминисценции помогают читателю понять авторскую позицию и «расшифровать название рассказа»? Библейские реминисценции ( от лат. «напоминание») – это фразы, мотивы, упомянутые в Библии; библейские герои и ситуации. Анализируя текст, ученики определили следующие мотивы: пещера моргапещера, в которой был похоронен Христос «белая, в темнотах мертвецкого пота, простыня» Туринская плащаница исчезновение трупа Воскрешение Иисуса Христа

Антонина омывает тело бомжа Мария Магдалина омывает стопы Иисуса Христа Избиение и издевательства над привезённым человеком Издевательства и крестные страдания Христа На третий день труп исчез Христос воскрес на третий день Человек лежит в корыте ванной, «будто висит, приколоченный гвоздями» Распятие на Кресте Антонина силится отмыть грязь, а это чёрные кровавые раны Раны на теле Христа

Вспомним и о «чудесах», связанных с привезённым человеком Охранники выдали каталку девушке-врачу, «подчинившись ни с того ни с сего, хоть могли и послать…» Вдруг остановилось глухо время, «всё кончилось, и нечего было кричать», хотя только что дежурный врач до хрипоты спорил и ругался со «скорой» Молоденькая врачиха исчезла Антонина легко поднимает мешок, он не кажется ей тяжёлым, затем он вдруг делается неподъёмным После праздников тело неизвестного пропало, хотя «в праздничные дни никто больше в больнице не умирал».

Заключение С горькой иронией в конце рассказа О.Павлов замечает: «Это чудо, кража трупа бомжа из морга, обнародованное с пылу с жару столичными газетками, ужаснуло читающую Москву. Но на другой день о нём уже никто не помнил…» Рассказ называется «Конец века». Автор намеренно не указывает, какого века. Не даёт имени главному герою. Христианская история насчитывает тысячи лет, но жестокость людская, отсутствие сострадания, погоня только за собственной выгодой, нежелание пожертвовать временем ради другого сохраняются в человеческой природе и по сей день. Добро и зло всегда рядом с нами, только мы можем выбирать дорогу, по которой пойдём. Иногда нужно, чтобы «уничтожилось, остановилось глухо время…»

А.Куприн «Чудесный доктор» 1. Какое время изображено в рассказе? (Всё действительно произошло в Киеве в конце 19 века) Известно реальное имя «чудесного» доктора – это профессор Пирогов. Реальна и семья, о которой идёт речь. 2. Какое событие освещает весь рассказ? (Рождество) 3. Как автор изображает «чудесного доктора»? (Портрет: «старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто; умное, серьёзное лицо, внушающее доверие». Речь: «голос мягкий, ласковый, старческий», очень спокойный; восклицательные предложения «Что за прелесть – русская зима!», «Очень уж здесь хорошо!» Поступки: хватает за руку Мерцалова и быстро едет с ним к больной девочке; все беспрекословно исполняют его указания; он даёт деньги на продукты и дрова; говорит напоследок: «Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом.» Оставляет под чайным блюдцем несколько крупных кредитных билетов.

Поступки Говоря о поступках, я сначала читаю ученикам небольшой отрывок из размышлений митрополита Сурожского Антония: «Бог во Христе явился нам небывалым и непостижимым образом: не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным, уязвимым, презренным для тех, кто верит только в силу и в земное величие. В первую ночь своего рождения Он приобщился к самой тяжёлой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой. И в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключёнными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества – несметное количество. И по сей день – увы! – в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждёт, которым никто не готов открыть свой дом, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым…»