Автор Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ 76» г. Пермь Блинова Олеся Викторовна
Социализм обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.
Томас Мор «Утопия» «На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ». Т. Кампанелла «Город Солнца» Нет частной собственности. Трудовой день – не более 4 ч. Материальное изобилие. «...женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями». А. Сен- Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Мечты о социалистическом обществе, где: социальная гармония; общность интересов всех граждан; свободный творческий труд; равноправие; плановое хозяйство; распределение по труду; отсутствие эксплуатации. Путь к новому обществу- через развитие производства, науки, просвещения народа.
В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж. Руссо и Платона? Почему учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна считаются утопическими? Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?
Карл Маркс и Фридрих Энгельс (19 в.)
Материальны е потребности Производст венные (материаль ные) отношения Обществен ное бытие Общественное сознание
Общественное бытие – материальные отношения людей к природе и друг к другу в процессе производства материальных благ. Общественное сознание - отражение в сознании людей их общественного бытия (философия, религия, право, мораль, ).
Кому принадлежат средства производства? 1. Рабовладельцы VS Рабы 2. Феодалы VS крестьяне 3. Капиталисты (буржуа) VS Пролетариат 1. Рабовладельцы VS Рабы 2. Феодалы VS крестьяне 3. Капиталисты (буржуа) VS Пролетариат
Почему в богатом обществе массы, создающие материальные богатства, сами живут в нищете и убожестве? Прибавочная стоимость - стоимость, созданная трудом рабочего в прибавочное время, результат не оплаченного капиталистами труда рабочего.
Общественно-экономическая формация - историческая ступень общественного развития, основанная на определенном способе производства, со своим базисом и надстройкой.
Первобытнообщинн ая Рабовладельческа я Феодальная Капиталистическа я Коммунистическая
Возможно ли вообще существование такого коммунистического общественного устройства? Приведите примеры из истории. Прочитайте высказывание: «Социализм, основанный К. Марксом и Ф. Энгельсом, отличается от систем Р. Оуэна, А. Сен-Симона и III. Фурье иной оценкой сил и средств, необходимых для осуществления социалистического общества». Что совпадало в представлениях о социализме у классиков марксизма и французских утопистов? Что имеет в виду Бернштейн, говоря об иных силах и средствах? Можно ли построить светлый мир, начиная преобразования с жестких, репрессивных мер одной части общества по отношению к другой?
Обществознание: учебник для 10 кл.: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др. М.,Просвещение, 2007 г. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. М.: Изображение социалистов-утопистов bin/frame_rightn_newlife.pl?type=school&links=./in/owen/lectures/ owen_l2.txt&img=lectures_small.jpg&name=utopia bin/frame_rightn_newlife.pl?type=school&links=./in/owen/lectures/ owen_l2.txt&img=lectures_small.jpg&name=utopia Изображение К.Маркса и Ф.Энгельса Изображение К.Маркса %D1%80%D0%BA%D1%81&img_url= a.xx.fbcdn.net/hprofile- prn1/161935_ _ _q.jpg&pos=55&uinfo=s w-1349-sh-620-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage %D1%80%D0%BA%D1%81&img_url= a.xx.fbcdn.net/hprofile- prn1/161935_ _ _q.jpg&pos=55&uinfo=s w-1349-sh-620-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage
Картинка со слайда 9 %D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82% D1%8C&pos=17&uinfo=sw-1349-sh-620-fw-1124-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url= ad_28177t.jpg %D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82% D1%8C&pos=17&uinfo=sw-1349-sh-620-fw-1124-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url= ad_28177t.jpg Схема (слайд 12) %BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&pos=86&uinfo=sw-1349-sh-620- fw-1124-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url= jpg %BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&pos=86&uinfo=sw-1349-sh-620- fw-1124-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url= jpg Картинка (слайд 13) %D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F %D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81% D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&im g_url= fh-448-pd-1&rpt=simage %D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F %D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81% D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&im g_url= fh-448-pd-1&rpt=simage