Учения об обществе и человеке. Социология- наука об обществе Термин введен Огюстом Контом (1798-1857) французским философом. Понятие «социология» является.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учения об обществе и человеке © С.К. Свечников,
Advertisements

МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
10 класс обществознание урок 4. Рассмотреть этапы становления общественной мысли в XVII – XX вв.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
Философия эпохи Просвещения Гаража НВ. Характеристика эпохи Просвещения §Это была эпоха крушения средневековых устоев и начала становления индустриального.
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Личность и общество Урок 19. План 1.Проблема свободы и её социальный аспект. 2.Аксиология и её основные проблемы. 3.Понятие «ценность». Социальная функция.
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Просвещение.. Просвещение – течение общественной мысли, особое умонастроение, особые интеллектуальные склонности и предпочтения. Цели и идеалы Просвещения.
ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕКА В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ «Труд – отец богатства, земля – его мать». У. Петти (1623 – 1687), английский экономист.
Теории происхождения государства Левиафа́н (ивр. ливьята́н) «скрученный, свитый») чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый.
Материальная субстанция (Фалес, Анаксагор, Анаксимен) Нематериальная субстанция (Пифагор, Анаксимендр) Анаксагор Пифагор.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
Государство как политический институт Урок 12. План 1. Понятие государства. 2. Концепции происхождения государства. 3. Структура государства. 4. Основные.
Сократ гг. до н.э. древнегреческий философ Истина доступна мудрецам Аристократическая форма правления Учение о добродетелях Сдержанность Справедливость.
Транксрипт:

Учения об обществе и человеке

Социология- наука об обществе Термин введен Огюстом Контом ( ) французским философом. Понятие «социология» является производным от двух слов: латинского soci (etas) – общество и греческого logos – слово, учение. Следовательно социология- наука об обществе Огюстом Контом ( )

Мифы (сказания о происхождение мира и его развитии Функции: формирование коллективных представлений закрепление определенной системы ценностей связь поколений установление гармоничных отношений с природой ФИЛОСОФИЯ Все происходит из-за вмешательства богов Нет доказательств

Древняя Индия: ВЕДЫ(священные книги индуизма) МИР Происхождение мира и устройство Способы самосовершенс твования человека Существует мир Богов и мир людей Учение о Карме – (совокупность действий и поступков, совершенные человеком в жизни) Карма Брахманы (мудрецы) Кшатрии (воины) Вайшья (крестьяне) Шудры (слуги) варны

Упанишады (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников) идея реинкарнации переселения душ живых существ после их смерти Карма», означающая «деяние, поступок» V в. до н. э. в Индии возникла новая философия (религией без Бога), буддизм. Древняя Индия: ВЕДЫ(священные книги индуизма)

Древний Китай: Конфуцианство Древний Китай: даосизм («учения о пути») Конфуцианство БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ преданность государству, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Это большая семья, отношения в которой регулируются моральными нормами Управлять должны люди, живущие по заветам предков и обладающие свойствами философов, литераторов, ученых и чиновников Конфуций ( гг. до н. э.) «жень» - человеколюбие

В древневосточной философии человек выступает как часть окружающей природы

Древняя Греция философия - дюбомудрие Платон ( гг. до н. э.) Государство существует в силу необходимости Идеальное государство – совершенная аристократия Три сословия: философы-правители, стражи и работники Общая собственность Плохие формы государственного правления: тимократия (военные), олигархия (богатые), демократия (большинство), тирания (единовластие) Не государство для человека, а человек для государства?

Древняя Греция Аристотель ( гг. до н. э.) Человек – общественное животное Задача государства – сделать людей счастливыми Государство должно держать рабов в повиновении и препятствовать сосредоточению власти в руках немногих Частная собственность Три слоя людей: богатые, средний слой, бедные Формы правления: правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, охлократия). Власть одного достойного Власть небольшой группы достойных Власть среднего класса Власть одного недостойного Власть богатых при большом количестве бедных Власть толпы Демократия допустима, если господствует закон!

Средние века: теоцентризм Аврелиан Августин ( гг.) Провиденциализм: история определяется богом Фома Аквинский ( гг.) Схоластика. (средневековая философия) Томизм: Человек может жить только в обществе Государство способствует единству общества Монархия – лучшая форма правления Церковь – выше государства Сословное деление установлено богом Все объяснялось божественным вмешательством

Возрождение: утопии Томас Мор «Утопия» ( гг.) Нет частной собственности Труд – всеобщая обязанность Распределение по потребностям Гармоничное развитие человека Томазо Кампанелла «Город Солнца» ( гг.) Обществом управляют ученые-жрецы Детей воспитывает государство 4-часовой рабочий день Главные ценности – наука и просвещение Место, которого нет

Н Макиавелли «Государь». Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх выше морали и права Ш Монтескье «О духе законов». Теория разделения власти законодательную исполнительную судебную. Теория общественного договора

Естественное состояние Гражданское состояние Новое время Теория общественного договора Т. Гоббс ( гг.) «Левиафан» Человек эгоистичен «Война всех против всех» Люди Государство Дж. Локк ( гг.)»Два трактата об управлении государством Разделение властей: законодательная, исполнительная, федеративная Ж.Ж. Руссо ( гг.) Человек – добрый Испортила его частная собственность Общественный договор: взаимные обязательства между гражданами и властью Общая воля = Частная воля Вольтер ( гг.) Равенство людей перед законом Основа прогресса – человеческий разум договор Монархия! парламент +суд король и министры

Новое время Адам Смит ( гг.): политическая экономия Источник богатства – производительный труд Невмешательство государства в экономику Рынок – главный механизм регулирования экономикой Главные условия процветания – частная собственность и отсутствие препятствий для личной инициативы Основные классы: землевладельцы, капиталисты, наемные рабочие Каждый, работая на себя, работает на других рента прибыль зарплат а

Новое время Г.В. Гегель ( гг.) Критерий общественного прогресса – свобода Три исторических периода: восточный мир, античный мир, германский мир Гражданское общество – «система всеобщей зависимости»

Новое время Материалистическое понимание общества: К. Маркс ( гг.) и Ф. Энгельс ( гг.) Основа развития общества – производственные отношения между людьми Движущая сила развития общества – трудящиеся Общественное бытие определяет общественное сознание Развитие общества подчиняется определенным законам

ХХ век Постмарксизм ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Марксизм изменениям не подлежит КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Реформы вместо революций РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Победа социалистической революции в одной стране Диктатура пролетариата «Ренегат» К. Каутский «Ревизионист» Э. Бернштейн В.И. Ленин

ХХ век Техницизм Дж. Гелбрейт Дж. Гелбрейт: основная задача общества – развитие производства, власть должна принадлежать менеджерам Уолт Ростоу Уолт Ростоу: стадии экономического роста Реймон Арон Реймон Арон: теория индустриального общества Даниэл Белл Даниэл Белл: теория постиндустриального общества Решающий фактор прогресса – техника и технология Традиционное общество Переходное общество Стадия сдвига Стадия зрелости Стадия массового потребления -Широкое производство товаров массового потребления -Механизация и автоматизация -НТР -Урбанизация -Высокая социальная мобильность

ХХ век Ценностный подход Макс Вебер ( гг.) Интересы эпохи ценности нравственность действия людей -Целерациональные -Ценностно-рациональные -Аффективные -Традиционные разумно поставленная цель убеждения о добре, красоте, чести… сильные эмоции привычки Ценности – «осознанные интересы» Протестантизм капитализм

ХХ век Экзистенциализм чел век СУЩЕСТВОВАНИЕ С У Щ Н О С Т Ь ВНУТРЕННЕ СВОБОДЕН Решающий фактор прогресса – сам человек, а не внешние обстоятельства! Existencia - существование М. Хайдеггер К. Ясперс Ж.-П. Сартр А. Камю Н. Бердяев

О человеке Протагор: человек – мера всех вещей Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни. Сократ: Я знаю только то, что я ничего не знаю Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме. Спиноза: природа – это причина самой себя И.Кант: Ничто так не поражает мое воображение, как звездное небо над головой Руссо: Раздавите эту гадину Гегель: Философия – это эпоха, схваченная в мысли Б. Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Фейербах: человек – венец природы. Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Дюркгейм Эмиль ( ) французский философ и социолог, ввел понятие «реальности социальных фактов», Термин «аномия», введенный Дюркгеймом, дает объяснение поведению, отклоняющемуся от принятых норм и правил.

Кант Иммануил ( ) немецкий философ, основоположник классической философии Этика Канта основана на представлении о человеке как о свободном существе и высшей цели мироздания. Высшая моральная заповедь («категорический императив») Кант сформулировал так: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». Отстаивал необходимость вечного мира между народами.

В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Кейнс Джон Мейнард ( ) английский ученый-экономист, лорд, один из наиболее выдающихся экономистов XX века. Разработал теорию денег, изложенную в его главной книге «Общая теория занятости, процента и денег». Сторонник вмешательства государства в экономику

Фрейд Зигмунд ( ) австрийский врач, основоположник психоанализа;