1 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (КИМы по истории и обществознанию) Самойлова Е.В. доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Advertisements

Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Психологические особенности подросткового возраста.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Иванова Елена Васильевна, зав. кафедрой управления образованием, Заслуженный учитель РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Идеи, которые могут поменять уклад школьной жизни Комсомольск-на- Амуре МОУ СОШ 34.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Транксрипт:

1 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (КИМы по истории и обществознанию) Самойлова Е.В. доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО ИРООО Голикова С.Н. декан ФПП БОУ ДПО ИРООО

2 2 Последовательное уточнение требований ФГОС. Планируемые результаты Последовательное уточнение требований ФГОС. Планируемые результаты ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов Учащиеся ОУ, педагоги Система образования В том числе - инфраструктура ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ

3 Исторические источники Историческое время Историческое пространство Работа с историческими фактами Я – человек Я и моя семья Я и моя школа Я и моя страна Я и мои права Структура планируемых результатов на уровне 4 / 5 кл (Окружающий мир, раздел Человек и общество) Структура планируемых результатов на уровне 4 / 5 кл (Окружающий мир, раздел Человек и общество)

4 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

5 12. Предметные результаты освоения ООП начального общего образования. Раздел - Человек и общество узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник научится:

6 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Выпускник получит возможность научиться:

7 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

8 11. Предметные результаты освоения ООП основного общего образования История России. Всеобщая история. Раздел - История Древнего мира Выпускник научится: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

9 11. Предметные результаты освоения ООП основного общего образования История России. Всеобщая история. Раздел - История Древнего мира Выпускник получит возможность научиться: давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Предметные результаты освоения ООП основного общего образования ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Раздел - Человек в социальном измерении Выпускник научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Предметные результаты освоения ООП основного общего образования ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Раздел - Человек в социальном измерении Выпускник получит возможность научиться: формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

12 1 класс 2 класс 3 класс 11 класс …4 класс ИТОГО- ВЫЕ ПР (предмет- ные) Тематические результаты Формирующая (текущая) оценка Зачеты и итоговые работы 1) проектировать систему тематических и текущих планируемых результатов Операционализация итоговых планируемых результатов с позиций их освоения детьми: этапы освоения трудности, типичные ошибки Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

13 2) подбирать и самостоятельно составлять учебные задания 1 класс (и любой иной) ТЗ 1 Тематические результаты Текущая (формирующая и диагностическая) оценка Зачеты и итоговые работы ТЗ 2 Обучающие задания, учебные ситуации осознание отработка систематизация использование перенос Проверочные задания Задания должны допускать как формирование и оценку исполнительской компетенции, так и обеспечивать возможность развития, оценку осознан- ности и произвольности выполняемых действий с учебным материалом Оценка динамики диагностика Оценка уровня достижения Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

14 3) осуществлять осознанную и целенаправленную формирующую и диагностическую оценочную деятельность по оценке достижения текущих и тематических планируемых результатов, выделенных на основе проецирования итоговых результатов на данный отрезок учебного процесса и включать в нее учащихся(!) Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат? Что значит для учителя работать на конечный результат?работать на конечный результат?

15 Для разработки измерительных материалов для итоговой оценки необходимо иметь полное представление о: 1. Цели итоговой оценки – оценить способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи и дифференцировать их по уровню достижений 2. Содержании оценки (структура и содержание планируемых результатов) 3. Особенностях заданий для оценки планируемых результатов 4. Общих подходах к принятию решений об уровне освоения учебного материала (уровень достижения планируемых результатов)

16 опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Содержание оценки: планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку

17 Классификация заданий для итоговой оценки по уровню проверяемых умений или способов действий: задания базового или повышенного уровней (!) по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания, компьютерные задания и др. по форме проведения работы: задания для индивидуального, парного или коллективного выполнения, для проектной деятельности по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом (ограниченно развернутым или эссе)

18 задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, из которых верен только 1; задания с кратким ответом на установление соответствия, в которых предлагается установить взаимно­однозначное соответствие для различных объектов; задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ. Приоритет заданий с выбором ответа и с записью краткого ответа обусловливается необходимостью обеспечения полноты проверки за счёт включения большого числа заданий. Типология заданий для итоговой оценки

19 Задания базового и повышенного уровней Базовый (опорный) уровень 1-я группа задания базового уровня, проверяющие освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с которыми они встречались на уроках. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения. Целенаправленно формируется и отрабатывается в ходе учебного процесса со всеми учащимися.

20 Задания базового и повышенного уровней Повышенный (функциональный) уровень 2-я группа задания повышенного уровня сложности, проверяющие способность учащихся действовать в ситуациях, в которых нет явного указания на способ выполнения, а школьник сам должен выбрать этот способ из набора из­вестных ему или сочетать два-три известных способа действий. 3-я группа задания повышенной сложности, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи, в которых нет явного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы либо привлекая знания из разных предметов. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

21 Требования к критериям оценки достижения планируемых результатов Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки, и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать и описывать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций, а также итоговых результатов освоения учебной программы.

22 Проектирование учебного процесса, направленного на достижение итоговых результатов Проектирование учебного процесса, направленного на достижение итоговых результатов Цель: ежедневное, последовательное «пошаговое» достижение итоговых планируемых результатов Средство: подбор учебных заданий и учебных ситуаций

23 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов устные, письменные, практические, с использованием ИКТ; предметные, межпредметные и метапредметные; для индивидуальной, парной или групповой работы; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем; для проектной и исследовательской деятельности; с открытым и закрытым ответом; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки; позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие использование справочной литературы, допускающие адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся.

24 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Базовый уровень 1. Раскрась флаг РФ.

25 Базовый уровень 2. Иван петербуржец, а Николай москвич. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России. Ответ________________________________ Б.) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ:________________________________

26 Повышенный уровень 3. Марине поручили подготовить сообщение о достопримечательностях столицы нашей страны, связанных с великими поэтами и писателями. Приведи три примера, о которых Марина может рассказать. ______________________________

27 Базовый уровень 4. Прочитай следующие высказывания и ответь на вопросы АВ. 1. К концу XXI века люди научатся бороться с новыми тя­жёлыми болезнями. 2. До XIV века люди не знали, что возможны кругосветные путешествия. 3. XX век называют веком автомобиля. 4. В первой половине XIX века люди научились использо­вать энергию пара. 5. В нынешнем году ты заканчиваешь начальную школу. 6. Через год ты будешь учиться в 6 классе. A) Какие высказывания относятся к прошлому? Запиши их номера ___________________. Б) Какие высказывания относятся к настоящему? Запиши их номера __________________. B) Какие высказывания относятся к будущему? Запиши их номера ________________.

28 Повышенный уровень 5. В классе планируется встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Учеников просили подготовить вопросы для беседы. Запиши три вопроса: первый о событиях прошлого, второй о том, как живут ветераны сегодня, третий о будущем. ______________________________________________

29 Базовый уровень 6. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. В каком веке произошло это событие? 1. В XII веке. 2. В XV веке. 3. В XVI веке. 4. В XIX веке.

30 Повышенный уровень 7. Очевидцами какого из названных событий могли быть твои дедушки и бабушки или дедушки и бабушки твоих од­ноклассников? Обведи номер ответа. 1. Полтавская битва (1709 год). 2. Куликовская битва (I380 год). 3. Полёт в космос Ю. А. Гагарина (I965 год). 4. Война с Наполеоном (1812 год).

31 Повышенный уровень Прочитай текст о восточных славянах и выполни задания Восточные славяне жили в деревянных домах. Ска­мьи, столы, домашняя посуда тоже делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Главным занятием древних славян было земледелие. Прежде чем пахать землю, нужно было вырубить дере­вья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряли почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок. Восточные славяне смотрели на природу как на жи­вое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемым был бог солнца Ярило. Признавалось существование разного рода «нечистой силы» леших, домовых и т. п. Славяне почтительно относились к родителям, были очень гостеприимны. Для гостей ставили на стол луч­шие кушанья. Невесту обычно похищали («умыкали») и потом платили за неё выкуп. Поклонение силам природы у славян сопровожда­лось специальными обрядами. Они не строили храмов, религиозные обряды совершались в священных рощах, где богам приносили в жертву животных. Какой из перечисленных ниже фактов относится к верованиям восточных славян? 1. Похищение невесты перед свадьбой. 2. Поклонение богу солнца. 3, Постройка дома из дерева. 4. Занятие земледелием.

32 9. Повышенный уровень Восточные славяне были язычниками, так как поклонялись силам природы. Подтверди этот факт словами из текста __________________________________________

Комплексное, базового и повышенного уровня Опираясь на свои знания, определи, в каких фрагментах текстов идёт речь о реальных исторических фактах. Обведи номера этих фрагментов. 1. В 1380 году, по сведениям многочисленных письменных источников и по свидетельству археологов, обнаруживших остатки оружия и кости людей, на Куликовом поле состо­ялась битва русских дружин с татарами. 2. Вот, дивной облечён бронёй, Добрыня, богатырь могучий, И конь его Златокопыт; Чрез степи и леса дремучи Не скачет витязь, а летит, Громя Зилантов и Полканов, И ведьм, и чуд, и великанов. 3. В лето 884 отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них лёгкую дань. В лето 907 пошёл Олег на Царьград. 4. Купец Новгородский Садко снарядил корабль и отправил­ся в далёкое плавание. Попали его корабли в бурю, и ока­зался Садко на дне морском. Понравилась царю морско­му игра Садко на гуслях, и предложил царь гостю выбрать себе невесту.

34 Базовый уровень 11. Ученикам поручили подготовить сообщение о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, в честь которого назван Московский университет. Помоги ребятам составить список издании, которые могут быть полезны при выполнении задания учителя. Обведи номера, под которыми указаны нужные издания. 1. Книга «Жизнеописание М. В. Ломоносова». 2. Список выпускников Московского университета. 3. Справочник «100 выдающихся россиян». 4. Энциклопедия «Природа России». 5. Истории о великих путешественниках.

35 Время выполнения работы На выполнение итоговой работы отводится 45 мин. Учитывается объём работы, а также индивидуальные качества учащихся: одни работают медленно, другие быстро; одни ставят перед собой сложные задачи, другие предпочитают простые решения, одни работают в обобщённой манере, другие тонко прорабатывают детали.