ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОФЕССОР ХАЗАНОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Advertisements

Способы защиты трудовых прав и свобод. Самозащита работниками трудовых прав. Крыжнева Милана 3 курс 2 группа ГМУ.
Административное принуждение- этод еятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Глава 30 УК РФ). Часть 1 Преступления.
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
Правовые основы защиты прав несовершеннолетних. Выполнила студентка 4 курса 1 группы факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Крячко.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
Тема: Законы и другие нормативные акты РФ по обеспечению безопасности Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Положения.
ПРАВА ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ Административная и уголовная Д и с ц и п л и н а р н а я Возмещение вреда, причиненного.
Законодательство, устанавливающее правовую основу для деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления Федеральный закон от
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ГосударственныйМуниципальныйОбщественный Специально уполномоченными государственными органами: Росреестр Росприроднадзор Органами местного самоуправления.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника; СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ (Ф) РАНХИГС Выполнили:
Транксрипт:

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРОФЕССОР ХАЗАНОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА « ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА »

ОБ УЧАСТИИ ТРУДЯЩИХСЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В СТРАНЕ Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 года 218 Создать на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях, совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях добровольных народных дружин по охране общественного порядка Установить, что добровольными народными дружинами по охране общественного порядка руководят районные ( городские ) штабы, состоящие из представителей партийных и советских органов, профсоюзных, комсомольских организаций и отдельных командиров дружин Личный состав дружин комплектуется строго на добровольных началах из передовых рабочих, служащих, колхозников, студентов, учащихся и пенсионеров Добровольные народные дружины и районные ( городские ) штабы по охране общественного порядка действуют, руководствуясь утвержденным о них положением, и работают в контакте с административными органами

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ РСФСР ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 г. 423 Добровольные народные дружины создаются коллективами трудящихся на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также по месту жительства граждан для усиления охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями Народные дружины создаются по производственно - территориальному принципу на предприятиях, стройках, транспорте, в колхозах, совхозах, учреждениях, организациях, учебных заведениях, при жилищно - эксплуатационных конторах, домоуправлениях, общежитиях и т. д. В добровольные народные дружины принимаются граждане СССР, достигшие 18 лет, из числа передовых рабочих, колхозников, служащих, студентов, учащихся, пенсионеров, способных по своим деловым и морально - политическим качествам успешно выполнять поставленные перед дружиной задачи Основными задачами добровольных народных дружин являются охрана прав и законных интересов граждан, активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений, охрана общественного порядка, социалистической собственности, участие в работе по воспитанию советских людей в духе уважения законов и правил социалистического общежития

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ РСФСР ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Постановление Совета Министров РСФСР от 19 июля 1974 г. 423 Добровольные народные дружины, выполняя возложенные на них задачи и руководствуясь действующим законодательством : а ) участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также в поддержании порядка во время проведения различных массовых мероприятий ; б ) оказывают содействие органам внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судам в их деятельности по укреплению общественного порядка и борьбе с правонарушениями ; в ) принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, самогоноварением, хищениями государственного и общественного имущества, а также личного имущества граждан, с нарушениями правил торговли, со спекуляцией и другими правонарушениями ; г ) принимают участие в проведении воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению правил социалистического общежития и предупреждению антиобщественных поступков ; д ) участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних ; е ) участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов и в предупреждении дорожно - транспортных происшествий ; ж ) принимают меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии ; участвуют в спасении людей, имущества и в поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах ; з ) оказывают помощь пограничным войскам в охране государственной границы СССР ; и ) участвуют в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства ; к ) участвуют в проведении воспитательной работы с лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и условно досрочно освобожденными

ЦЕЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей – часть 1 статьи 32 Конституции РФ Согласно статьи 30 Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений, в том числе правоохранительной направленности Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для реализации права граждан участвовать в выполнении отдельных публичных функций, в том числе путем создания условий для деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

ЦЕЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА (2) Создание условий для более эффективного исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления публичных функций по защите прав и законных интересов граждан, охране правопорядка и обеспечения общественной безопасности Создание условий для повышения уровня доверия населения к деятельности органов публичной власти, повышения качества сотрудничества органов публичной власти с институтами гражданского общества Повышение уровня правового сознания граждан, создание условий для изменения отношения отдельных граждан к противоправному поведению, изменение в положительную сторону общественного мнения о состоянии правопорядка в стране, регионе, муниципальном образовании

Конституционные требования к правовому регулированию участия граждан в охране общественного порядка Соблюдение баланса публичных и частных интересов в обеспечении общественного порядка Соразмерность ограничения прав и законных интересов граждан степени общественной опасности допускаемых противоправных действий Равенство прав граждан РФ, отвечающих установленным требованиям на участие в деятельности по охране общественного порядка Совместное ведение РФ и субъектов РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности

Общественный порядок как объект правового регулирования Общественный порядок – это состояние общественных отношений в общественных местах, характеризующееся отсутствием правонарушений, посягающих на жизнь, здоровье, имущество граждан и организаций, нормальную организацию жизнедеятельности, функционирование инфраструктуры, а также своевременным предупреждением и пресечением таких правонарушений Охрана общественного порядка представляет собой комплекс правовых, организационных, информационных и иных мер, направленных на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений, применяемых уполномоченными органами, организациями и их должностными лицами или представителями Общественный порядок выступает в качестве видового и непосредственного объекта административных правонарушений ( глава 20 КоАП РФ ) и преступлений ( раздел IX УК РФ ) Обеспечение общественного порядка – одна из функций органов государственной власти и органов местного самоуправления

Основные правовые средства охраны общественного порядка Уголовно - правовые средства обеспечения общественного порядка Дисциплинарно - правовые средства обеспечения общественного порядка в организованных коллективах и иных организациях Административно - правовые средства обеспечения общественного порядка : - установление общеобязательных правил поведения - контроль и надзор в общественных местах - организация работы правоохранительных органов - пресечение административных и иных правонарушений - закрепление составов административных правонарушений и привлечение к административной ответственности

Участие граждан в охране общественного порядка Оказание гражданами помощи органам внутренних дел ( полиции ) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах Участие граждан в охране общественного порядка может быть в индивидуальной форме – внештатный сотрудник полиции, гражданин, оказывающий индивидуальное содействие, участие в поиске пропавших без вести либо в коллективной форме в составе общественных объединений правоохранительной направленности, народных дружин, казачьих обществ

Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка Конституция РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы иные нормативные правовые акты Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации муниципальные нормативные правовые акты

Принципы участия граждан в охране общественного порядка добровольности законности приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом взаимодействия с органами внутренних дел ( полицией ), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел ( полиции ), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления

Полномочия законодательного ( представительного ) органа государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка 1. Принимает закон субъекта РФ, устанавливающий : образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и ( или ) отличительной символики народного дружинника порядок создания и деятельности координирующих органов ( штабов ) по обеспечению взаимодействия и координации деятельности народных дружин порядок предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций порядок материально - технического обеспечения народных дружин виды мер поощрения к членам народных дружин и участникам ООПН и порядок их применения дополнительные формы участия граждан в охране общественного порядка дополнительные формы и способы оказания содействия гражданами правоохранительным органам 2. Осуществляет мониторинг исполнения закона в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка

Полномочия исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в сфере регулирования участия граждан в охране общественного порядка размещение на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти в информационно - телекоммуникационной сети " Интернет ", а также в СМИ информации о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактной информации координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иной общедоступной информации, необходимой для эффективного поиска лиц, пропавших без вести выделение средства бюджета субъекта РФ на финансирование материально - технического обеспечения деятельности народных дружин, на предоставление льгот и компенсаций членам народных дружин и членам их семей формирование регионального координирующего органа ( штаба ) народных дружин и ООПН иные полномочия, предусмотренные законодательством

Полномочия органов местного самоуправления по применению законодательства, регулирующего участие граждан в охране общественного порядка оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка создают условия для деятельности народных дружин размещают на своих официальных сайтах в информационно - телекоммуникационной сети " Интернет ", а также в средствах массовой информации общедоступную информацию о лицах, пропавших без вести, месте их предполагаемого поиска, контактную информацию координаторов мероприятий по поиску лиц, пропавших без вести, иную общедоступную информацию, необходимую для эффективного поиска лиц, пропавших без вести решают вопросы формирования организованных групп, определения маршрута и места предполагаемого поиска

Полномочия органов местного самоуправления (2) получают уведомление о создании народной дружины, общественного объединения правоохранительной направленности устанавливают границы территории, на которой будет функционировать народная дружина согласовывают избрание командиров народных дружин формируют координационный орган ( штаб ) в муниципальном образовании оформляют документы народных дружинников выделяют средства на финансирование материально - технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставляют народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности осуществляют материальное стимулирование деятельности народных дружинников

Полномочия органов местного самоуправления (3) Согласовывают планы работы народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников Определяют совместным решением с народными дружинами и территориальными органами внутренних дел порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел ( полицией ) и иными правоохранительными органами Согласовывают назначение командиров народных дружин из числа членов казачьих обществ Согласовывают планы работы народных дружин из числа членов казачьих обществ, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников из числа членов казачьих обществ

Полномочия органов местного самоуправления (4) предоставляют народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения ( за исключением такси ) в пределах территории муниципального образования осуществляют личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел ( полицией ) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливают дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников используют иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации

Порядок получения уведомления о создании народной дружины, общественного объединения правоохранительной направленности Уведомление о создании народной дружины, ООПН направляется в орган местного самоуправления председательствующим на собрании лицом ( срок, форма ), т. е. после проведения собрания В уведомлении должна содержатся информация об учредителях народной дружины, ООПН, кандидатуре командира НД, времени и месте проведения собрания, территории, на которой планируется деятельность дружины К уведомлению прилагается протокол собрания

Проверка требований к учредителям народной дружины, общественного объединения правоохранительной направленности Проверку соответствия учредителей народной дружины требованиям, установленным федеральным законом должен проводить территориальный орган МВД при включении в реестр, при этом приказ МВД РФ 599 не содержит таких положений, поскольку согласно ч.4 ст.7 ФЗ 44 сведения об учредителях народной дружины при включении в реестр не представляются Проверка соответствия учредителей ( участников ) общественного объединения правоохранительной направленности проводится территориальным органом внутренних дел Проверка членов народной дружины проводится органом, уполномоченным на выдачу удостоверения на основании материалов личного дела

Правовая форма принятия уведомления, согласования кандидатуры командира Форму уведомления можно утвердить муниципальным правовым актом либо указать, что подается в произвольной форме Срок для согласования кандидатуры командира народной дружины можно установить муниципальным правовым актом, но не позднее 30 дней со дня получения уведомления Принятие уведомления и согласование кандидатуры командира может быть оформлено резолюцией руководителя исполнительно - распорядительного органа местного самоуправления или иного уполномоченного лица на уведомлении или информационным письмом

Отказ в принятии уведомления, согласования кандидатуры командира народной дружины Орган местного самоуправления отказывает в принятии или рассмотрении уведомления, если оно подано неуполномоченным лицом, если на территории муниципального образования уже функционирует включенная в реестр народная дружина либо если имеются сведения о том, что в числе учредителей дружины состоят лица, не отвечающие требованиям, установленным федеральным законом Орган местного самоуправления отказывает в согласовании кандидатуры командира народной дружины в случае несоответствия предложенной кандидатуры установленным законом требованиям, если лицо уже является командиром внесенной в реестр другой народной дружины либо по иным причинам не способно эффективно взаимодействовать с органами местного самоуправления Решение органа местного самоуправления оформляется информационным письмом ( письмом - предостережением )

Установление границы территории, на которой создается народная дружина Границы территории, на которой создается народная дружина определяются решением представительного органа муниципального образования Граница территории деятельности народной дружины может совпадать с границей территории муниципального образования На территории муниципального образования ( как правило, городского округа ) могут быть образованы несколько территориальных границ деятельности народных дружин

Правовое положение координирующих органов ( штабов ) Координирующие органы ( штабы ) призваны обеспечить взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, народных дружин, ООПН, органов внутренних дел ( полиции ), иных учреждений и организаций по обеспечению общественного порядка Координирующий орган ( штаб ) должен участвовать в рассмотрении вопросов планирования деятельности, согласовании кадровых вопросов, реализации образовательных программ и т. п. Координирующий орган должен выполнять мониторинг исполнения требований законодательства об участии граждан в охране общественного порядка Координирующий орган не должен замыкаться только на вопросах деятельности народной дружины, а рассматривать и координировать взаимодействие всех форм участия граждан в охране общественного порядка на территории муниципального образования

Согласование планов работы народных дружин Проект плана работы народной дружина на год с разбивкой по кварталам ( месяцам ) подлежит направлению в органы местного самоуправления Проекты планов могут рассматриваться на заседаниях координирующих органов ( штабов ) О согласовании плана, необходимости внесения в него изменений командир народной дружины информируется письмом При необходимости в дальнейшем корректировки плана, этот вопрос рассматривается на заседаниях координирующего органа ( штаба ) Согласование проведения отдельных оперативных мероприятий, не включенных в план производится в индивидуальном порядке – каждое оперативное мероприятие должно проводится только под контролем органов внутренних дел ( полиции ) В отношении каждого оперативного мероприятия по охране общественного порядка органы местного самоуправления и ОВД ( полиции ) должны знать : время начало и окончания участия народных дружинников в охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников, конкретный перечень выполняемых функций, ответственное лицо, отвечающее за координацию деятельности, контактные данные

Организационно - структурная форма реализации полномочий органов местного самоуправления Возложение обязанностей по принятию решений на главу муниципального образования ( руководителя исполнительно - распорядительного органа муниципального образования ) Возложение обязанности по принятию решений на структурное подразделение администрации муниципального образования Возложение обязанности ( передача полномочий ) по принятию решений на муниципальное казенное учреждение

Издание муниципальных правовых актов по вопросам деятельности народных дружин Подготовка и издания муниципального правового акта о реализации отдельных положений Федерального закона 44- ФЗ на территории муниципального образования Издание муниципальных правовых актов о предоставлении финансовой поддержки, средств материально - технического обеспечения народным дружинам и общественным объединениям правоохранительной направленности Подготовка и издание Положения об участии граждан в охране общественного порядка на территории муниципального образования Неправомерной является имеющаяся в других регионах практика : - Утверждения положения о добровольной народной дружине - Утверждения примерных положений о добровольных народных дружинах - Создание народных дружин муниципальным правовым актом или при органах местного самоуправления - Утверждение уставов народной дружины

Контроль за деятельностью народных дружин и ООПН со стороны органов местного самоуправления В статье 24 Федерального закона органы местного самоуправления не названы в качестве органов, осуществляющих контроль за деятельностью народных дружин и ООПН, поскольку закрепление такой функции требовало решать вопросы финансирования переданного отдельного государственного полномочия Тем не менее, такой контроль органы местного самоуправления осуществляют при получении уведомления о создании народной дружины, при согласовании планов работы, при согласовании кандидатуры командира народной дружины, при утверждении порядка взаимодействия, в процессе работы координационного органа ( штаба )

Правовой статус народных дружин Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации Инициативная группа являющаяся учредителями общественной организации должна состоять не менее чем из трех физических лиц, граждан РФ, отвечающих требованиям, установленным ч.8 ст. 12 ФЗ 44 Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел ( полицией ) и иными правоохранительными органами Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены

Основные направления деятельности народных дружин содействие органам внутренних дел ( полиции ) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах

Устав народной дружины Наименование общественной организации Цель создания народной дружины – оказание содействия в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений на территории муниципального образования Структура народной дружиной, ее состав Руководящие органы народной дружины, их права и обязанности – если приобретает статус юридического лица – контрольно - ревизионные органы Порядок принятия в члены народной дружины и исключения из народной дружины Права и обязанности членов народной дружины Порядок использования символики народной дружины, форменной одежды, удостоверения народного дружинника Порядок взаимодействия народной дружины с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами внутренних дел и иными правоохранительными органами, координационным органом ( штабом ) Источники финансирования деятельности и материально - технические средства, используемые при осуществлении деятельности Порядок внесения изменений и дополнений в устав Порядок реорганизации и ликвидации народной дружины

Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка Не могут быть внештатными сотрудниками полиции, учредителями и участниками ООПН, учредителями и членами народных дружин граждане : 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость 2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование 3) ранее осужденные за умышленные преступления 4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму 5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности 6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом 7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу 8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения 9) имеющие гражданство ( подданство ) иностранного государства

Права народных дружинников требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, то есть в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности

Обязанности народных дружинников знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел ( полиции ) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и ( или ) навыков иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца

Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления

Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы (2) Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев необходимой обороны или крайней необходимости, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения

Сложные вопросы реализации полномочий народными дружинниками Народные дружинники не вправе задерживать и доставлять граждан, применять иные меры процессуального пресечения, но могут оказывать содействие должностным лицам полиции без применения непосредственной физической силы, если не возникает состояние необходимой обороны или крайней необходимости При охране общественного порядка народные дружинники не должны использовать и применять специальные средства и оружие самообороны, даже при наличии у них разрешения на его хранение и ношение ( проект ФЗ предусматривал прямой запрет, но это положение было исключено ). В то же время, при необходимой обороне применение оружия самообороны будет признано законным, если не превышены пределы необходимой обороны Народные дружинники, как правило, при обеспечении общественного порядка должны сопровождать сотрудников органов внутренних дел ( полиции ), оказывая им помощь в исполнении государственных полномочий – несмотря на то, что в федеральном законе не закреплено положение о прямом подчинении народных дружинников должностным лицам ОВД ( полиции ) или прямом руководстве деятельностью народных дружинников со стороны органов полиции, при проведении оперативных и иных специальных мероприятий народные дружинники обязаны выполнять все законные требования уполномоченных должностных лиц ОВД ( полиции )

Необходимая оборона ( ст.37 УК РФ ) Применение физической силы при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения Применять физическую силу в условиях необходимой обороны могут все лица, независимо от их должностного или служебного положения, в том числе члены ООПН

Действия в условиях посягательства, опасного для жизни Общественно опасное посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, представляет собой деяние, которое в момент его совершения создавало реальную опасность для жизни обороняющегося или другого лица О наличии такого посягательства могут свидетельствовать, в частности : - причинение вреда здоровью, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица ( например, ранения жизненно важных органов ) - применение способа посягательства, создающего реальную угрозу для жизни обороняющегося или другого лица ( применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, удушение, поджог и т. п. Непосредственная угроза применения насилия, опасного для жизни обороняющегося или другого лица, может выражаться, в частности, в высказываниях о намерении немедленно причинить обороняющемуся или другому лицу смерть или вред здоровью, опасный для жизни, демонстрации нападающим оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывных устройств, если с учетом конкретной обстановки имелись основания опасаться осуществления этой угрозы При защите от посягательства, опасного для жизни, обороняющийся вправе причинить любой по характеру и объему вред нападавшему

Действия в условиях посягательства, не опасного для жизни Под общественно опасными деяниями, сопряженными с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица понимаются, например, побои, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, грабеж, совершенный с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья К таким посягательствам относятся также умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, транспортных средств или путей сообщения Состояние необходимой обороны возникает не только с момента начала общественно опасного посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, но и при наличии реальной угрозы такого посягательства, то есть с того момента, когда посягающее лицо готово перейти к совершению соответствующего деяния

Отсутствие условий для необходимой обороны Не может признаваться находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, причинившее вред другому лицу в связи с совершением последним действий, хотя формально и содержащих признаки какого - либо деяния, предусмотренного УК РФ, но заведомо для лица, причинившего вред, в силу малозначительности не представлявших общественной опасности Действия не могут признаваться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред посягавшему лицу причинен после того, как посягательство было предотвращено, пресечено или окончено и в применении мер защиты явно отпала необходимость, что осознавалось оборонявшимся лицом Не признается находившимся в состоянии необходимой обороны лицо, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий ( для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т. п.) При необходимой обороне недопустимо причинение вреда третьим лицам

Крайняя необходимость ( ст.39 УК РФ ) Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный

Правомерность причинения вреда в условиях крайней необходимости Причинением вреда устраняется опасность, угрожающая личности, правам причиняющего вред или третьим лицам Опасность должна быть реальной и действительной, наступление вреда должно быть очевидным или неизбежным Источником возникшей опасности могут быть различные явления и обстоятельства, за исключением одного – нападения человека, поскольку в последнем случае возникает состояние необходимой обороны При крайней необходимости физическая сила применяется для воздействия на имущество, транспортные средства, животных, то есть вред причиняется третьим лицам, а не нападающему лицу Возникшую опасность нельзя устранить иными средствами, кроме как применением физической силы

Ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции ( ст КоАП РФ ) Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей Воспрепятствование может выражаться в попытках пройти за охраняемую территорию, создании препятствий для ознакомления с документами, удержании или порче удостоверения, форменной одежды, отличительной символики Невыполнение законных требований о прекращении противоправных действий выражается в отказе лица прекратить хулиганские действия, шум, распитие напитков, курение в запрещенных местах, самовольное нанесение надписей и рисунков, противоправное использование публичного имущества и т. п. Предъявляя требования народный дружинник должен соблюдать установленный порядок исполнения полномочий, предъявить удостоверение, дать возможность убедиться, что находится при исполнении обязанностей по охране общественного порядка Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом органа внутренних дел ; дело может быть возбуждено прокурором Народный дружинник непосредственно обращается к должностному лицу ОВД с заявлением о совершении правонарушения третьим лицом, при этом иные члены народной дружины, участвовавшие в охране общественного порядка могут выступать в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении Дело об административном правонарушении рассматривается мировым судьей Срок давности привлечения к административной ответственности – 3 месяца со дня совершения административного правонарушения

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций ( ст КоАП РФ ) Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей Незаконное изъятие имущества, документов граждан или организаций, создание препятствий для пользования имуществом, документами, составление процессуальных документов, повлекшее за собой ограничение прав, требование прекратить правомерные действия граждан или организаций ( прекратить торговлю, убрать транспорт и т. п.) Протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом органа внутренних дел ( полиции ); дело может быть возбуждено прокурором Дело об административном правонарушении рассматривается мировым судьей Срок давности привлечение к административной ответственности 3 месяца со дня совершения административного правонарушения

Основные задачи подготовки народных дружинников изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность народных дружинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка обучение народных дружинников умелым и эффективным действиям при участии в охране общественного порядка, приемам самозащиты и самообороны формирование самосознания народных дружинников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего мастерства обучение народных дружинников приемам и способам обеспечения личной безопасности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи поддержание у народных дружинников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу формирование высокой психологической устойчивости личности, развитие наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других психологических качеств и навыков

Порядок подготовки народных дружинников По результатам проведения подготовки в ОВД организуется комиссионное принятие зачетов у народных дружинников Комиссии формируются распоряжением начальника территориального органа МВД России на районном уровне Народному дружиннику, прошедшему соответствующую подготовку, выдается свидетельство о прохождении подготовки по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и по оказанию первой помощи Подготовка осуществляется по следующим разделам – правовая подготовка, психологическая и физическая подготовка, медицинская подготовка

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица Общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после внесения в региональный реестр. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются : 1) содействие органам внутренних дел ( полиции ) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка ; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений ; 3) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (2) Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы : 1) информировать органы внутренних дел ( полицию ) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку 2) оказывать содействие органам внутренних дел ( полиции ) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка 3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами

Недостатки Федерального закона при регулирования деятельности ООПН и статуса члена ООПН Не определяются индивидуальные права и обязанности члена ООПН Не закрепляются порядок и условия применения физической силы Не установлена ответственность за воспрепятствование законной деятельности члена ООПН Не закреплены гарантии правовой защиты Не закреплен механизм взаимодействия ООПН с органами местного самоуправления и органами внутренних дел ( полиции ) Льготы и компенсации зависят от усмотрения руководителя организации, в которой создано общественное объединение

Гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами Никто не вправе принуждать народных дружинников или внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них федеральным законом При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники или внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться федеральным законодательством Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников и внештатных сотрудников полиции Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинникам во время исполнения обязанностей народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения ( за исключением такси ) в пределах территории муниципального образования Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших

Материальное стимулирование, льготы и компенсации народных дружинников Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе : осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел ( полицией ) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел ( полицией ) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации