«Экологическая проблематика нефтеразливов в нефтедобывающих регионах Российской Федерации и вопросы утилизации попутного нефтяного газа» Начальник Управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Полезное использование попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы 2013 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Advertisements

Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
1 Итоги деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу за 2014 год.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
ГБУ КО «РАЭБ КО» Калуга, ул.Заводская, д. 57, кабинет 100 Тел: начальник отдела - Вишняков Артем Павлович , 8 (4842) ведущий инженер.
ДОКЛАД «Об утилизации попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы» ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Необходимость стимулирования рынка СУГ в связи с прогнозируемым увеличением переработки ПНГ к 2012 году. Докладчик: Ким А.А. - Начальник Управления отраслевых.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Эффективное государственное регулирование использования попутного нефтяного газа Е.А. Рябов.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Правовые основы энергосбережения
Транксрипт:

«Экологическая проблематика нефтеразливов в нефтедобывающих регионах Российской Федерации и вопросы утилизации попутного нефтяного газа» Начальник Управления государственного экологического надзора Соколова Н.Р. Москва, 2014 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление государственного экологического надзора

Нормативные правовые актырегулирующие деятельность Росприроднадзора в части осуществления надзора за нефтеразливами 7 Действующие НПА: постановление Правительства Российской Федерации от «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» постановление Правительства РФ от «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» приказ Росприроднадзора от «Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям» Нормативные правовые акты Проект НПА: проект постановления Правительства Российской Федерации «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации» (отменяет ПП РФ 240 и ПП РФ 613)

Основные экологические проблемы нефтедобычи 2 Нефтедобывающая отрасль Загрязнение земель Загрязнение поверхностных вод Загрязнение атмосферного воздуха Соотношение количества объектов охраны окружающей среды, которым причинен вред в результате разлива нефтепродуктов в первом полугодии 2014 года, шт

Нефтеразливы в Российской Федерации 3 Карта количества нефтеразливов по федеральным округам в Российской Федерации, зафиксированных в 2013 году (шт.) Площадь загрязнения нефтепродуктами и объем поступивших нефтепродуктов в 2013 году

Нефтеразливы в Российской Федерации 4 Карта количества нефтеразливов по федеральным округам в Российской Федерации, зафиксированных в первом полугодии 2014 года (шт.) Площадь загрязнения нефтепродуктами и объем поступивших нефтепродуктов в первом полугодии 2014 года

Размер вреда, причиненного объектам охраны окружающей 5

6 изношенности основных фондов (около 50% случаев - аварии на нефтепроводе (в 97% случаев из за внешней и внутренней коррозии нефтепровода) отсутствия (недостаточное) финансирования, необходимое для предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов, своевременного реагирования на них, локализации и ликвидации последствий неоперативного реагирования на аварии и происшествия и последующая не слаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Основная причина – АВАРИИ в результате: Основные причины загрязнения объектов охраны окружающей среды нефтепродуктами незаконных врезок в нефтепроводы транспортировки нефтепродуктов

Предложения Росприроднадзора 7 Необходимо: актуализировать совместный приказ МПР России и Роскомзема от /67 «Основные положения по рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональному использованию плодородного слоя почвы» внести изменения в ст.11 Федерального закона от ФЗ «О государственной экологической экспертизе», дополнив перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектной документацией объектов рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ, а также обустройства нефтяных месторождений, капитального ремонта и реконструкции внутрипромысловых и магистральных трубопроводов и иных объектов инфраструктуры обеспечить тесное взаимодействие с компаниями- недропользователями в части получения актуальной информации о планируемых природоохранных мероприятиях с указанием конкретных мест их проведения и затрат на их реализацию; сохранении и рациональному использованию плодородного слоя почвы» разработать и утвердить отдельную методику для расчета ущерба, причиненного окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов

Использование попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы 8 Объем загрязняющих веществ, образующихся при сжигании ПНГ на факельных установках Оксид азота 40 тыс.т/год (10%) Сажа 53,6 тыс.т/год Другие загрязняющие вещества 15,7 тыс.т/год (4%) Диоксид серы 27 тыс.т/го д (7%) Смесь угле водородов 6,5 тыс.т/год (2%) Оксид углерода 260 тыс.т/год (64%) 402,8 тыс.т/год загрязняющих веществ

Объемы добычи и сжигания ПНГ, а также организация инструментального контроля 9 Объемы добычи и сжигания ПНГ в федеральных округах в 2013 году (млн. м 3 ) Организация инструментального контроля за рациональным использованием ПНГ Итого по РФ: факельных установок свечей рассеивания оснащены средствами измерения

Особый объект надзора: предприятия нефтегазового комплекса нефтегазового комплекса 11 Данные государственного надзора в отношении недропользователей, осуществляющих работы по использованию ПНГ За 9 месяцев 2014 года Основные нарушения: 1. Невыполнение условий лицензионных соглашений по утилизации ПНГ 2. Отклонения фактических показателей по добычи и использованию ПНГ от проектных за 9 месяцев 2013 года взысканы штрафы в соответствии с ч.2 ст.7.3, ст.8.1,ст.8.10, ст.19.5 КоаП РФ проведены проверки 62 недропользователей по 193 лицензиям 55 предписаний об устранении выявленных нарушений в части добычи и использования ПНГ по 121 лицензиям проведены проверки 47 недропользователей 61 предписаний об устранении выявленных нарушений в части добычи и использования ПНГ

12 Постановление Правительства Российской Федерации от «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» *по данным Министерства энергетики Российской Федерации ЦЕЛЬ – побуждение к сокращению загрязнения атмосферного воздуха при сжигании ПНГ и рациональному использованию ПНГ Норматив сжигания 5% Юридическое лицо Повышающие коэффициенты платы За превышение За отсутствие приборов учета 2013 г - х г - х 25 С 2013 г - х 120 в 2013 году плата за негативное воздействие на окружающую среду в части ПНГ составила – 2 млрд. 165 млн. 801 руб. Постановление Правительства Российской Федерации от

на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от р Система перспективных регламентов, стандартов и норм: - ужесточение контроля за соблюдением экологических требований. - при реализации инвестиционных проектов в энергетике и при текущей эксплуатации энергетических объектов. - гармонизация норм российского и международного экологического законодательства. Поддержка стратегических инициатив: - разработка, внедрение и дальнейшее совершенствование системы экологического аудита и мониторинга. - стимулирование увеличения производства высококачественных продуктов переработки ПНГ с улучшенными экологическими характеристиками. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от р Создание благоприятной экономической среды - стимулирование развития экологического бизнеса в энергетике и создание условий для внедрения экологически чистых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. - снятие основных инфраструктурных, технологических и нормативно-правовых барьеров, препятствующих рациональному использованию попутного нефтяного газа. Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в раз в зависимости от отрасли. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году являются: - сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз; - сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики. Целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест. Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды. Целевыми показателями прогресса в этом направлении должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Основные проблемные вопросы в области утилизации ПНГ 14 Проблемные вопросы: Типичные препятствия на пути утилизации ПНГ: Высокая стоимость утилизации Неустойчивая/падающая добыча ПНГ на отдельных месторождениях Низкие цены на сухой газ/продукцию Нехватка доступных рынков Недостаточный доступ к инфраструктуре по переработке и транспортировке газа Варианты утилизации: Повторная закачка Использование на объектах, например, для выработки электричества Вывод на рынки СПГ или КПГ Синтетическое жидкое топливо - синтетическая нефть - дизтопливо - метанол

Предложения Росприроднадзора 15 Законодательно установить определение «попутный нефтяной газ» и его отнесения к полезным ископаемым Законодательно повысить ответственность в части соблюдения хозяйствующими субъектами инструментального контроля качества добываемого ПНГ на всех этапах его движения от добычи до переработки и реализации (предусмотрев учет естественной убыли и технологических потерь ПНГ). Создание единой информационной базы - отсутствие ее затрудняет проведение комплексного анализа учетных показателей баланса ПНГ в РФ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Благодарю за внимание!